КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность планирования.
Лекция 1. Методологические основы планирования Цели и задачи учебной дисциплины Основная цель дисциплины - освоение теоретических знаний и практических навыков по разработке различных видов планов предприятия Задачами дисциплины являются обеспечение студента теоретическими знаниями в области методологии и методики планирования деятельности предприятия; сформировать практические навыки по проведению плановых технико-экономических расчётов.
Планирование – процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования.Планированиепредставляет собой умение предвидеть цели организации на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей. Объекты планирования на предприятии - социально-экономические процессы, явления и события, происходящие на уровне предприятия, на которые направлена деятельность по разработке прогнозов и планов. Субъекты планирования – юридические или физические лица, осуществляющие планирование объекта. В условиях рынка, в этой роли могут выступать: органы государственной власти на уровне РФ, субъектов РФ, муниципального и местного самоуправления; корпорации и предприятия; научно-исследовательские и консалтинговые организации, отдельные эксперты, осуществляющие разработку прогнозов. Особенности планирования в условиях рыночной экономики: - должно быть ориентировано на потребителя, т.е. по своей сути должно быть маркетинговым, основанным на изучении рыночных потребностей и постоянном поиске привлекательных «рыночных ниш»; - должно быть направлено на получение устойчивой прибыли (соразмерение рыночных потребностей с возможностями предприятия);
- должно учитывать неопределённость, присущую рынку; - должно иметь системный характер, учитывая как внешние, так и внутренние условия жизнедеятельности предприятия; - должно рассматриваться как «открытая система» (предприятие должно приспособить всю свою внутреннюю деятельность к изменениям в окружающей среде в политике, экономике, обществе, технологии, экологии); - должен быть присущ предпринимательский дух (способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста). Функции планирования: инициирование; прогнозирование; оптимизация; координация и интеграция; безопасность управления; упорядочение; контроль; воспитание и обучение; документирование. Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок. Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния предприятия в процессе анализа и учета совокупности факторов. Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде. Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений предприятия с ориентацией их на единый общий результат. Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предоставления отрицательных последствий. Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности. Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки. Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучении их, в том числе, и на ошибках.
Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий руководителей предприятия. Основные функции планирования тесно связаны между собой и ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально – экономических результатов предприятия. Задачи планирования в условиях рынка: -формулировать состав предстоящих плановых проблем, определять системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; -обосновывать выдвигаемые стратегии, цели и задачи, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектировать желаемое будущее предприятия; -планировать основные средства достижения поставленных целей и задач; -определять потребности ресурсов, планировать объемы и структуру необходимых ресурсов и сроков их поступления; -проектировать внедрение разработанных планов и осуществлять контроль за их выполнением. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии. Принципы планирования - основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. Принципы планирования: принцип научности; принцип комплексности; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип участия; принципадекватности; принцип точности; принцип необходимости; принцип единства. Принцип научности означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах, в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике. Принцип комплексности предполагает наличие взаимосвязи и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Принцип непрерывности означает, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Принцип гибкости тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Принцип участия предполагает важность самого процесса планирования, с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия. Принцип адекватности означает отражение реальных проблем в процессе планирования. Принцип точности - требует обоснованности, детализации и конкретизации плановых показателей. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Принцип необходимости - означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип единства - предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Метод планирования -способы и приемы разработки и обоснования плановых документов. Методы планирования призваны наиболее полно реализовывать в практической деятельности сущность и принципы планирования. Методы планирования на предприятии: балансовый; нормативный; технико-экономический; опытно-статистический; факторный. Балансовый метод – метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Реализуется через систему балансов. Нормативный метод планирования заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменения в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом порядке. Технико-экономический метод планирования позволяет с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях (например, оптимальную зависимость между партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; объемом капиталовложений и прибылью). Опытно-статистический метод предусматривает для установления плановых показателей использование фактических и статистических данных за предыдущие годы. Факторный метод планирования позволяет определить плановые значения показателей на основе расчетов влияния важнейших факторов, вызывающих изменение этих показателей.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |