Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Локальные и региональные вооруженные конфликты




Задание №1.

Проверочная работа по материалам лекции «Локальные и региональные вооруженные конфликты».

Задание №2.

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ КНИГИ МЯЛО КСЕНИИ «Россия и последние войны 20 века».

Вопросы: 1. Какой геополитический интерес США на постсоветском пространстве, особенно в бывших республиках на Кавказе и в Средней Азии? 2. Привести не менее 3-х примеров, доказывающих, что «Южная дуга» - пояс политической нестабильности. Привести примеры конфликтов в этой зоне нестабильности.

В понятиях реальной политики возникновение вакуума силы на той или иной территории неизбежно приводит в движение страны и группы интересов, давно стремившиеся закрепить здесь* (в Средней Азии) свое присутствие и теперь получившие такой шанс. А о том, как давно и сколь вожделенным для Запада вообще и для США в особенности был контроль над Хартлендом* (постсоветское пространство), достаточно подробно сказано выше. Обостряющаяся борьба за ресурсы и пути их транспортировки придала теме новое звучание, и это относится не только к бывшей Средней Азии.
"Европейское сообщество не может пренебрегать Южным Кавказом. Грузия, Армения и Азербайджан образуют стратегический коридор, соединяющий юг Европы со Средней Азией", - заявили в феврале 2001 года комиссар ЕС по внешним связям Крис Паттен и министр иностранных дел Швеции Анна Линд на страницах газеты "Financial Times". И далее: "Возможно, под Каспийским морем столько же нефти и газа, сколько и под Северным, а огромные запасы там и в Средней Азии - приятная новость для нуждающейся в энергии Европы". Именно исходя из этих приоритетов, Запад и будет действовать на "великой шахматной доске", в том числе в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, ни для одного из которых Россия до истечения XX века так и не сумела найти приемлемого решения. Зато вмешательство и присутствие здесь, с ее ведома и попущения, международных организаций резко возросло, что, однако, вовсе не обязательно следует считать залогом мирного урегулирования. Напротив, пример Косово уже показал, что дело может обстоять как раз наоборот; и как раз тогда, когда прозвучали заявления Криса Паттена и Анны Линд, газета "Гардиан" указала на возросшее внимание Запада к проекту Великой Албании. Вскоре же начались вооруженные действия албанских боевиков в Македонии, тогда как войска КФОР, которым Скопье в свое время любезно предоставило территорию страны, срочно отводятся из зоны конфликта.
Таким образом, разрыхление южной дуги продолжается, размах маятника нестабильности увеличивается, а сама дуга все больше тяготеет к тому, чтобы из дискретной, прерывистой стать сплошной. Огромная роль принадлежит здесь новому обострению хронического палестинско-израильского конфликта. Оно происходит в новых условиях, когда вследствие краха СССР, приближению которого в свое время так много посодействовал Израиль, резко возросли возможности консолидации арабского мира, более не разрываемого между двумя блоками. Сделанное в мае 2001 г. заявление принца саудовского престола о том, что он отказывается посещать США и встречаться с их президентом до тех пор, пока Америка будет поддерживать Израиль, можно считать знаковым. С этим не могут не считаться США, и хотя администрация Буша сделала жесты односторонней поддержки Израиля, в последнем нарастает тревога по поводу возможной корректировки американской позиции. Как следствие, делаются попытки, будоража больную тему Чечни, побудить Россию к занятию более выраженной позиции в поддержку Израиля, формируя с последним общий фронт "антиисламской солидарности". Линия эта, смертельно опасная для России, имеет в стране весьма влиятельных лоббистов, так что, очевидно, в ближайшее время поведение России на южной дуге будет в значительной мере складываться под сильным давлением с этой стороны. А чем больше она будет увязать в своих осложняющихся отношениях с исламским миром, тем активнее США, ЕС и тот же Израиль, имеющий партнерские отношения с Турцией, будут наращивать свое присутствие в Закавказье.
Турбулентность здесь в последнее время возрастает, особенно после того, как безрезультатно завершившиеся в Париже армянско-азербайджанские переговоры были перенесены в Ки-Уэст (Флорида). В преддверии их стороны обменялись грозными заявлениями, в воздухе запахло порохом, однако за фасадом, разворачивается более сложная игра, направляемая - притом с согласия обеих сторон - американцами.
Речь же идет - ни много ни мало - об "имитационной войне", следствием которой должны стать реализация модифицированного плана Гобла и, главное, ввод в регион международных миротворческих сил. Что, после войн в Боснии и Косово, является скорее эвфемизмом для обозначения сил НАТО. К тому же Азербайджан опять озвучил согласие на размещение баз НАТО на своей территории.
Как разовьется процесс, покажет уже XXI век, в наследие от ХХ-го принимающий и весь комплекс проблем, сосредоточенных вокруг Нагорного Карабаха; однако уже сегодня очевидно, что США наращивают свою активность в Закавказье. Особенно заметно это сказалось на грузинском направлении. На очень высоком уровне американского истеблишмента вновь прозвучали заявления о поддержке проекта трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Об этом прямо сказал новый госсекретарь США Колин Пауэлл в ходе вашингтонского визита министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили. Поддержка была получена и от директора ФБР Луиса Фри во время его пребывания в Тбилиси (цит. по К. Мяло).

