Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Стратегическое планирование




В рыночных условиях стратегическое планирование:

- является инструментом преодоления неопределённости и подвижности рыночной среды, позволяет предприятию выработать направления развития, чтобы избежать рисков или ослабить их негативные последствия;

-позволяет заблаговременно осуществлять мероприятия по использованию результатов научно-технического прогресса, необходимых для повышения конкурентоспособности предприятия.

Особенности стратегического планирования:

- стратегическое планирование должно дополняться текущим;

-стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

-основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий;

-имеет недостатки, которые ограничивают сферу его применения: не дает в силу своей сущности детального описания будущего; не имеет четкого алгоритма плана; требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием; негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного; само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

Характеристики стратегического планирования

Стратегическое планирование характеризуется: степенью неопределённости; временной ориентацией; горизонтом планирования.

Степень неопределённости обусловлена рыночными условиями, для которых характерны нестабильность политики экономики. Может быть высокой, средней и низкой, что обуславливает уровень рисков.

Горизонт планирования - период времени, на который составляются планы. Стратегическое планирование может быть краткосрочным (1-3года), среднесрочным (3-5лет) и долгосрочным (10-15лет).

Временная ориентация процесса планирования учитывает в процессе планирования его отношение к прошлому, настоящему и будущему. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным (учет прошлого опыта), инактивным (приспосабливающим к настоящему), преактивным (направленным в будущее) и интерактивным (ориентированным на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем).

Этапы стратегического планирования:

1-й этап - определение миссии предприятия;

2-й этап - формулирование целей и задач функционирования предприятия;

3-й этап - анализ и оценка внешней среды;

4-й этап - анализ и оценка внутренней среды предприятия;

5-й этап - разработка и анализ стратегических альтернатив;

6-й этап - выбор стратегии.

На первом этапе определяется миссия предприятия, которая включает установление смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития компании позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежности ее персонала, обеспечивая тем самым дополнительные конкурентные преимущества.

На втором этапе формулируется цель. Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы.

Анализ и оценка внешней и внутренней среды осуществляется на третьем и четвёртом этапах. Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.д. Непосредственное окружение анализирует следующие основные компоненты: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д. Анализ внутренней среды проводится по направлениям: производство, рабочая сила(профессионально-квалификационный состав); менеджмент (структура управления, затраты на управления, его эффективность);финансы (показатели платёжеспособности, доходности).

Пятый этап включает разработку и анализ стратегических альтернатив. Стратегия — это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия. Стратегия организации вырабатывается исходя из целей организации с учетом результатов анализа внешней и внутренней среды.

На шестом этапе выбора стратегий из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.