Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карта наблюдений Стотта




Карта Наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей клиентов, дезадаптированных в условиях общения, взаимодействия. Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов сим­птомов-образцов поведения индивида, симптомокомплексов (СК). СК отпе­чатаны в виде перечней и пронумерованы (I—XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обсле­дуемого отмечается "+", а отсутствие —

"-", Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. табл.3).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутст­вии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответст­вующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак "+" или "-".

Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей "+", "-" в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 4).

В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. За­тем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процент­ные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выра­женности СК у обследуемого от максимально возможной выра­женности. Пересчёт сырых оценок в процентные показан в таблице 3, которая построена следующим образом:

1. Суммируются все баллы по каждому симптомокомплексу из таблицы 4.

2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100%.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК име­ют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации об­ращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирова­на для практических нужд.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100%) для каждого СК разбили на 5 интервалов. Интервал от 0 до 20% гово­рит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V. НВ может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопрово­ждающихся неприятными для взрослого действиями.

Интервал от 80 до 100% подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим каче­ством. Для правильной интерпретации крайних интервалов осо­бенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы от 20 до 40% от 40 до 60%, от 60 до 80% соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.

 

Содержание симптомокомплексов

Как сказано выше, карта Наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей клиентов, дезадаптированных в условиях общения, взаимодействия. Два типа индивидов: первый — сами испытывают трудно­сти и создают множество трудностей для окружения (медперсона­ла, соц. или мед. педагогов и др.); второй – которым трудно, но окружающим они не доставляют не­приятностей.

Приведём перечень симптомокомплексов.

I. НДнедостаток доверия к новым вещам, людям, си­туациям.

СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО А.Е.Личко. Любые достижения стоят огромных усилий.

II. О — ослабленность (астения).

Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода "нейрофизиологической истощаемости". В бо­лее легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энер­гичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма, а следовательно, о его невозможности проявления активности.

III. У — уход в себя.

Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чув­ства любви.

IV. ТВ — тревога за принятие другими людьми и интерес с их стороны

Беспокойство и неуверенность относительно того, проявляют ли интере­с окружающие, любят ли его. Этот симптокомплекс выражает тревожные надежду, стремления, попытки индивида к установлению и сохране­нию хороших отношений с окружающими.

V. НВ — неприятие другими людьми.

Проявление различных форм неприятия взрослых: от избе­гания учителя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности.

VI. ТД — тревога за принятие сверстниками.

Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его сверстники, и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тен­денции, что и СК ТВ, но в отношении сверстников.

VII. А — асоциалъностъ,

Недостаток социальной нормативности. Под этим терми­ном не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82% и более) такое может иметь ме­сто. Слабая выраженность симптомокомплекс А (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения индивида выше, чем предъяв­ляемые ему школой моральные требования (что, конечно, не обяза­тельно, но встречается).

VIII. КД — конфликтность.

Надо отметить, что слабая выраженность симптомокомплекса НВ и КД мо­жет говорить о попытках к установлению или сохранению хоро­ших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе "от любви к не­нависти" — когда проявления плохого ещё чередуются с проявле­ниями хорошего.

IX. Ннеусидчивость или неугомонность.

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требую­щей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избега­ние долговременных усилий.

X. ЭНэмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость.

Признак запаздывающего эмоционального развития, ве­дущего в условиях учреждения (организации) к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т.п.

XI. НСневротические симптомы.

Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний — частое моргание, обгрызание ногтей, со­сание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — "слова из него не вытянешь", говорит беспорядочно.

Симптомокомплексы, связанные с конституцией и типом нервной системы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У — имеют важное значение для понимания личности обследуемого.

ХII. С — среда.

Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что человек вырос в неблагополучной среде, прежде всего это ка­сается семейного круга.

XIII. УРумственное развитие.

Констатирует уровень отставания в умственной деятельности и оценку общего впечатления, производимого уровнем интеллектуального развития индивида.

XIV. СРсексуальное развитие.

Фиксирует общую оценку, даваемую экспертом направленности полового развития.

XV. Бболезни.

Содержит внешние признаки, по которым можно опреде­лить заболевание у индивида, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.

XVI. Ф — физические дефекты.

Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.

Чтобы интерпретация числовой выраженности была адек­ватной, необходимо:

1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения;

2) привлечь дополнительные данные об обследуемом, кото­рые можно получить от эксперта в беседе или из составленной экспертом характеристики.

Таблица 3. Образец заполнения карты наблюдений

Образцы поведения Симптомокомплексы
I.НД II.о III.У IV.TB ... XVI.O
  - - и т.д.      
  - -        
  - -        
  ... ...        
  _          
  +          
  _          
             
             
             
             
1 -я итоговая оценка            
             
2-я итоговая оценка            
             

Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат сум­мирования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%).


 

 

Таблица 4. Ключ для перевода в баллы

Об­разцы Симптомокомплексы
I II III IV V VI VII VIII IX X XI ХП XIII XI V X V XVI
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 


Таблица 5. Перевод сырых баллов в проценты

Баллы Симптомокомплексы
I нд II о III У IV ТВ V нв VI тд VII А VIII кд IX Н X эн XI НС XII С XIII УР XIV СР XV Б XVI Ф
                          и      
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.