 

*В скобках указаны примечания авторов «методички» курсивом.

ü Тема 9. Социальные опасности: наркомания, токсикомания, алкоголизм

Цель: Ознакомиться с социальными опасностями – наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом; изучить правила поведения в конкретных ситуациях.

Содержание:

1. Краткие сообщения студентов по темам «Наркомания», «Токсикомания», «Алкоголизм».

2. Задания по данной теме.

Задание №1.

1. Дайте определение: «Опьянение – это________________________»

2. Перечислите последствия опьянения.

3. Что такое алкоголизм?

4. Перечислите правила, которые необходимо соблюдать при употреблении алкоголя: ____________________________________

5. Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) рекомендации:

 

Рекомендация П НП
1.Перед вечеринкой ничего не ешьте      
2.Жирная и масляная пища до употребления алкоголя поможет сразу не опьянеть      
3.Ничего страшного не произойдет, если смешать крепкие и слабые напитки      
4.Пейте больше газированных напитков      
5.Соки, вода и чай способствуют быстрому опьянению      
6.Курение не усиливает опьянение      
7.Ложное ощущение трезвости возможно в течение часа с момента употребления алкоголя      

 

6. Выберите необходимые действия для быстрого отрезвления:

А) быстро и сильно разотрите уши опьяневшего;

Б) вызовите рвоту;

В) промойте желудок малым количеством питьевой соды в 1 литре воды;

Г) устройте опьяневшему отрезвляющий ледяной душ;

Д) заставьте быстро и долго двигаться;

Е) дайте слабительное;

Ж) устройте поспать в надежде, что после сна протрезвеет;

З) дайте выпить 2-3 столовых ложки активированного угля в виде кашицы на основе воды;

И) заставьте опьяневшего выпить нашатырного спирта (на стакан воды 5-6 капель);

К) положите холодный компресс на область лба.

Задание №2.

Перечислите классификацию наркотиков. Приведите пример классификации токсикоманий (задания на карточках). Письменно ответьте на вопросы практической работы №6 в методических рекомендациях «Практические работы по безопасности жизнедеятельности». «Методичку» можно получить на кафедре анатомии, физиологии и ОБЖ (ауд.226).

 

ü Тема 10. Характеристика девиантных форм поведения среди подростков

Цель: Дать характеристику девиантных форм поведения среди подростков; изучить правила поведения для педагога в конкретных ситуациях.

Содержание:

1. Краткие сообщения студентов по темам «Девиантное поведение», «Делинквентное поведение», «Виктимное поведение».

2. Задания по данной теме.

Задание №1.

Прочитайте отрывок из учебника по социологии и ответьте на вопросы:

1.Каковы причины девиантного поведения подростков?

2.Что такое делинквентное поведение? Приведите примеры.

Литература: Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003.

 

Причинами девиантного поведения подростков является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Противоречия между биологической и социальной незрелостью, с одной стороны, и требованиями общества, с другой, служит реальным источником девиации.

Чаще всего этот конфликт порождает делинквентное поведение, то есть поведение, противоречащее нормам права и интерпретируемое как общественно опасное деяние.

