КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составление гипотез-карты ролевой структуры группы
Присутствуя в классе, студент-практикант проводит включенное наблюдение за группой, особенностями взаимоотношений учеников на уроках, переменах, при выполнении различных поручений. Познакомившись со всеми членами классного коллектива, студенты имеют возможность использовать одну из модификаций стандартизованного наблюдения — «Методику одномоментных срезов» Т.А. Репкиной и Р.Б. Стеркиной [12]. В моменты свободного общения учеников на перемене следует схематично на специально подготовленном листе фиксировать микрогруппы класса, которые находятся в учебном кабинете и вне его, состав этих групп, а также учеников, не включенных в общение с одноклассниками (обозначая каждого члена группы в виде кружка с соответствующим номером). Такие «срезы» следует производить несколько раз в течение учебного дня (каждый раз делая записи на новых листах). В последующем данные проведенных «срезов» необходимо обобщить в матрице, что позволит выяснить частоту контактов конкретных членов группы друг с другом, степень их включенности (высокую, среднюю и низкую) в систему межличностных отношений ученической группы. По мере вхождения в группу психолог-практикант может на переменах создавать специальные ситуации, например, игровые, в которых появляется возможность лучше увидеть, каким образом и с кем школьники объединяются в команды или малые группы для выполнения различных игровых заданий, кто из учащихся становится лидером таких групп, кто из ребят отказывается от участия в игре, оставаясь в одиночку, как школьники относятся друг к другу. Кроме того, посоветовавшись с классным руководителем, студент может, например, во время классного часа (или в другое время) специально организовать игру, предполагающую разделение учеников на микрогруппы по 3-5 человека. Включенное наблюдение за распределением функций в процессе групповой деятельности поможет решению задачи диагностики межличностных отношений. Однако сценарий такой игры должен быть тщательно разработан и спланирован, все необходимые атрибуты подготовлены заранее для того, чтобы обеспечить успех. Участников игры следует попросить записать состав своих малых групп на специальных листочках. В процессе игры важно фиксировать, как идет обсуждение вопросов и выполнение заданий, насколько эффективен процесс группового взаимодействия.
Результатом первого этапа выполнения задания является обоснованная гипотеза о группе, включающая гипотез-карту со списком ученической группы в виде таблицы, заполненной по образцу (см. Таблицу 6).
Таблица 6. Гипотетическая ролевая структура группы
1. Ф.И.О. — фамилии и инициалы всех членов группы. 2. ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ — члены группы, которым отдают предпочтение в совместной деятельности, взаимопомощь, общение. 3. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ — личные качества (какие), дружба, финансовый интерес. 4. АВТОРИТЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ — кто способен оказать влияние, через кого можно воздействовать: член группы, родители, учителя, администрация школы, никто. 5. КРИТИЧНОСТЬ — критично, с предубеждением ли относится к одноклассникам, с трудом меняет свое мнение о них. 6. ПОЗИЦИЯ — направленность в общении: «сверху», «на равных», «снизу». 7. РОЛЬ В ГРУППЕ — особенности ролевого поведения личности в группе: вписывается ли в коллектив, невозможно обойтись, является причиной конфликтов в группе. Если возможно, постарайтесь определить, какая из принципиально возможных групповых ролей наиболее характерна для членов ученической группы.
Возможные роли личности в группе и их краткая характеристика. 1. ЛИДЕР ГРУППЫ — формальный или неформальный руководитель, организатор деятельности, лицо, пользующееся несомненным авторитетом. 2. "ЗВЕЗДА" — наиболее популярный член группы (может совпадать или не совпадать с лидером). 3. "ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ" — лицо, к решениям которого привыкли прислушиваться, обращаются за помощью и т. п. 4. "ЗАВОДИЛА" — весельчак, компанейский парень (девушка). 5. «КОЛЛЕКТИВИСТ» — исполнитель, середняк группы, принимающие активное участие во всех мероприятиях, но не в главных ролях (2-3 человека). 6. «ЕДИНОЛИЧНИК» — тихони, члены группы, не проявляющие интереса к происходящему в группе, как по собственной воле, так и в силу других причин. 7. «ИЗБЕГАЕМЫЙ» — лицо, с которым мало общаются, не приглашают к участию в совместных мероприятиях и т.п., в крайних случаях изгой, аутсайдер. Как видно, этот список ролей личности в группе в определенной мере соотносится с социометрической типологией ролей и позволяет, кроме того, по совпадению первых четырех пунктов определить тип лидера (эмоциональный, деятельностный и т. п.)
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |