КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений
Для выявления структуры группы могут быть использованы различные формы социометрического метода, состоящего в выборе его участниками других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (совместное выполнение деятельности, свободное времяпрепровождение и т.п.). Социометрия — метод выявления и формализованного описания межличностных отношений в группе — разработанный Дж. Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Вместе с официальной, или формальной, структурой общения (обусловленной основными функциями группы) в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального и неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Итак, социометрическая процедура применяется для: а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе; б) выявления «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый»; в) обнаружения внугригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры [4]. Осуществляемый каждым членом группы выбор показывает, кому он отдает предпочтение, к какой микрогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым участником социометрического опроса, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т.е. определяет его СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС (положение в социогруппе как «звезды», «предпочитаемого», «принятого», «изолированного», «пренебрегаемого»).
Положение личности в структуре межличностных отношений может быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться совсем разные люди. Поэтому «социометрическую картину» группы необходимо составить не менее чем для 2-х видов общения: делового и эмоционального. Удовлетворенность положением в группе в значительной степени определяется таким параметром межличностных отношений, как ВЗАИМНОСТЬ ВЫБОРОВ (для члена группы важно не только то, сколько из его группы человек питают к нему симпатию, но и то, кто именно отдал ему свое предпочтение: те, кого он выбрал сам, или же те, к кому он относится достаточно равнодушно). Умение ориентироваться в неформальной структуре группы, учитывать ее в решении практических задач — важнейший аспект подготовки специалиста, реализующего педагогические, руководящие, организаторские и др. функции в системе «человек-человек». Социометрический критерий — вопрос, ответ на который служит основанием для установления структуры взаимоотношений между членами группы. По содержанию выделяют производственные (официальные, формальные), непроизводственные (неофициальные, неформальные) критерии, общие (диагностируют устойчивые межличностные отношения) и специфические (выявляют партнера в отдельном, специфическом виде деятельности), сильные и слабые критерии. Выбор критерия для проведения опроса зависит от целей и задач исследования: какая структура изучается — формальная или неформальная и т.д. Приведем примеры вопросов-социометрических критериев:
• Кто из одноклассников, на твой взгляд, лучше всего справился бы с обязанностями старосты? • Кто из одноклассников смог бы организовать "Огонек" или вечер отдыха? • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? • С кем бы ты пошел в разведку? • Кого из ребят хотел бы пригласить к себе на день рождения? • С кем хотел бы вместе готовиться к контрольной работе? • С кем хотел бы отправиться в далекое путешествие? По итогам социометрии составляется социограмма. Виды социограмм: — свободная социограмма, локограмма и социограмма-мишень.
Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:МГУ, 1998. 2. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 3. Игры — Обучение, тренинг, досуг/ Под ред. А.А.Петрусинского. М., 1994. 4. Коломинский Л.Я. Психология взаимоотношений в малой группе. Минск: БГУ, 1984. 5. Маейрс Д. Социальная психология. С.-Пб.: Питер, 1997. 6. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Н.Ф. Лукьянова и др. М. — Берлин, 1999. 7. Немов Р.С. Социально-психологический анализ деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 8. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. С.-Пб.: Питер, 2000. 9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 10. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. 11. Репкина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду. М., 1992. 12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. 13. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИП РАН, 1992. С 134-149. 14. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. 15. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 2000. 16. Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджеров. М., 1999. 17. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ В целом организация и проведение практики аналогично практике первого курса.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |