Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика научной дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению практических занятий по дисциплине

«Современный русский язык. Словообразование». Часть 1. Морфемика.

Для студентов 2 курса очной формы обучения направления подготовки

Б 45.03.01 – филология («язык и литература (русский)»)

 

Симферополь – 2015


Рекомендовано к печати заседанием кафедры

от 18 июня 2014 г.

протокол № 10.

 

Рекомендовано к печати научно-методическим

советом ТНУ от 29 мая

протокол № 4.

 

Вступление

 

Дисциплина «Современный русский язык. Словообразование» является составной частью общего курса «Современный русский язык», изучается на протяжении 3-го семестра. Этот курс тесно связан с лексикологией и морфологией современного русского языка, а также с фонетикой и орфографией. Теоретическая установка студенту дается на лекциях, отработка наиболее важных тем ведётся на практических занятиях.

Программа курса «Современный русский язык. Словообразование» составлена в соответствии с местом этой дисциплины в системе языковых уровней.

Предметом изучения дисциплины является морфемная и словообразовательная структура слова.

Большинство современных лингвистов считает словообразование самостоятельным разделом науки о языке, тесно связанным с лексикологией и морфологией. Такая связь объясняется тем, что мотивированное (производное) слово как носитель лексического, грамматического и словообразовательного значений является объектом лексикологии, морфологии и словообразования. Основной словарный фонд языка в значительной степени влияет на особенности словотворчества и функционирования в языке мотивированных слов. Без обращения к лексическому значению мотивирующего слова невозможно установить словообразовательную структуру мотивированного слова. Связь словообразования с морфологией проявляется в том, что механизмы процессов словообразования, с одной стороны, и формообразования и словоизменения, с другой, во многом схожи. Процесс создания новых слов тесно связан с переходом слов из одной части речи в другую.

Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Нормативная
Год подготовки
2-й 2-й
Семестр
2-й 2-й
Лекции
34 ч. 18 ч.
Практические, семинарские
54 ч. 8 ч.
Самостоятельная работа
22 ч. 81 ч.
Вид контроля: экзамен

Цель и задачи дисциплины.

Цель курса – овладеть методикой морфемного, словообразовательного и этимологического анализа.

Основной задачей является формирование у студентов умений и навыков 1) самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной, справочной и методической литературе; 2) применять теоретические сведения в практике анализа языковых фактов, характеризовать морфемную структуру слова / словоформы, словообразовательные возможности любого слова / основы; 3) определять взаимосвязь словообразовательных и грамматических признаков, орфографии, морфемики и словообразования.

Работа студентов организуется следующим образом.

1. Студент должен усвоить теоретический материал, который излагается в лекциях и вузовских учебниках. Каждую лекцию необходимо прорабатывать, обдумывать, видеть связь и последовательность в изложении материала и вести картотеку терминов. Тот или иной термин выписывается на отдельную карточку, приводится его дефиниция. Термин обязательно иллюстрируется конкретными примерами. В составлении терминография студенту окажут помощь следующие издания: О. С. Ахманова «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966), Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова «Словарь-справочник лингвистических терминов», «Русский язык. Энциклопедия / [гл. ред. Ф. П. Филин]» (М., 1979), «Лингвистический энциклопедический словарь» / [гл. ред. В. Н. Ярцева] (М., 1990), а также словари-справочники, составленные проф. В. Н. Немченко, «Основные понятия морфемики в терминах» (Красноярск, 1985) и «Основные понятия словообразования в терминах» (Красноярск, 1985).

2. Систематически готовиться к практическим занятиям. К каждому практическому занятию составлены задания разной степени сложности, выполнение которых поможет студенту закрепить полученные теоретические знания. Необходимо помнить, что выполнение домашних заданий непременно предполагает использование словарей разных типов и справочников.

