Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Характеристика морфем».




Практическое занятие № 3.

Теоретическая часть:

1. Характеристика аффиксальных морфем: а) по положению в слове, б) по значению, в) по функции, г) по характеру выражения.

2. Синкретичные морфемы.

3. Продуктивность и регулярность морфем. Понятие об унификсах.

Терминографий: деривационные морфы, грамматические морфы, асемантемы, сегментные и нулевые морфы, синкретичные морфемы, унификс.

Практическая часть:

1. Выделите в словах морфы и охарактеризуйте их по положению в слове: антигуманизм, грубость, лисьего, перечитывать, перечитайте, Поволжье, покраснение, подписаться, пролетарий, стулья, перебивались [с хлебана квас], чудесный.

2. Выделите морфы и определите их значение: аморальный, бабушкин (дом), братья, выжать (лимон), высоченный, дружно, детски, заячий, керчанин, медвежатник, окаменелый, очиститель, песочница, подрубить, разминировать, рудник, пилил.

3. Выделите морфы в словах, сформулируйте значение деривационных морфов, приведите ряды одноструктурных слов: бледность, волчица, ежонок, золотистый, высоко, коровник, косить, крахмалить, летчик, надрубить, обезьянничать, песчаный, полнеть, прозрение, рукастый, сахарница, синеватый, толщина, царапина.

4. Определите значение грамматических морфов: беспорядок, блистать, веселее, возведён (храм), друзья, здания, с кем-то, перестраивать, прибей (планку), принеси, поеду-ка, рыбак, сгибал, сильнейший, сожжённый.

3. Выделите морфы и охарактеризуйте их по функции: синее, синяк, синька, синеющий, синея, подсинить, посинел; в дыму, дымовой, дымка, дымовуха, дымящий, задымить, задымив, задымлённый, задымлённость.

4. Выделите нулевые морфы, определите их значение. Ответ обоснуйте: (нет) гор, груб, новь, найден, неустрашим, нахмурился, отрежь, птичий, пересох, продрог, пять, раствор, силён, тишь, угас, стен, сидел, устав (сущ.).

5. Выделите окончание Р. п. мн. числа в именах существительных: армий, батарей, воробьёв, дочерей, лесов, линий, полей, сёл, семей, сыновей.

6. Объясните морфонологические явления, сопровождающие образование слова: вакуум → вакуометр, дорога → бездорожье, минерал → минералогия, Омск → омский, розовый → розоватый, Сумы → сумчанин, пустить → пускØ, статистический отчёт → статотчёт, узда → взнуздать.

7. Прокомментируйте морфемную структуру выделенных слов: Надо было покупать ежеденный хлеб и что-то же в столовой (А. Солженицын), Он зяб, и даже в комнате на нём был сверх пижамки бумазейный халат, распахнутый, не опоясанный,и озирался старик, будто он был взбужен ночным стуком в одиноком доме, сошёл с кровати и не знал – откуда беда (А. Солженицын), Приставив к груди Крылова мокрый конец карандаша, он принялся развивать способ «ущучивания» истины (Д. Гранин).

8. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безветренность, взвесить, выветрелый, серебриться, совладетель, упаковать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.