Если алкоголизм, самоубийство – это достаточно распространенные формы девиантного поведения, то наркомания, организованная преступность являются формами делинквентного поведения.

Криминологические группы различаются степенью организованности. В Татарии и Мордовии это «конторы» (создаются по месту учебы, жительства или работы, имеют ситуативный характер).

Есть и преступные шайки, куда подростки входят наряду со взрослыми. Шайки организуют свою организацию, имеют свою кассу – «общак». Возглавляет группу лидер (19-22 лет). Далее идут «старики» («боевики») 16-18 лет, и «шелуха» моложе 16 лет (Мухаев, 2003).

Задание №2.

В задании №2 на тему «Бродяжничество» предусмотрено выполнение 2-х вариантов работы (на выбор). Оба текста задания взяты из статьи А. Сырцева под названием «Уличные дети – метафора, синдром бродяжничества или группа риска».

(Русский народный сервер против наркотиков. http://www.NarCom.ru. Дата обращения 1 февраля 2009 г.)

В настоящей статье автор, опираясь на собственный опыт работы с безнадзорными и беспризорными детьми в Санкт-Петербурге, учитывая данные предшествующих и современных исследований, рассматривает некоторые аспекты феномена «уличные дети»


[*]

А.Сырцев // Уличные дети - метафора, синдром бродяжничества или группа риска

Вариант №1.

Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в мире и нашей стране за последние двадцать лет, массивные сдвиги в социально-экономическом устройстве нашего общества сопровождались многими кризисными социальными явлениями, из которых для нас в данном случае важно отметить, прежде всего, деградацию института семьи.

Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Коллапс и бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления. Еще одна из причин – развал экономики в 90-х годах 20 века *.

В конце 80-х общество в ожидании восстановления порядка либо по инерции апеллировало к власти, либо надеялось на скорые эволюционные перемены к лучшему. Но в начале 90-х, когда появились целые сообщества «детей улиц» и когда выживание стало первоочередной задачей всех и каждого, спонтанно возникли неформальные объединения граждан, заместивших прежние формы опеки детей. Впоследствии при финансовой поддержке исключительно иностранных организаций и посильному вкладу отдельных соотечественников, а также некоторых старых и новых государственных и частных организаций таких объединений становилось на порядки больше, и проблема «уличных детей» стала предметом рассмотрения, изучения, диспутов и практической работы.

 

Терминология - уличные дети, дети улиц, беспризорники, дети-дезадаптанты, девианты, дети иподростки, вовлеченные в уличную жизнь, дети групп социального риска, социальные сироты(это не считая литературных эпитетов). Детей, мигрирующих в крупные города из провинции, предлагалось именовать транзитными. Сейчас в ходу термины, например, - дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

На сегодня в России зарегистрировано около 30 миллионов несовершеннолетних. В возрасте от 6 до 16 лет - пусть 20 миллионов. Таким образом, если верить энтузиастам, каждый пятый или даже каждый третий встреченный на улице ребенок-подросток - это Оливер Твист, Гаврош, Холден Колфилд или бедняга из «детей подземелья», отчаянно борющийся за выживание во враждебном мире.

По материалам другого сайта: согласно данным Интернет-источников за 2009 г. в РФ безнадзорных детей 2-3 миллиона**.

 

Социальная девиация», в понимании, предложенном проф. Гилинским Я.И., - это «социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах <…> деятельности, не соответствующих <социальным> нормам и ожиданиям» (цит. по Сырцеву, 2003).

Вопросы: 1.Укажите внешние причины такого социального явления как бродяжничество. 2. Какие еще термины употребляют для обозначения уличных детей? 3. Приведите примеры по количеству безнадзорных детей (по разным источникам).

 

Вариант №2.

Расхождение в публикуемых цифрах по количеству беспризорных детей коренится как раз в упомянутой относительности, и не только массовости, а всего, что так или иначе связано с уличными детьми, а если брать шире, то с детьми вообще. Например, в возрастной психологии известно понятие гетерохронности развития (неравномерного по времени созревания различных психических функций), когда психологическая зрелость не всегда совпадает с юридическим совершеннолетием. Примеры, подчеркивающие относительность, можно приводить и далее, вспоминая физиологическую акселерацию-ретардацию, возраст согласия, возрастной порог наступления уголовной ответственности, проблемы дееспособности выпускников детских домов, проблемы, связанные с ювенальной юстицией, с исполнением ФЗ о психиатрической помощи и прочее.

