Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений




Для выявления структуры группы могут быть использова­ны различные формы социометрического метода, состоящего в выборе его участниками других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (совместное выполне­ние деятельности, свободное времяпрепровождение и т.п.).

Социометрия — метод выявления и формализованного опи­сания межличностных отношений в группе — разработанный Дж. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Вместе с официаль­ной, или формальной, структурой общения (обусловленной основ­ными функциями группы) в любой социальной группе всегда име­ется психологическая структура неофициального и неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Неформальная структура зависит от фор­мальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельно­сти, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Итак, социометрическая процедура применяется для:

а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе;

б) выявления «социометрических позиций», т.е. соотноси­тельного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометриче­ская звезда» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружения внугригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные ли­деры [4].

Осуществляемый каждым членом группы выбор показы­вает, кому он отдает предпочтение, к какой микрогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым участ­ником социометрического опроса, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т.е. определяет его СОЦИО­МЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС (положение в социогруппе как «звез­ды», «предпочитаемого», «принятого», «изолированного», «пренебрегаемого»).

Положение личности в структуре межличностных отно­шений может быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться совсем разные люди. Поэтому «социометрическую картину» группы необходимо составить не менее чем для 2-х видов общения: делового и эмо­ционального.

Удовлетворенность положением в группе в значительной степени определяется таким параметром межличностных отноше­ний, как ВЗАИМНОСТЬ ВЫБОРОВ (для члена группы важно не только то, сколько из его группы человек питают к нему симпатию, но и то, кто именно отдал ему свое предпочтение: те, кого он вы­брал сам, или же те, к кому он относится достаточно равнодушно).

Умение ориентироваться в неформальной структуре груп­пы, учитывать ее в решении практических задач — важнейший ас­пект подготовки специалиста, реализующего педагогические, ру­ководящие, организаторские и др. функции в системе «человек-человек».

Социометрический критерий — вопрос, ответ на который служит основанием для установления структуры взаимоотношений между членами группы.

По содержанию выделяют производственные (официаль­ные, формальные), непроизводственные (неофициальные, нефор­мальные) критерии, общие (диагностируют устойчивые межлично­стные отношения) и специфические (выявляют партнера в отдель­ном, специфическом виде деятельности), сильные и слабые крите­рии.

Выбор критерия для проведения опроса зависит от целей и задач исследования: какая структура изучается — формальная или неформальная и т.д.

Приведем примеры вопросов-социометрических критери­ев:

• Кто из одноклассников, на твой взгляд, лучше всего справился бы с обязанностями старосты?

• Кто из одноклассников смог бы организовать "Огонек" или вечер отдыха?

• С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

• С кем бы ты пошел в разведку?

• Кого из ребят хотел бы пригласить к себе на день рождения?

• С кем хотел бы вместе готовиться к контрольной работе?

• С кем хотел бы отправиться в далекое путешествие?

По итогам социометрии составляется социограмма. Виды социограмм: — свободная социограмма, локограмма и социограмма-мишень.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:МГУ, 1998.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

3. Игры — Обучение, тренинг, досуг/ Под ред. А.А.Петрусинского. М., 1994.

4. Коломинский Л.Я. Психология взаимоотношений в малой группе. Минск: БГУ, 1984.

5. Маейрс Д. Социальная психология. С.-Пб.: Питер, 1997.

6. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Н.Ф. Лукья­нова и др. М. — Берлин, 1999.

7. Немов Р.С. Социально-психологический анализ деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.

8. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. С.-Пб.: Питер, 2000.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: По­литиздат, 1982.

10. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом.

11. Репкина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду. М., 1992.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.

13. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой дея­тельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИП РАН, 1992. С 134-149.

14. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980.

15. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 2000.

16. Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджеров. М., 1999.

17. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В целом организация и проведение практики аналогично практике первого курса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.