Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические материалы к практике




Дни

Дни

День

II НЕДЕЛЯ

День

День

День

День

День

I НЕДЕЛЯ

Со студентами беседуют заведующая, методист и логопеды дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Студенты получают информацию о структуре детского сада и организации работы его сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Заведующая и методист дошкольного учреждения рассказывают студентам о координации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомят студентов с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах детского сада, режимом дня в отдельных возрастных группах, с традициями учреждения.

Студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабинетов методиста, логопеда, психолога. Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп, знакомятся с нормативными документами, регулирующими работу детского сада.

Студенты знакомятся с перспективным планом работы, анализируют план совместной работы логопеда с воспитателями, родителями, другими специалистами ДОУ. Во все дни студенты посещают занятия логопеда с целью анализа методики работы.

Студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных возрастных групп и с различными нарушениями, анализируют и переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом обследования. Далее студенты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом процедура обследования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы обследования, используемый наглядный материал, типы инструкций логопеда, виды помощи и т.д.).

Знакомство с основными направлениями работы логопеда в ДОУ: групповая коррекционно-логопедическая работа, индивидуальная коррекционная работа, просветительская. Работа с методической литературой с целью составления конспектов индивидуальных и фронтальных занятий.

Знакомство с методическим обеспечением кабинета логопеда, с вспомогательными логопедическими пособиями для индивидуальных и групповых логопедических занятий. Анализ логопедических занятий.

Изучение диагностических карт, личных дел и речевых карт детей с целью анализа нарушений развития и влияния их на речевой развитие. Выписка из 3 медицинских карт, личных дел и речевых карт, с целью составления своей комплексной речевой карты с логопедическим заключением. Проведение самостоятельного полного логопедического обследования дошкольника с речевым нарушением. Результаты обследования студент фиксирует в речевую карту и разрабатывает индивидуальную программы коррекционной работы с данным ребёнком.

III – IV НЕДЕЛИ

Практикант подготавливает, проводит и совместно с логопедом анализирует индивидуальные и фронтальные логопедические занятия различных видов. Студент подбирает речевой, игровой, дидактический материал для занятий, анализирует его с точки зрения вариативности использования; определяет приёмы работы в соответствии с возрастом и характером нарушения. Студент оказывает помощь логопеду и воспитателям в оформлении дидактического материала, участвует в подготовке и проведении родительских собраний, педагогических советов, проводит беседы и консультации с родителями, оформляет документацию.

 

 

В соответствии со ст. 50 п. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании», от 10 июля 1992 года №3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.97 №144-ФЗ, для детей с отклонениями в раз­витии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети направляются в указанные учреждения (группы) только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с п. 1 Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с от­клонениями в развитии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 № 288; Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и до­полнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образова­тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в раз­витии»; создаются коррекционные (компенсирующие) учреждения дошколь­ного и школьного образования. Типовое положение распространяется также на специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в об­разовательном учреждении.

В соответствии с п. 22 «В целях преодоления отклонений в развитии вос­питанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и инди­видуальные коррекционные занятия».

В соответствии с п. 29 «Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педа­гогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения».

В Письме от 24.04.2000 № 27/640-2 («О наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефекта­ми) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образова­тельных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии)») Министерство образования разъясняет следующее: предель­ную наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, следует рассматривать как максимальную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с от­клонениями в развитии на получение образования.

В соответствии со ст. 15 Проекта Федерального закона «Об образова­нии лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном обра­зовании)», принятого Государственной Думой 2.06.1999, в Российской Фе­дерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произноше­ния отдельных звуков.

В соответствии со ст. 16 для оказания помощи детям, имеющим различ­ные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях об­щего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством введения в штат образова­тельного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;

В соответствии с п. 48, в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида наполняемость групп устанавливается в зависимо­сти от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно:

• для детей с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и до 10 детей;

• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только
в возрасте старше 3 лет — до 12 детей.

В соответствии с Письмом Министерства образования Российской Фе­дерации от 16 января 2002 г. №03-51-5 ин/ 23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная ка­тегория детей уже фактически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает заня­тия с логопедом в логопункте общеобразовательного учреждения, а также обучение детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи и заиканием в логопедических группах.

1. При построении образовательного процесса в ДОУ (для первой поло­вины дня) максимально допустимое количество учебных занятий в старшей и подготовительной группах не должно превышать трех. Их продолжительность — 20-25 минут. В середине занятия необходимо проводить физкуль­тминутку (динамическую паузу). Перерывы между занятиями — не менее 10 минут (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ 14.03.2000 №65/23-16).

2. Содержание образования в коррекционном учреждении определяет­ся образовательными программами, разработанными исходя из особенно­стей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспи­танников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением
самостоятельно. Организация образовательного процесса в коррекцион­ном учреждении регламентируется учебным (календарным) планом, годо­вым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно (Типовое
положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 228).

3. Логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной про­граммы (Инструкционное письмо от 02.07.1998 №89/34-16 «О реализации
права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и
педагогических технологий»).

4. В целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и
индивидуальные коррекционные занятия. Логопед ежедневно с 9 до 13 часов
проводит занятия с детьми фронтально, подгруппами и индивидуально (Ти­повое положение о специальном коррекционно-образовательном учрежде­нии. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями
речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12:03.1997 №288).

Принципы логопедического воздействия:

• комплексность воздействия при речевых нарушениях;

• дифференцированный подход в устранении речевых нарушений;

• поэтапный ход речевого воздействия.

Основные формы речевого воздействия:

* обучение;

* воспитание;

* коррекция;

* адаптация;

* компенсация;

* абилитация

* реабилитация.

Методы логопедического воздействия:

1. Практические методы:

• упражнения: подражательно-исполнительские; конструктивные; твор­ческие;

• игровые приемы;

• моделирование.

2. Наглядные методы:

• наблюдение;

• рассматривание рисунков, картин, макетов;

• просмотр диафильмов, видео;

• прослушивание записей;

• показ образца.

3. Словесные методы: v

• рассказ;

• пересказ;

• беседа: предварительная, итоговая, обобщающая;

• чтение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.