 

Цитаты из монографии проф. И.Н. Гурвича показывают актуальные проблемы клинического подхода в изучении поведения подростков. Автор отмечает, что во второй половине XX века «наиболее преобладающие виды патологии <...>, имеют своей важнейшей отличительной особенностью высокий удельный вес поведения индивида, как фактора риска развития заболевания» (цит. по Сырцеву, 2003).


 

Следующий важный момент – разный подход врачей-психиатров к патологии нервной системы*. К тому же «по мере включения в сферу психиатрии пограничных форм расстройств, "малых" психических и поведенческих нарушений, транзиторных расстройств, свойственных особенно подростковому возрасту, интуитивно ясные прежде границы понятия душевной болезни стали стираться». И далее: «Парадоксальность клинико-феноменологического описания переходных состояний в континуальной модели между нормой и патологией заключалась в том, что они квалифицировались как "норма", а описывались в терминах психопатологии» (Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – М.: 1999).

 

С понятием девиантное поведение связывают термины, подчеркивающие разрушительность девиаций для личности и социальной системы: социальная аномалия, социальная патология, социальнаядеформация, и другие; акцентирующие созидательность некоторых социальных отклонений такие понятия, как социальная инновация, социальная мутация, социальное творчество.

В рамках криминальной патопсихологии, юридической психологии, в практике судебной психолого-психиатрической экспертизы, где используются дополнительные критерии классификации нарушений поведения (юридический критерий, критерий вменяемости), принято выделять криминальное,делинквентное,виктимное поведение. Делинквентное поведение – это поведение, которое приводит к правонарушению. Виктимное поведение – это поведение жертвы*

Кроме упомянутой относительности при дальнейшем рассмотрении материала бесспорным оказывается и факт многоуровневости природы феномена уличные дети. Разночтения и разногласия в этом вопросе отмечаются и в определениях этиопатогенетических характеристик, и системообразующих (биологических, психологических, социальных) факторов, и ведущего симптомокомплекса и пр.

Среди биологических факторов – наличие патологий у детей с синдромом бродяжничества*.

Так, например, по сообщению П. Серхио в клинических исследованиях у более 70% детей (7- 14,5 лет) с синдромом уходов и бродяжничества диагностируется малопрогредиентная шизофрения, у 30% - органическое поражение ЦНС, у 100% - патологии влечения (цит. по Сырцеву, 2003). Патологии влечения: гипертимность – стойкое приподнятое настроение, гипомания – легкая форма маниакальных состояний, импульсивность – повышенная эмоциональная возбудимость, компульсивное поведение – форма поведения на основе непреодолимого влечения, а также может быть гиперактивность ребенка*.

У психиатров есть МКБ (международный классификатор болезней), документ, в котором диагностические указания и критерии поведенческих расстройств базируются в основном на регистрации характеристик поведения, отклоняющегося от нормативного. С чем же мы имеем дело - с органической патологией, социальной девиацией, аномалиями развития личности или девиациями поведения? Так как, очевидно, одно не исключает другого, то возможный корректный ответ на этот вопрос может дать только комплексное исследование с использованием вышеуказанных подходов в рамках классических дисциплин - медицины, психологии, социологии.

Вопросы: 1. Укажите не менее 3-х фактов, объясняющих, почему публикуются разные цифры по количеству безнадзорных детей. 2. Что такое делинквентное и виктимное поведение? 3. Каковы биологические факторы явления бродяжничества? 4. Каковы патологические синдромы, которые наблюдаются у детей, склонных к бродяжничеству? 5. По материалам лекции ответьте на вопрос: «Потребление каких психоактивных веществ более характерно для детей-бродяг, а каких – для детей группы риска»?

 

 

ü Тема 11. Духовная безопасность личности

Цель: Дать характеристику духовной безопасности личности, изучить правила поведения для педагога в конкретных ситуациях.

Содержание:

1. Краткие сообщения студентов по теме лекции «Духовная безопасность личности».

2. Задания по данной теме.

Задание №1.

