Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Основа слова».




Практическое занятие № 6.

Теоретическая часть:

1. Различные определения основы.

2. Основа производная, непроизводная, непроизводная членимая.

3. Свободная, связанная, полусвязанная основа.

4. Вопрос о членимости основы. Шкала членимости.

Терминографий: основа, свободная основа, связанная основа, полусвязанная основа, прерывистая основа, членимость основы, непроизводная членимая основа.

Практическая часть:

1. Определите морфонологические изменения на морфемном шве: постройка, крепыш, пальтовый, минский, коричневатый, наращение, кофейник, цветаевед, разрубленный, наотмашь, поливочный.

2. Определите характер основы (производная, непроизводная, непроизводная членимая): аллея, белка, беличий, гениальный, гравитация, гравюра, заросший, заросли, кипарис, обозревать, напильник, по-зимнему, струя, скрипач, сузиться, шитьё.

3. Установите, в каких словах основы являются связанными / полусвязанными: агитировать, запрягать, ловчий, лошадник, надзиратель, огрубеть, переборщить, пронзить, притворить, полгорода, репетитор, ручаться, свержение, свечение, смаковать, творец, умаслить, фашизм.

4. Определите основу слова и окончание в следующих словах (формах слов): армия, армией, гусиный, кому-нибудь, печёшь, поколение, по-старому, постарался, развитие, раскованный, семь, стар и млад, телячий.

5. Выделите основы в узком и широком понимании: братья, защищавшийся, знание, кто, кого-либо, ловкий, нарисованный, открытие, полноводный, потертость, стоки, стекая, сточный, [школа] перестраивается, сильнейший.

6. Определите основы глаголов: греметь, дудеть, кипятить, косить, красить, лить, сечь, стонать, стричь, течь.

7. Определите шкалу членимости: аграрий, годовалый, детвора, калина, кошачий, молодежь, молодость, надувной, оленина, пастбище, паяльник, пестреть, подделка, правнук, сибиряк, студенчество, хищно.

8. Охарактеризуйте членимость основ с учётом семантики и исторических изменений в структуре слова: внушение, извилистый, ловкий, мошенник, перчатка, пустырь, смекалистый.

9. Чем можно объяснить высокую степень членимости глаголов втюриться, влопаться, втрескаться? Проанализируйте членимость глаголов, входящих в следующие ряды: а) напиться, назюзюкаться, наклюкаться, налимониться, нарезаться; б) разругать, распушить, распатронить, раздраконить, расчихвостить, разделать [под орех]; в) прибить, приколоть, пришпилить, присобачить. Методика анализа подобных глаголов предложена А. Н. Тихоновым в статье «Мотивированность слов с уникальным связанным корнем».

10. Проанализируйте стилистическую функцию выделенных основ: И хотя каждому колхозу, было время, вменялось в обязанность производить и зерно, и картофель, и овощи, иметь все мыслимые фермы, вплоть до «птице»- и «коне»-, однако сложившаяся в течение столетий специализация в главных своих чертах сохранялась (Е. Дорош), Обо всем помнили – о распределении отпусков (ещё осенью со страшными криками делили июни–июли будущего года, предусмотрительно оставляя августы–сентябри для ответ - и приветработников), помнили о заседаниях, о кружках самодеятельных балалаечнов, – только о лете забыли, забыли о светлых, лёгких, разнообразных одеждах для покупательской массы (И. Ильф и Е. Петров).

11. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов (словоформ): укротительница, встревожившись, улетучился.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.