Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Идентификация морфем».




Практическое занятие № 5.

Тема: «Асемантические части слова».

Практическое занятие № 4.

Теоретическая часть:

1. Понятие об асемантемах.

2. Типология асемантем: а) соединительные гласные и соединительные элементы сложных слов, б) интерфиксы, в) субморфы, г) тематические гласные.

Терминографий: асемантема, интерфикс, соединительные гласные, субморф, тематические гласные.

Практическая часть:

1. Выделите морфы и определите их значение: демонтаж, звереть, лучевая кость, молодёжь, перекипятить, прогрызть, пружинить, сеялка, снежинка, суперцемент, сыновья, ультракороткий, фигурист, хвастун.

2. Определите, чем являются гласные О и Е в составе сложных слов (частью корня, суффиксом, соединительной гласной): аэронавигация, боеспособность, быстродействующий, всемогущий, засухоустойчивый, изостудия, камнерез, киносборник, нижеследующий, радиозапись, радиоизлучение, солнцепёк, сухомятка, телеателье, технорук, цветомузыка, чернорабочий, электротехника.

3. Выделите интерфиксы в следующих словах: арготизм, аукать, бакинец, властвовать, виновник, воровской, вражеский, делийцы, киношник, кормилец, марсианский, мяукать, ободранец, плесневеть, путеец, сегодняшний, токийский, хихикать.

4. Найдите субморфы и омонимичные суффиксы: а) снежок, грибок, щенок, ботинок, цветок, совок, горшок, рядок, замок, кружок, поток;б) красавец, скворец, огурец, чепец, молодец, палец, умелец;в) опушка, ошибка, жилка, побелка, палка, дочка, почка, кочка;г) курица, горчица, тряпица, столица, ящерица, девица, горлица, птица.

5. Определите функцию тематических гласных -а-, -е-, -и -: белить, бродить, горячить, дробить, дружить, зеленеть, желтить, носить, пилить, писать, потеть, простить, пускать, растить, украшать, ходить, чернеть, шагать.

6. Объясните морфонологические явления, сопровождающие образование слова: водомёт, накипь, освобождение, по-медвежьи, плотогон, прибавление, прибавка, прибавочный, чилийский.

7. Прокомментируйте морфемную структуру выделенных слов: Иногда где-то далеко призванивали куранты (НРЛ-84), Молодой священник отец Валерий баритонисто и протяжно пел (НРЛ-1991), Олег избочился кудлатой головой, чтоб лучше видеть книгу (А. Солженицын), Звезда с предутреннею дрожью – моя сокровная сестра (М. Облетов), К горизонту скользит не спеша полевая тропа, колеится, Словно вяжет степной бесконечный ландшафт флегматичная долгая спица (Б. Зарубин).

8. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов (форм слов): замаскировался, водянистость, повреждение, выпрямившись.

 

Теоретическая часть:

1. Идентификация морфем по форме: а) алломорфы, б) варианты морфемы.

2. Идентификация морфем по значению: а) полисемия морфем, б) омонимия морфем, в) синонимия морфем, г) антонимия морфем.

3. Морфонологические явления на стыке морфем: а) чередование, б) наложение морфем, в) усечение финали основы, г) наращение основы, д) интерфиксация и появление лишних звуков, е) передвижка ударения.

Терминографий: алломорфы, варианты морфемы, идентификация, морфонологические явления.

Практическая часть:

1.В приведённых рядах выделите корневые алломорфы, отметьте чередования: любить – люблю – любовь, лить – лью – лей, мрак – во мраке – мрачный, разрыв – рвать – вырывать, тихо – тишина – тихий, крыть – кровля – кров – крой, друг – о друге – друзья – дружить, земля – земной – земельный, мыть – мою – мойка, жать – жму – сжимать.

2.Выделите корневые алломорфы и варианты служебных морфем: жалкий – жалок, чая – чаю, водой – водою, граблей – грабель, клевать – клёв, отомкнуть – отмычка, садиться – сесть – сядут, смердеть – смрад, стеной – страною.

3. Выделите алломорфы служебных морфем: лисий – лисьего, пулеметчик – курильщик, подписать – пододвинуть, решение – задание, мельтешение – мельтешенье, подождать – поджидать, разобрать – разборка, ранёхонько – ранёшенько, разбить – расколоть, стремление – стремленье, светлейший – ярчайший.

3.Отграничьте суффиксы -ей-, -ий- от омонимичных флексий: беличий, богатей, ворожей, вдовий, долгий, жабий, корней, коней, лесничий, ловкий, линий, ливней, морей, певуний, синий, сыновий, шалуний.

4.Докажите омонимичность суффиксов в следующих рядах слов: историк – садик, осинник – затейник – субботник, папин – горошина, пионерка – побелка – нулёвка – вишенка – нитка – травка.

5. Докажите омонимичность морфем: возить – возликовать, дул (на молоко) – оледенелый, дышать – субботничать, медведи – сани – пиши, лёжа – вода – аморальный – добра, о (междометие) – зелено – шило – очертить, пиши – пилить, разлить – развеселый, соавтор – собрать.

6. Сгруппируйте лексемы с синонимичными морфемами: инструктаж – инструкция – инструктирование, губатый – губной – губастый, маслинный – масличный – маслиновый, истопник – лётчик – летун, премилый – развесёлый – алогичный, антициклон – контрнаступление – противоток.

7. Продолжите ряд лексем с синонимичными морфемами: певица, уборщица...; косьба, прополка…; соринка, листок…; лесной, серебряный…; алогичный, бессердечный…; молодёжь, детвора…; пекарь, таксист…

8. Докажите антонимичность морфем: белый – белая, гора – горы, домик – домина, гусак – гусыня, Зауралье – Предуралье, прилететь – улететь, вход – выход, свет – тьма, старый – молодой.

9. Определите морфонологические изменения на морфемном шве: нарастить – наращение, кенгуру → кенгуровый, март → мартовский, Одесса → одесский, можжевельник → можжевеловый, иней → индеветь, пробить → пробой, козырёк → бескозырка, пехота → пехотинец, сутки – суточный, земля → подземный, купец → купеческий, лакировать → лакировка, истребить → истребление, передохнуть → передышка.

10. Прокомментируйте функциональную нагрузку морфем в следующих текстах: На этом бесславная история «Киркуулисоли» окончилась. Её сменило «Карабусоль» во главе с отважным моряком Болонкиным. Так же как и «Киркуулисоль», эта новая «соль» предпочла заняться добычей поваренной соли на озере Ала-тепе, не желая возиться с сульфатом (К. Паустовский), – В райсельхозотдел, в райпотребсоюз – все в рай и в рай его пихают, тьфу, ты пропасть! – плюнул с ожесточением Мирон Иванович. – Архангел какой, херувим! В раю ли ему место? Выговоры, предупреждения!.. (В. Овечкин), Никакие наезжие сверхчрезвычайноуполномоченные не наведут в колхозе порядка, если он без головы! (В. Овечкин).

11. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов (форм слов): призадумался, обезжирить, переоценка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.