Устный опрос студентов по теме лекции «Духовная безопасность личности» по вопросам:

1. Безопасность как система отношений.

2. Понятие духовной безопасности.

3. Духовность как смысл жизни. Уровни духовности: общественный (социальный) и индивидуальный (личностный).

4. Религиозный плюрализм. Проблемы многоконфессиональности России.

5. Угрозы духовной безопасности и пути их преодоления.

6. Военные конфликты на религиозной почве.

7. Духовное «зло» - сектантство, националистические организации, национал-шовинизм.

Задание №2.

Выполните тест «Христианство».

Тест к теме 11. Духовная безопасность личности

1. Образ богочеловека в христианстве ________________

2. Христос переводится с греческого как ______________

3. Священной книгой христиан является ______________

4. Она состоит из 2-х частей _________________________

5...... завет состоит из четырех ___________________

6. Это слово......... в переводе с греческого означает «Радостная весть».

7. Два из этих......... – от Матфея и от Иоанна, а два других – От Марка и от Луки.

8. В Новый завет входят также «Деяния апостолов» - первых _________ Христа.

9. Христианство возникло в __ веке новой эры.

10. Новая эра начинает свой отсчет со времени рождения _____________.

11. В православииБог представляет собой тождество трех лиц: Бога Отца,__________

12. Православные признают 7 таинств (перечислите их после ответов на вопросы с 13 по 19 вопрос)___________________________________________________________

13. Таинство __________ происходит в форме омовения (младенца трижды погружают в воду, взрослого человека просто обмывают водой).

14. Таинство ____________ состоит в том, что верующим дают съесть просфору, которую они запивают глотком красного вина из особого сосуда-потиры.

15. Таинство____________ «отчет» верующего перед священнослужителем в нарушении заповедей божьих или церковных предписаний.

16. Таинство ______________ происходит в форме крестообразного смазывания тела человека особым ароматическим маслом (миром). Перед этим священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого.

17. Таинство _____________ - церковное освящение обряда бракосочетания.

18. Таинство______________ совершается над больным человеком.

19. Таинство______________ совершается на основе специального обряда, в процессе которого осуществляется возложение рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы.

20. Важные элементы православного культа – поклонение _________, культ _____ - живописных или рельефных изображений Бога-Отца, Бога-Сына, Бога Святого Духа, Троицы, Богоматери, святых и т.д.

21. Православные почитают также ___________ - останки умерших, по божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения.

22. В основе учения католицизма лежит ______________ символ веры.

23. Католический догмат утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-_____.

24. Промежуточное место между раем и адом ________________.

25. В католицизме – догмат о __________________ зачатии Девы Марии.

26. Догмат о ___________________ Папы Римского.

27. Таинство _______ совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет.

28. Как осуществляется процесс богослужения в католическом храме? (верующие стоят или сидят?).

29. Когда возникло протестантство?____________

30. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли _________.

31. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать _______________ без посредников.

32. В протестантизме абсолютный авторитет _______.

33. Из христианских таинств в баптизме остались только два обряда_____________ и «хлебопреломление» или________________.

 

Задание №3.

Прочитайте отрывок из пособия Тер-Акопова А.А. «Безопасность человека: социальные и правовые основы» и выполните задания:

 

В России в силу исторически сложившихся обстоятельств формирование духовности, в том числе ее высшей формы – религиозной, носило преимущественно политический характер. Политическое воздействие колебалось от вознесения православия на уровень государственной религии до низведения его до уровня политического противника.

Исторический опыт позволяет уверенно говорить о политической угрозе духовной безопасности.

Основательный удар по православию был нанесен еще Петром I. По его инициативе церковь была отстранена от власти, образования и семьи, монастырская жизнь была сведена к минимуму, храмы разрушены. Гораздо более серьезной акцией Петра было лишение православной церкви ее опоры – монолитного единоверного русского народа, для которого она существовала, который она окормляла и в котором она черпала свои силы. «Прору­бив окно в Европу», завоевав моря, овладев песками Средней Азии и кавказскими горами, Петр I и его на­следники превратили Россию из великого русского госу­дарства в лоскутное одеяло, конгломерат наций, народов и вероисповеданий, в котором стала растворяться русская православная душа, православная духовная жизнь.

