Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль и рентабельность в промышленности и энергетике




Прибыль является обобщающим показателем производственно хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль вычисляется как разность между суммой реализации Ор и издержками И или как разность между рыночной ценой Ц и себестоимостью s, умноженной на объем производства V:

ПОИ(Ц) sV =- -,

где Пб --- валовая или балансовая прибыль, руб/год. Действуя в рыночных условиях, производители стремятся получить максимум прибыли. Для этого существует несколько способов:
1) повышение продажной цены. Как известно, в условиях рынка на ценообразование влияет соотношение спроса и предложения. Но производители-монополисты, в том числе и энергетика как естественный монополист, имеют некоторую возможность поднимать тарифы на свою продукцию в пределах, ограниченных мерами государственного регулирования рынка;
2) снижение себестоимости продукции. Это достигается повышением эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение на базе современной техники. Возможны и другие пути --- реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с такими же показателями у конкурентов на рынке, тем выше прибыльность;
3) увеличение объема производства. Но энергопроизводители не могут увеличить объем производства по своему желанию, кроме отдельных случаев (ремонтные, строительно-монтажные работы и т.п.). По мере формирования рынка энергетической продукции, при появлении независимых, конкурирующих между собой энергопроизводителей в
энергетике может возникнуть нормальная рыночная ситуация, когда одни производители будут расширять объем своего производства за счет вытеснения других.
Для энергетики главными способами увеличения прибыльности являются повышение эффективности производства за счет поддержания оборудования в хорошем техническом состоянии в результате регулярного и качественного ремонтного обслуживания, оптимальной загрузки в каждый момент времени и др. Основные пути снижения себестоимости можно найти при анализе технико-технологических факторов, определяющих величину отдельных статей эксплуатационных затрат.
Очевидно, что главным для повышения эффективности производства в энергетике является снижение удельных расходов топлива на единицу энергии. В распоряжении предприятий остается не вся балансовая прибыль, а только ее часть - чистая прибыль, руб/год, остающаяся после вычета из нее различных налогов и обязательных платежей H:

Пчб

В настоящее время часть налогов включается в себестоимость продукции отдельной статьей. Налогообложение предусматривает разные виды налоговых отчислений, для каждого из которых определяется своя налоговая база (здесь приводятся только некоторые виды налогов):
• акцизы, увеличивающие продажную цену (оплачивается потребителем);
• налог на добавленную стоимость, начисляемый на сумму реализации продукции (увеличивает продажную цену, поэтому оплачивается потребителем);
• налог на имущество (собственность), начисляющийся на стоимость основных производственных фондов;
• штрафы за нанесение вреда окружающей среде --- рассчитываются по утвержденным тарифам (включаются в себестоимость);
• транспортный налог --- определяется в зависимости от наличного автотранспорта (из себестоимости);
• отчисления в местный бюджет (региональный, муниципальный) в зависимости от численности персонала (из себестоимости);
• налог на прибыль --- из налога облагаемой прибыли и т.п. Налоги также могут быть:
• федеральные, включающие в себя налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды; государственную пошлину; таможенные пошлину и сборы; налог на пользование недрами;
• региональные, к которым относятся налог на имущество предприятия, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
• местные налоги --- это земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.
Общее представление о формах налогов и объектах налогообложения может дать табл. 7.1.

Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность.
Показатель рентабельности производственных фондов определяется отношением прибыли к стоимости производственных фондов. Он показывает, сколько рублей прибыли дает каждый рубль, вложенный в производственные фонды (основные и оборотные средства).
В зависимости от вида прибыли рентабельность может быть балансовой и расчетной:

где Kср.г --- среднегодовая стоимость основных производственных средств; Пб, Пч --- балансовая и чистая прибыли; обор S --- среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств; пр.ф K --- стоимость производственных фондов; Н --- налоги. Другим показателем, оценивающим прибыльность предприятия, является рентабельность производства. Рентабельность производства --- это отношение прибыли к издержкам производства:

Она показывает, насколько продажная цена продукции выше себестоимости. Это видно из формулы

