Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные меры ЕС для противодействия терроризму




 

Отправной точкой к формированию специализированного антитеррористического законодательства послужил рост терроризма в Западной Европе, пришедшийся на начало 1970-х годов. В итоге были созданы предпосылки для объединения усилий ряда европейских государств, в развитии внутреннего и международного законодательства в области борьбы с терроризмом. Ведущие западные государства: Англия, Германия, Испания, Италия, Франция - не только произвели структурные изменения в действующем законодательстве, но и приняли ряд специальных антитеррористических законов. Одновременно с началом работы по созданию антитеррористического законодательства в Западной Европе и США начала складываться так называемая «новая юридическая культура».

Названия законов: «О чрезвычайных мерах» (Великобритания, 1973 г.), «О борьбе с терроризмом» (Германия, 1986 г.), «О срочных мерах по защите демократического порядка и общественной безопасности» (Италия, 1979 г.), «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (Франция, 1986 г.), «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (США, 1996 г.) говорят о том, какое внимание уделяют европейские государства и США этой проблеме. В последней четверти XX века были приняты и основные международные конвенции (Европейская конвенция по борьбе с терроризмом в Страсбурге в 1977 году[84]).

При этом Совет Европы отслеживает, чтобы борьба с терроризмом не нарушала права человека. В результате были приняты такие акты как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271 (2002) ПАСЕ «Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека», принятые 24 января 2002 года и «Основные принципы борьбы с терроризмом», утвержденные Комитетом Министров Совета Европы 15 июля 2002 года. Этот свод основных принципов является первым международным текстом в данной области и провозглашает 17 основных принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека.

Наиболее значимые улучшения в правовой сфере борьбы с терроризмом связаны с работой Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с терроризмом (ГМТ). Данная группа представляет собой межправительственный комитет экспертов, созданный в 2001 году, главной задачей которого является определение приоритетных целей Совета Европы и изучение соответствующих международных документов Организации, в частности Европейской конвенции 1977 года о ликвидации терроризма. Эти задачи были реализованы в течение ровно одного года.

15 мая 2003 года был открыт к подписанию Протокол с поправками (СЕД №190) к Европейской конвенции от 1977 года о ликвидации терроризма[85]. В этом Протоколе содержится несколько важных поправок к Конвенции:

· значительно расширен список правонарушений, не могущих быть квалифицированными как политические или как политически мотивированные; в настоящее время он включает все правонарушения, предусмотренные комплексом антитеррористических конвенций ООН;

· предусмотрена упрощенная процедура внесения поправок, которая позволяет добавлять к этому списку новые нарушения;

· Конвенция открыта для присоединения государств - наблюдателей, а также других государств не членов Совета Европы, при условии согласия Комитета Министров;

· предусмотрена возможность отказа в экстрадиции правонарушителей в те страны, где им грозит смертная казнь, пытки или пожизненное заключение без досрочного освобождения;

· значительно уменьшены возможности отказа от выдачи на основании оговорки к Конвенции. При этом, любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.

Рабочая группа ГМТ также выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом Министров в ноябре 2002 года:

· исследование понятий «апология терроризма» или «призывы к терроризму»;

· специальные методы расследования;

· защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия;

· международное сотрудничество в области правоприменения;

· деятельность, направленная на борьбу с источниками финансирования терроризма;

· вопросы, связанные с документами, удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом[86].

Резолюция №1 о борьбе с терроризмом была принята на Конференции в Софии, 9 и 10 октября 2003 года. В данной резолюции министры подтвердили свое намерение продолжать совместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан в духе солидарности, а также на основе общих ценностей, которым неизменно привержен Совет Европы: верховенство закона, права человека и плюралистическая демократия. Кроме того, министры определили и другие возможные направления деятельности:

· защита, поддержка и выплаты компенсации жертвам терроризма;

· оценка эффективности национальных юридических систем при реагировании на террористические акты;

· поддержка расширения законодательных и институциональных возможностей государств - членов в области борьбы с терроризмом;

· изучение возможности создания европейского свода национальных и международных норм, в первую очередь норм в области борьбы с терроризмом;

· вероятная дополнительная роль общей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая внесла бы значительный вклад в усилия ООН в данной области[87].

В конце октября 2004 года Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER) Совета Европы рассмотрел предварительный проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственнных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма.

В мае 2005 года на саммите Европейского Союза в Варшаве была подписана Конвенция о противодействии терроризму[88]. Это стало важным шагом на пути дальнейшего совершенствования методов борьбы с угрозой терроризма.

Таким образом, в Евросоюзе на данный момент создана определенная структура для противодействия терроризму. В данном вопросе ЕС тесно сотрудничает с Советом Европы как в институциональном, так и нормативно-правовом смысле.

Так, в Евросоюзе за данную проблему отвечают Координатор по борьбе с терроризмом и Управление по борьбе с терроризмом, созданное в рамках Европола. В Совете Европы существует Специальная комиссия по борьбе с терроризмом и Комитет экспертов по борьбе с терроризмом (CODEXTER).

Законодательные вопросы по борьбе с терроризмом на общеевропейском уровне больше отражены в нормативно-правовых актах Совета Европы. Прежде всего, это Конвенции 1977 года по борьбе с терроризмом. В 2003 году был принят Протокол с поправками к ней. Важно отметить и работу Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с терроризмом.

Главной проблемой борьбы с терроризмом в Европе остается слабая координация между спецслужбами разных стран. Появление поста координатора по борьбе с терроризмом не решило проблему из-за небольшого объема выделяемых средств. В результате на первое место в этой борьбе вышла Единая Европейская полиция Европол.

 


Заключение

 

На рубеже ХХ-XXI веков наряду с уже ставшими традиционными глобальными проблемами (такими как угрозы ракетно-ядерной катастрофы, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, распространением СПИДа и наркомании), с наличием которых люди уже свыклись, как с неизбежностью, обострилась проблема терроризма, несущая в себе также все признаки опасности глобального значения.

В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность. В. Торукало считает, что это обусловлено тем, что, во-первых, терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в социуме; во-вторых, терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; в-третьих, терроризм способен привести к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.

Все последние атаки террористов в Соединенных Штатах Америки, Европейском Союзе и в остальных государствах, несомненно, вызвали ответную реакцию у международного сообщества. Получило свое развитие международное законотворчество в антитеррористической деятельности, как в рамках международных организаций, так и на национальном уровне каждой отдельной страны.

Мировое сообщество осознало, что отсутствие ответных мер приведет к тому, что глобальная проблема международного терроризма превратится в третью мировую войну, в которой не будет победителей. Именно поэтому с конца ХХ столетия и до наших дней были приняты различные правовые акты, целью которых стало согласование подходов всех государство по борьбе с терроризмом.

Законодательные акты принимаются не только на национальном уровне государств, но и на уровне международных организаций. Первостепенное значение здесь играет ООН, а также такие организации как НАТО, ОБСЕ, ЕС, ФАТФ и многие другие.

Поэтому видится еще более актуальным продолжение антитеррористического сотрудничества мировых держав и подключение к ним всех остальных государств, особенно в сфере права.

Россия не понаслышке знает об угрозе терроризма, поэтому российские власти также большое внимание борьбе с этой глобальной проблемой человечества, что нашло закрепление как в национальном законодательстве, так и в участии РФ в международных конвенциях и декларациях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.