КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация исследования
Тема исследования: взаимосвязь социально-психологических характеристик индивидуумов и их группового статуса. Объект исследования — группа учащихся (класс). Предмет исследования — социально-психологические характеристики группы и её членов. Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе. Исследовательская гипотеза представляет собой предположение о взаимосвязи тех или иных социально-психологических характеристик членов группы и их положения в группе. Достижение поставленной цели требует постановки и решения ряда исследовательских задач: Выявить общую социально-психологическую структуру группы, построить социограмму. Выделить наиболее яркого лидера и «отвергаемого» ученика. Определить их социально-психологические характеристики. Изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и положением в группе. Методы исследования: наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Общая структура исследования включает следующие этапы: Подготовительный. Студент знакомится с классом и классным руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы. Гипотетический. Проведение включенного наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе: • групповой сплоченности и психологическом климате в коллективе, • об уровне развития группы. • её структуре, микрогруппах внутри классного коллектива, • наиболее «выдающихся» в группе лицах и характере их влияния на группу, Результатом данного этапа является подробная обоснованная гипотеза о группе, включающая гипотез-карту. Выполнению работ этого этапа рекомендуется посвятить первую неделю (возможно, и половину второй недели) практики.
Эмпирический. Составление уточненного психологического портрета (характеристики) группы по результатам исследования с помощью социометрии, а также каких-либо других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», методики изучения групповых ценностей, методика СПК и др.). Данные социометрии фиксируются в социоматрице. Выполнением данного задания следует заняться на второй (первой половине третьей) неделе. Анализа результатов эмпирического исследования. Содержанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования с выдвинутой гипотезой. Важная часть анализа — вычисление и интерпретация социометрических индексов. Как правило, гипотеза подтверждается лишь частично. Практиканту необходимо выявить причины расхождений гипотезы и результатов исследования. От полноты и тщательности проводимого на этом этапе анализа эмпирических данных в большой степени зависит качество конечного результата исследования — психологического портрета группы. В случае полного расхождения гипотезы и результатов эмпирического исследования следует совместно с методистом проанализировать причины несовпадения и изменить гипотезу. Этап обобщения данных эмпирического исследования в психологическом портрете группы и социально-психологических описаниях изучаемых членов группы. На этом этапе строится окончательная социограмма группы. Практический. Разработка психологических рекомендаций для классного руководителя для оптимизации управления ученической группой и влияния на отдельных учащихся. Выполнение данного и последующего этапов следует осуществить на последней, третьей неделе практики.
Коррекционный. Проведение тренинга, творческой игры или коллективного дела в целях оптимизации межличностных отношений. Этап составления и защиты отчёта. Примечание. Практикант в обязательном порядке проводит либо диагностическую игру на этапе изучения классного коллектива, либо на заключительном этапе — тренинг, творческую игру и т.п. для оптимизации межличностных отношений в классе. [3, 11, 13, с.321-322, 16, 18].
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |