Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группа как социально-психологический феномен




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУУМА И ГРУППЫ

Становление человека как личности происходит в услови­ях социальной среды, образованной разнообразными группами. Эти группы, в зависимости от их типа, уровня развития, значимо­сти и характера отношений в них, оказывают влияние на поведение человека, выполняя самые разные функции в его жизни: обучаю­щую, развивающую, функции общения, психологической под­держки, защиты и др. Следование групповым нормам обеспечивает человеку возможность включения и поддержания межличностных отношений.

В группах протекают социально-психологические динами­ческие процессы, происходят групповые феномены (групповое давление, синергетический эффект, групповая фасилитация и ингибиция, феномены сдвига риска, лидерства и подчинения и т.д.). Знание особенностей группы и ее влияния на поведение конкрет­ной личности, ориентировка в системе межличностных отношений являются необходимыми в профессиональной подготовке психоло­га независимо от его будущей специализации. Понимание соци­ально-психологических процессов и их динамики, причин и по­следствий требуется для решения широкого круга психологиче­ских задач: консультирования по проблемам управления группами, организационным развитием, осуществления воспитательного процесса, проведения психологической коррекции, обеспечения условий для личностного роста субъектов группы, выявления и устранения причин девиантного поведения.

 

Поведение человека формируется под влиянием социаль­ной среды, образованной многочисленными, разнообразными группами. Каждый человек является членом многих больших и малых групп. Наибольшее влияние на его развитие оказывают ма­лые группы, такие как семья, класс, трудовой коллектив, близкие люди, компании и пр.

Группы выполняют разные функции: воспитательную, обучающую, развивающую функции, функцию общения, психоло­гической поддержки, защиты и др. Выполнение этих функций группой удовлетворяет потребности ее членов в позитивном росте, общении, ощущении своей личностной состоятельности и уни­кальности, самоутверждении и т.п.

Группа может развиваться в двух направлениях: положительном — общественно ценном и отрицательном — антиобществен­ном. Группа, развивающаяся в положительном направлении, про­ходит через 3 этапа, приобретая на каждом из них особые качества:

1. Диффузная группа. Отношения между членами такой группы устанавливаются при непосредственных контактах (на ос­нове их частоты и привлекательности) и не зависят от целей, со­держания и ценностей общегрупповой деятельности.

2. Группа-ассоциация. В такой группе межличностные отношения уже опосредуются содержанием, целями и ценностями общегрупповой деятельности. Однако преобладающую роль в этих отношениях еще играет эмоциональный фактор (например, личная симпатия или антипатия).

3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.

Уровень сформированноети группы характеризуется сле­дующими параметрами [10]:

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ. Это важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы. В диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах - высокая. Показателем сплоченности считается ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отно­шению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, т.е. отождест­вление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления — действенная эмоциональная идентификация, т.е. та­кое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другим как мотивы деятельности, направ­ленной одновременно на осуществление групповой цели и на пре­сечение действия фрустрации.

ЭТАЛОННОСТЬ ГРУППЫ — это удовлетворенность своей группой, убежденность в том, что группа хорошая, близкая к эта­лону.

Исследование уровня развития группы как коллектива представляет собой лишь одну сторону межличностных взаимо­действий, складывающихся в группе. Эти взаимодействия характе­ризуют интеграционный процесс в группе. Однако наряду с ним постоянно происходит другой — дифференциация взаимоотноше­ний между детьми. Процесс дифференциации приводит к оформлению в большой группе малых группировок или первичных групп. Первичные группы называют ещё психогруппами, а боль­шую группу, объединяющую малые группировки, — социогруппой.

Первичная группа является основной для человека, т.к. складывающиеся в ней отношения касаются каждого ее члена. Все члены связаны друг с другом и поэтому испытывают чувство со­принадлежности. Отношения, возникающие в первичной группе, регулируются нормами, которые создает сама группа. Изучение первичных групп и складывающихся в них отношений позволяет определить, насколько и каким образом удовлетворяются у членов группы потребности в общении и психологической защите (лично­стной поддержке).

Поскольку человек является социальным существом, базо­вая цель его поведения — чувствовать свою причастность к психо­группе. Ощущение принадлежности к жизни группы для него оз­начает «чувствовать свою важность и значимость». Если человек не может занять достойное место в социальной общности, одна из главных его социальных потребностей — ощущение себя значимым и полноценным — остается нереализованной.

Базовая социальная потребность человека — чувствовать себя причастным к какой-либо значимой для него группе конкре­тизируется в трех целях:

- ощущать свою интеллектуальную состоятельность (со­стоятельность в деятельности),

- строить и поддерживать приемлемые отношения с чле­нами группы (коммуникативная состоятельность),

- вносить свой особый вклад в жизнь социальной группы (личностная состоятельность).

Другой подход, представленный в современной социаль­ной психологии [17], утверждает, что группа по мере своего пре­вращения в команду проходит следующие стадии развития:

Стадия 1 — формирование, которая характеризуется уста­новлением отношений между членами команды, взаимным выра­жением вежливости, внимательности, бдительности по отношению друг к другу, недоверием, скрытностью в проявлении собственных подлинных черт и особенностей, демонстрацией другим приемле­мых и наиболее желательных «масок».

Стадия 2 — бурление (конфликты) — характеризующаяся внутренней борьбой, обусловленной взаимной адаптации членов команды друг к другу, узнаванием подлинных особенностей каж­дого, снятием личных масок в общении, конфронтацией в отноше­ниях, улаживанием конфликтов. На данной стадии возможны поте­ри некоторых членов группы,, которые не выдержали испытания вхождения в команду. Постепенно появляется чувство взаимной связи.

Стадия 3 — нормирование (стабилизация), состоит в упо­рядочении и развитии отношений, выработке систем, установлении обратной связи, выявлении источников конфронтации, оценкой компетентности друг друга.

Стадия 4 — функционирование — характеризуется возник­новением взаимной близости, зрелости отношений, гибкостью, открытостью, эффективностью отношений, взаимной поддержкой, соучастием, терпимостью. На данной стадии достигается в полной мере синергетический эффект и обеспечивается высокая эффек­тивность деятельность, направленной на достижение совместной цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.