Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Введение в морфемику и словообразование».




Практическое занятие № 1.

Теоретическая часть:

1. Объект и задачи словообразования (дериватологии). Место словообразования в системе языка.

2. Связь словообразования с лексикологией, грамматикой и фонетикой: а) словообразование и формообразование, б) морфемика и морфонология.

Терминографий: словообразование, морфема, морфемная структура слова, словообразовательная структура слова, слово и форма слова (словоформа), лексикализация, однокоренные и одноструктурные слова, омоформа, морфонология.

Практическая часть:

1. Выделите самостоятельные слова и формы слова: дикий, дикого, дичать, одичать, одичание, одичавший, одичавшему, одичав, дикарь, дикарка; семь, семью, семёрка, семьдесят, семилетка; добрый, добрее, добрейший, самый добрый, (о) добром, добреть, подобреть, подобрев, доброта.

2. Сведите форму слова к исходной: стара (стала), стареющее (поколение), постаревший; синим [цветом], синее, синел, посинели [губы], синеются [горывдали]; комната в дыму, [комната] задымлена, задымлением,[костёр] дымил, [вулкан] дымится, экономил, экономьте, экономивший, экономнее.

3. Определите слова, образовавшиеся в результате процесса лексикализации: зелёный [луг], зелёнка, зелёные (сущ.), зелень, селезень; белёшенький, белым-бело, белок, белизна, белые, беляк; песок, песчаник, пески, песковей [о ветре], песочница.

4. Выделите морфемы в следующих формах: белеют, белел, белея, побелевший,[заниматься] побелкой.

5. Проведите морфемный анализ омоформ: [марки] стали – [лошади] стали, [мглистые] дали – дали [задание],[ветер] стих – [пушкинский] стих, [строение] стекла – [вода] стекла,[ребёнок] спал – [жар] спал,[проектбудет] отвергнут – [его] отвергнут, простой [человек] – простой [транспорта].

6. Найдите слова, в структуре которых представлены формообразующие морфемы: быстросохнущий, вдовствующий (сущ.), воспитанник, завершённость, найдёныш, подплясывать, приближённый (сущ.), собранность, старейшина, удобосваримый.

7. Объясните морфонологические явления, сопровождающие образование слова или формы: выловить – вылавливать, грести – гребу, засыхать → засуха, искать → истец, объесть → объедки, отослать – отсылать, плавить – плавлю, реветь → рёва, стоять → стойла, сухой → сушь, тереть → тёрка, хлебать воду → водохлёб, ходить → ходок, шептать → шёпот.

8. Прокомментируйте способность аффикса функционировать в ранге самостоятельного слова: «Демократизмы, гуманизмы – идут и идут за измами измы» (В. Маяковский), «Сургуч луны потрескался. По вере Ты получаешь следующий год. Всё так перемешалось, пере-пере … Всё так наоборот, наоборот…» (М. Шуваева), Сосед мой, волосатик, свой «супер» включал, третий день уши болят (Ф. Абрамов), Исходя из этого, случившееся в Париже легко домыслить, не насилуя подсознания, откуда, видимо, и происходит столь ненавистная всем «… ведам» интуиция (Ю. Нагибин), – А когда точно именем моего отца был назван посёлок? – после паузы спросил Пётр.Точно я вам сейчас не скажу, но через какое-то время после штурма Кенигсберга, когда все эти «дорфы» и «орты» начали переименовывать (А. Медников).

9. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: дымчатый, зимовочный, озаботиться, озолотить, прозондировать.

Примечание. Цель морфемного анализа – выделить все живые с точки зрения современного русского языка морфемы и определить характер каждой морфемы по положению в слове, по значению, по функции, по материальному выражению. Необходимо помнить, что йотированные буквы Е, Ё, Ю и Я могут включают в себя две морфемы:

а) в начале слова (ель – /jэ/ль, юный – /jу/ный, яблоко – /jа/блоко),

б) после гласной (затмение – затмени/jэ/ – j отходит к суффиксу -(е)ниj -, армия – арми/jа/ – j находится в составе корня – ср. армейский),

в) после ъ и ь знаков (объехать – объ/jэ/хать, семья – семь/jа/ – j в составе корня – ср. семейный).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.