3. Неотъемлемой частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, которая включает в себя

а) изучение и конспектирование выделенных тем, выполнение практических заданий, составленных преподавателем, а также ведение картотеки, отражающей функционирование тех или иных языковых фактов;

б) выполнение домашних контрольных работ;

в) конспектирование научных статей;

г) морфемные и словообразовательные минимумы.

Работа над научной статьёй начинается со сплошного чтения, при котором внимательно прочитывается вся статья. От сплошного чтения нужно переходить к изучению источника. Изучение научного источника предусматривает внимательное чтение, анализи ведение записей. В процессе анализа статьи следует обратить внимание на расположение материала, определить главную мысль каждого абзаца или группы абзацев, установить логическую связь между ними в подразделе или между подразделами в разделе. При таком подходе к изучению научной статьи студенту не будет казаться все одинаково важным. Это способствует творческому осмыслению прочитанного и даёт возможность отобрать главное. Необходимо помнить, что конспект – это краткое связное изложение своими словами содержания статьи. Конспект может включать в себя выписки в форме дословных выдержек (цитаты) и в форме свободного пересказа. Желательно параллельно с конспектом статьи составить её план и тезисы – сжато сформулированные основные положения статьи.

Важной составной частью самостоятельной работы является собирание фактического материала. Он может извлекаться из текстов художественной, публицистической литературы, а также путем фиксации особенностей устной речи. При чтении выбранного для анализа текста следует выписывать на карточки используемые в источнике интересующие студента языковые факты. Выписывать их нужно в составе предложения, но иногда возникает необходимость и в более обширном контексте, если он помогает понять какое-то особенное значение или необычное употребление того или иного производного слова. На каждой карточке должен быть зафиксирован только один пример; объект наблюдения необходимо подчеркнуть. Выписанный материал следует строго документировать: нужно указать автора, название книги (журнала, газеты), место и год издания (номер издания для журналов и газет), страницу. На обратной стороне можно сделать заметки о своих наблюдениях над особенностями его употребления, дать оценку речевого факта. Если используется материал устной речи, то необходимо фиксировать контекст, отмечая также, кому принадлежит высказывание (мужчине, женщине, их профессия, образование, возраст).

В самостоятельную работу входят также морфемные и словообразовательные минимумы – знание значений служебных морфем.

Дисциплина «Современный русский язык. Словообразование» включает один модульный контроль и экзамен. Модульный контроль состоит из 2-х семантических модулей, каждый из которых предполагает:

а) проверку прочности теоретических и практических знаний по соответствующим темам;

б) проверку умений и навыков использовать теоретические знания при выполнении модульной контрольной работы, домашних контрольных, а также при изучении тем, выносимых на самостоятельную работу.

Изучив курс «Современный русский язык. Словообразование», студент должен уметь:

а) выполнять полный морфемный и словообразовательный анализы: подбирать однокоренные и одноструктурные слова, подробно характеризовать корни и аффиксы, видеть разнообразие основ слова, осложнения в словообразовательной паре, полно характеризовать словообразовательные типы;

б) объяснять исторические изменения в основе слова, иметь чёткое представление о разных видах разборов – морфемном, словообразовательном и этимологическом;

в) характеризовать словообразовательные единицы в текстовом фрагменте, в тексте малой формы;

г) определять комплекс словообразовательных, лексических и грамматических признаков в слове, комментировать связь орфографии, морфемики и словообразования;

д) пользоваться различными видами словообразовательных и морфемных словарей;

е) владеть соответствующей терминологией;

ж) излагать материал точно, логично, последовательно.

Изучив курс «Современный русский язык. Словообразование», студент должен знать:

а) теоретический материал;

б) терминологический аппарат;

в) морфемный и словообразовательный минимумы;

г) активные процессы в образовании новых слов;

д) современные тенденции развития словообразования.

График проведения модульного контроля:

Модульный контроль № 1 – последняя неделя октября.

Модульный контроль № 2 – предпоследняя неделя декабря.

Содержание курса «Современный русский язык. Словообразование»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.