Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление гипотез-карты ролевой структуры группы




Присутствуя в классе, студент-практикант проводит включенное наблюдение за группой, особенностями взаимоотно­шений учеников на уроках, переменах, при выполнении различных поручений. Познакомившись со всеми членами классного коллек­тива, студенты имеют возможность использовать одну из модифи­каций стандартизованного наблюдения — «Методику одномо­ментных срезов» Т.А. Репкиной и Р.Б. Стеркиной [12]. В моменты свободного общения учеников на перемене следует схематично на специально подготовленном листе фиксировать микрогруппы класса, которые находятся в учебном кабинете и вне его, состав этих групп, а также учеников, не включенных в общение с одно­классниками (обозначая каждого члена группы в виде кружка с соответствующим номером). Такие «срезы» следует производить несколько раз в течение учебного дня (каждый раз делая записи на новых листах). В последующем данные проведенных «срезов» не­обходимо обобщить в матрице, что позволит выяснить частоту контактов конкретных членов группы друг с другом, степень их включенности (высокую, среднюю и низкую) в систему межлично­стных отношений ученической группы.

По мере вхождения в группу психолог-практикант может на переменах создавать специальные ситуации, например, игровые, в которых появляется возможность лучше увидеть, каким образом и с кем школьники объединяются в команды или малые группы для выполнения различных игровых заданий, кто из учащихся ста­новится лидером таких групп, кто из ребят отказывается от участия в игре, оставаясь в одиночку, как школьники относятся друг к дру­гу.

Кроме того, посоветовавшись с классным руководителем, студент может, например, во время классного часа (или в другое время) специально организовать игру, предполагающую разделе­ние учеников на микрогруппы по 3-5 человека. Включенное на­блюдение за распределением функций в процессе групповой деятельности поможет решению задачи диагностики меж­личностных отношений. Однако сценарий такой игры должен быть тщательно разработан и спланирован, все необходимые атрибуты подготовлены заранее для того, чтобы обеспечить успех. Участников игры следует попросить записать состав своих малых групп на специальных листочках. В процессе игры важно фиксировать, как идет обсуждение вопросов и выполнение заданий, насколько эффективен процесс группового взаимодейст­вия.

Результатом первого этапа выполнения задания является обоснованная гипотеза о группе, включающая гипотез-карту со списком ученической группы в виде таблицы, заполненной по об­разцу (см. Таблицу 6).

 

 

Таблица 6. Гипотетическая ролевая структура группы

Ф.И.О. Личные пред­почте­ния Чем обу­словле­ны Авто­ритет­ные лично­сти Критич ность оценок Пози­ция Роль в группе
               

 

1. Ф.И.О. — фамилии и инициалы всех членов группы.

2. ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ — члены группы, которым отдают предпочтение в совместной деятельности, взаимопомощь, обще­ние.

3. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ — личные качества (какие), дружба, фи­нансовый интерес.

4. АВТОРИТЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ — кто способен оказать влия­ние, через кого можно воздействовать: член группы, родители, учителя, администрация школы, никто.

5. КРИТИЧНОСТЬ — критично, с предубеждением ли относится к одноклассникам, с трудом меняет свое мнение о них.

6. ПОЗИЦИЯ — направленность в общении: «сверху», «на рав­ных», «снизу».

7. РОЛЬ В ГРУППЕ — особенности ролевого поведения личности в группе: вписывается ли в коллектив, невозможно обойтись, явля­ется причиной конфликтов в группе. Если возможно, постарайтесь определить, какая из принципиально возможных групповых ролей наиболее характерна для членов ученической группы.

Возможные роли личности в группе и их краткая характе­ристика.

1. ЛИДЕР ГРУППЫ — формальный или неформальный руководи­тель, организатор деятельности, лицо, пользующееся несомненным

авторитетом.

2. "ЗВЕЗДА" — наиболее популярный член группы (может совпа­дать или не совпадать с лидером).

3. "ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ" — лицо, к решениям которого привыкли прислушиваться, обращаются за помощью и т. п.

4. "ЗАВОДИЛА" — весельчак, компанейский парень (девушка).

5. «КОЛЛЕКТИВИСТ» — исполнитель, середняк группы, прини­мающие активное участие во всех мероприятиях, но не в главных ролях (2-3 человека).

6. «ЕДИНОЛИЧНИК» — тихони, члены группы, не проявляющие интереса к происходящему в группе, как по собственной воле, так и в силу других причин.

7. «ИЗБЕГАЕМЫЙ» — лицо, с которым мало общаются, не при­глашают к участию в совместных мероприятиях и т.п., в крайних случаях изгой, аутсайдер.

Как видно, этот список ролей личности в группе в опреде­ленной мере соотносится с социометрической типологией ролей и позволяет, кроме того, по совпадению первых четырех пунктов определить тип лидера (эмоциональный, деятельностный и т. п.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.