КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группа как социально-психологический феномен
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУУМА И ГРУППЫ Становление человека как личности происходит в условиях социальной среды, образованной разнообразными группами. Эти группы, в зависимости от их типа, уровня развития, значимости и характера отношений в них, оказывают влияние на поведение человека, выполняя самые разные функции в его жизни: обучающую, развивающую, функции общения, психологической поддержки, защиты и др. Следование групповым нормам обеспечивает человеку возможность включения и поддержания межличностных отношений. В группах протекают социально-психологические динамические процессы, происходят групповые феномены (групповое давление, синергетический эффект, групповая фасилитация и ингибиция, феномены сдвига риска, лидерства и подчинения и т.д.). Знание особенностей группы и ее влияния на поведение конкретной личности, ориентировка в системе межличностных отношений являются необходимыми в профессиональной подготовке психолога независимо от его будущей специализации. Понимание социально-психологических процессов и их динамики, причин и последствий требуется для решения широкого круга психологических задач: консультирования по проблемам управления группами, организационным развитием, осуществления воспитательного процесса, проведения психологической коррекции, обеспечения условий для личностного роста субъектов группы, выявления и устранения причин девиантного поведения.
Поведение человека формируется под влиянием социальной среды, образованной многочисленными, разнообразными группами. Каждый человек является членом многих больших и малых групп. Наибольшее влияние на его развитие оказывают малые группы, такие как семья, класс, трудовой коллектив, близкие люди, компании и пр.
Группы выполняют разные функции: воспитательную, обучающую, развивающую функции, функцию общения, психологической поддержки, защиты и др. Выполнение этих функций группой удовлетворяет потребности ее членов в позитивном росте, общении, ощущении своей личностной состоятельности и уникальности, самоутверждении и т.п. Группа может развиваться в двух направлениях: положительном — общественно ценном и отрицательном — антиобщественном. Группа, развивающаяся в положительном направлении, проходит через 3 этапа, приобретая на каждом из них особые качества: 1. Диффузная группа. Отношения между членами такой группы устанавливаются при непосредственных контактах (на основе их частоты и привлекательности) и не зависят от целей, содержания и ценностей общегрупповой деятельности. 2. Группа-ассоциация. В такой группе межличностные отношения уже опосредуются содержанием, целями и ценностями общегрупповой деятельности. Однако преобладающую роль в этих отношениях еще играет эмоциональный фактор (например, личная симпатия или антипатия). 3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества. Уровень сформированноети группы характеризуется следующими параметрами [10]: СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ. Это важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы. В диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах - высокая. Показателем сплоченности считается ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, т.е. отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления — действенная эмоциональная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другим как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации. ЭТАЛОННОСТЬ ГРУППЫ — это удовлетворенность своей группой, убежденность в том, что группа хорошая, близкая к эталону. Исследование уровня развития группы как коллектива представляет собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Эти взаимодействия характеризуют интеграционный процесс в группе. Однако наряду с ним постоянно происходит другой — дифференциация взаимоотношений между детьми. Процесс дифференциации приводит к оформлению в большой группе малых группировок или первичных групп. Первичные группы называют ещё психогруппами, а большую группу, объединяющую малые группировки, — социогруппой. Первичная группа является основной для человека, т.к. складывающиеся в ней отношения касаются каждого ее члена. Все члены связаны друг с другом и поэтому испытывают чувство сопринадлежности. Отношения, возникающие в первичной группе, регулируются нормами, которые создает сама группа. Изучение первичных групп и складывающихся в них отношений позволяет определить, насколько и каким образом удовлетворяются у членов группы потребности в общении и психологической защите (личностной поддержке). Поскольку человек является социальным существом, базовая цель его поведения — чувствовать свою причастность к психогруппе. Ощущение принадлежности к жизни группы для него означает «чувствовать свою важность и значимость». Если человек не может занять достойное место в социальной общности, одна из главных его социальных потребностей — ощущение себя значимым и полноценным — остается нереализованной. Базовая социальная потребность человека — чувствовать себя причастным к какой-либо значимой для него группе конкретизируется в трех целях:
- ощущать свою интеллектуальную состоятельность (состоятельность в деятельности), - строить и поддерживать приемлемые отношения с членами группы (коммуникативная состоятельность), - вносить свой особый вклад в жизнь социальной группы (личностная состоятельность). Другой подход, представленный в современной социальной психологии [17], утверждает, что группа по мере своего превращения в команду проходит следующие стадии развития: Стадия 1 — формирование, которая характеризуется установлением отношений между членами команды, взаимным выражением вежливости, внимательности, бдительности по отношению друг к другу, недоверием, скрытностью в проявлении собственных подлинных черт и особенностей, демонстрацией другим приемлемых и наиболее желательных «масок». Стадия 2 — бурление (конфликты) — характеризующаяся внутренней борьбой, обусловленной взаимной адаптации членов команды друг к другу, узнаванием подлинных особенностей каждого, снятием личных масок в общении, конфронтацией в отношениях, улаживанием конфликтов. На данной стадии возможны потери некоторых членов группы,, которые не выдержали испытания вхождения в команду. Постепенно появляется чувство взаимной связи. Стадия 3 — нормирование (стабилизация), состоит в упорядочении и развитии отношений, выработке систем, установлении обратной связи, выявлении источников конфронтации, оценкой компетентности друг друга. Стадия 4 — функционирование — характеризуется возникновением взаимной близости, зрелости отношений, гибкостью, открытостью, эффективностью отношений, взаимной поддержкой, соучастием, терпимостью. На данной стадии достигается в полной мере синергетический эффект и обеспечивается высокая эффективность деятельность, направленной на достижение совместной цели.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |