Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация исследования




Тема исследования: взаимосвязь социально-психологи­ческих характеристик индивидуумов и их группового статуса.

Объект исследования — группа учащихся (класс).

Предмет исследования — социально-психологические ха­рактеристики группы и её членов.

Цель исследования — выявление социально-психологи­ческих характеристик, связанных с особенностями положения в группе.

Исследовательская гипотеза представляет собой предпо­ложение о взаимосвязи тех или иных социально-психологических характеристик членов группы и их положения в группе.

Достижение поставленной цели требует постановки и ре­шения ряда исследовательских задач:

Выявить общую социально-психологическую структуру группы, построить социограмму.

Выделить наиболее яркого лидера и «отвергаемого» уче­ника.

Определить их социально-психологические характеристи­ки.

Изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и положением в группе.

Методы исследования: наблюдение, беседа, психологиче­ское тестирование.

Общая структура исследования включает следующие этапы:

Подготовительный. Студент знакомится с классом и классным руководителем, устанавливает первичный контакт, опре­деляет формат своей работы.

Гипотетический. Проведение включенного наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе:

• групповой сплоченности и психологическом климате в коллективе,

• об уровне развития группы.

• её структуре, микрогруппах внутри классного коллек­тива,

• наиболее «выдающихся» в группе лицах и характере их влияния на группу,

Результатом данного этапа является подробная обоснован­ная гипотеза о группе, включающая гипотез-карту. Выполнению работ этого этапа рекомендуется посвятить первую неделю (воз­можно, и половину второй недели) практики.

Эмпирический. Составление уточненного психологическо­го портрета (характеристики) группы по результатам исследования с помощью социометрии, а также каких-либо других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», методики изучения групповых ценностей, методика СПК и др.). Данные социометрии фиксируются в социоматрице. Выполнением данного задания следует заняться на вто­рой (первой половине третьей) неделе.

Анализа результатов эмпирического исследования. Со­держанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования с выдвинутой гипотезой. Важная часть анализа — вычисление и интерпретация социометрических индексов. Как правило, гипотеза подтверждает­ся лишь частично. Практиканту необходимо выявить причины расхождений гипотезы и результатов исследования. От полноты и тщательности проводимого на этом этапе анализа эмпирических данных в большой степени зависит качество конечного результата исследования — психологического портрета группы. В случае пол­ного расхождения гипотезы и результатов эмпирического исследо­вания следует совместно с методистом проанализировать причины несовпадения и изменить гипотезу.

Этап обобщения данных эмпирического исследования в психологическом портрете группы и социально-психологических описаниях изучаемых членов группы. На этом этапе строится окончательная социограмма группы.

Практический. Разработка психологических рекомендаций для классного руководителя для оптимизации управления учениче­ской группой и влияния на отдельных учащихся. Выполнение дан­ного и последующего этапов следует осуществить на последней, третьей неделе практики.

Коррекционный. Проведение тренинга, творческой игры или коллективного дела в целях оптимизации межличностных от­ношений.

Этап составления и защиты отчёта.

Примечание. Практикант в обязательном порядке прово­дит либо диагностическую игру на этапе изучения классного кол­лектива, либо на заключительном этапе — тренинг, творческую игру и т.п. для оптимизации межличностных отношений в классе. [3, 11, 13, с.321-322, 16, 18].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.