Для анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности применяются три основные группы показателей рентабельности: продаж, активов и капитала.
К показателям рентабельности продаж относятся: коэффициент чистой рентабельности продаж, коэффициент рентабельности продаж по маржинальному доходу, коэффициент продаж по прибыли от реализации.
Коэффициент чистой рентабельности продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и характеризует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рентабельность продаж по маржинальному доходу определяется как отношение маржинального дохода, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат, к выручке от реализации.
Рентабельность продаж по прибыли от реализации исчисляется как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях в числителе может использоваться не прибыль от реализации, а балансовая прибыль.
Показатель рентабельности активов отражает степень доходности использования активов предприятия и определяется как отношение прибыли предприятия и выплаченных процентов по кредитам к средней величине балансовой стоимости активов предприятия. В числителе может также использоваться значение чистой прибыли предприятия. Рентабельность активов рассчитывается как произведение показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов предприятия. Следовательно, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, инвестированных в его активы, зависит от скорости оборачиваемости активов и от доли прибыли в выручке предприятия.
Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает степень эффективности использования акционерного капитала предприятия и является косвенной характеристикой доходности инвестиций акционеров. Рентабельность собственного капитала обычно определяется как отношение чистой прибыли акционерного общества к величине балансовой стоимости собственного капитала. В состав собственных средств предприятия принято включать величину капитала, инвестированного акционерами, и сумму резервов, созданных за счет чистой прибыли акционерного общества. Рентабельность собственного капитала зависит от нормы чистой рентабельности продаж, оборачиваемости активов и соотношения общей величины капитала и собственного капитала предприятия.

10 Инвестиции: понятие, виды, источники, методы оценки эффективности

В условиях рыночной экономики важнейшим условием устойчивого развития предприятия является эффективность инвестиционной деятельности. Инвестиции --- это вложения капитала в развитие предприятия, мероприятия по повышению эффективности производственнохозяйственной деятельности или выпуск ценных бумаг в целях получения экономического результата. Инвестиционная деятельность имеет ряд специфических особенностей:
• разделение во времени вложения капитала и получения результата;
• наличие альтернативных вариантов вложения капитала;
• дефицит необходимых ресурсов, в первую очередь финансовых;
• невозможность ограничения инвестиционной деятельности рамками предприятия, так как возникает необходимость привлечения сторонних организаций, цели которых не всегда совпадают с целями предприятия.
Инвестиционный проект --- это комплексный план создания или модернизации производства в целях получения экономической выгоды.
Период разработки и реализации инвестиционного проекта называется инвестиционным циклом и состоит из трех стадий: предынвестиционной, инвестиционной, производственной. На предынвестиционной стадии изучаются возможные варианты реализации проекта, определяются прогнозные оценки затрат, рыночного спроса на продукцию, различных видов эффектов, а также проводятся технико-экономические исследования, связанные с качеством, технологическим уровнем и т.п. Технико-экономическое обоснование проекта либо основывается на экспертных оценках затрат и результатов, либо определяется исходя из укрупненных (удельных) показателей.
В ходе этих исследований используется итеративный метод получения оценок экономической эффективности проекта. Каждая последующая итерация предполагает использование более точных данных об условиях реализации проекта, т.е. постепенное снижение уровня неопределенности исходной информации. Параллельно решаются организационные проблемы: уточняются сроки, определяется круг участников проекта, источники финансирования и т.п.
Заканчивается эта стадия составлением программы финансирования и разработкой бизнес-плана. Важнейшим разделом бизнес-плана является экономическое обоснование, смысл которого --- представление информации в виде, позволяющем инвестору сделать заключение о целесообразности или нецелесообразности осуществления инвестиций.
На инвестиционной стадии окончательно отбираются организации, участвующие в проекте, --- подрядчики и поставщики, готовится соответствующая правовая и проектная документация, определяется система управления проектом. В случае нового строительства создается дирекция будущего предприятия, а на действующем предприятии назначается управляющий проектом. Проводится строительство, монтаж и наладка оборудования.
На производственной стадии осуществляется эксплуатация объекта. Реализация инвестиционного проекта может быть представлена двумя взаимосвязанными экономическими процессами: инвестированием и получением доходов от вложенных средств. Эти процессы протекают последовательно или на некотором временном отрезке параллельно. Основные стадии инвестиционного цикла представлены на рис. 8.1.

Все стадии вместе составляют расчетный период, охватывающий инвестиционный процесс, процесс производства, в ходе которого получают доход, и процесс ликвидации проекта. Расчетный период --- это период времени, в течение которого инвестор вкладывает средства и возвращает их с выгодой для себя в случае благоприятной ситуации. Продолжительность расчетного периода определяется исходя из периода конкурентоспособности данной технологии или продукции.
На практике используются два подхода к оценке экономической эффективности: первый --- упрощенный, без учета фактора времени и второй --- с учетом фактора времени, что позволяет учесть неравноценность доходов и расходов, относящихся к разным периодам времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.