Пра­вославие оказалось не единственным духовным факто­ром. Раздутая до гигантских масштабов Россия вначале держалась на имперских амбициях и русских штыках, к которым с превращением ее в СССР добавилась привле­кательная для народов коммунистическая идеология. Однако, не имея подлинно духовной основы, которая всегда пыталась приземлять и удерживать державные порывы государей, сплачивать народ, это государственное образо­вание стало трескаться вначале изнутри (революции 1905, 1917 гг., последующая Гражданская война), а затем и по внешним пределам (развал СССР в 1991 г.). Те же про­цессы протекают и сейчас (псевдореволюционные по­стыдные события 1993 г., исключительность суверенизации Татарстана, кровавая драма Чечни).

Россия, та исходная Россия, с которой начиналась им­перия, практически осталась ни с чем. «Окно» в том смысле, который вкладывал в него Петр I, надеясь при­общить русский народ к культуре Европы, закрылось, вместо него появились «двери», но уже из Европы в Рос­ сию, для эрзац-культуры. Моря оказались утраченными, территория ужалась, как шагреневая кожа, и, что самое трагичное, русские остались без своего государства, им как бы принадлежит все, а фактически ничего.

В таком же двусмысленном положении оказалась и православная церковь: Россия вроде бы есть, но единого духовного по­ля в ней нет, православие превратилось в одну из тради­ционных религий, не имея права отвечать за весь народ. Если другие религии, например, ислам, имеют свою на­ционально-государственную основу хотя бы в виде субъектов Федерации, православие таковой не имеет.

Соединение церкви с государством, как это имело место до октябрьского переворота 1917 г., создает возможность свободной реализации христианских канонов, однако статус христианства как государственной религии заставляет церковь «обслуживать» интересы государства. Обратная ситуация сложилась с победой большевиков: церковь отделяют от государства, религия становится частным делом каждого человека. Религия заменена идеологией. Церковь пытались поставить на службу идеологии (подавляющая часть духовенства, особенно низового звена, принуждена была к сотрудничеству с КГБ)…

Ответить на вопросы:

1. Об угрозах духовной безопасности в какой сфере сказано в данном отрывке из книги

Тер-Акопова «Безопасность человека: социальные и правовые основы»?

2. О каком «основательном ударе по православию» идет речь?

3.Заполните таблицу, во второй колонке укажите, как вы понимаете данное выражение автора.

 

Отрывок из книги Ваше мнение
Петр I и его на­следники превратили Россию из великого русского госу­дарства в лоскутное одеяло, конгломерат наций, народов и вероисповеданий    
Раздутая до гигантских масштабов Россия вначале держалась на имперских амбициях и русских штыках…    
Однако, не имея подлинно духовной основы … это государственное образо­вание (коммунистическая идеология) стало трескаться вначале изнутри (революции 1905, 1917 гг., последующая Гражданская война*), а затем и по внешним пределам (развал СССР в 1991 г.). Те же процессы протекают и сейчас (псевдореволюционные постыдные события 1993 г., исключительность суверенизации Татарстана**, кровавая драма Чечни).   Перечислите исторические события с указанием годов
«Окно» … закрылось, вместо него появились «двери», но уже из европы в Рос сию, для эрзац-культуры. Моря оказались утраченными, территория ужалась, как шагреневая кожа, и, что самое трагичное, русские остались без своего государства, им как бы принадлежит все, а фактически ничего.   Как вы поняли «эрзац-культура», «территория ужалась, как шагреневая кожа»?
После 1917 г. «Церковь пытались поставить на службу идеологии»    

 

 

ü Тема 12. Межэтнические и религиозные противостояния

Цель: Дать характеристику межэтнических и религиозных противостояний, изучить правила поведения для педагога в конкретных ситуациях.

Содержание:

1. Краткие сообщения студентов по темам «Межэтнические конфликты», «Религиозные противостояния».

2. Задания по данной теме.

Задание №1.

Тема задания: Проблемы многоконфессиональности России

Литература: Радугин А.А. Введение в религиоведение

Доклад Докладчик
1.Христианство, его особенности в России  
2.Ислам, его особенности  
3.Буддизм, его особенности  
4.Иудаизм  

Задание №2.

Тема задания: Военные конфликты на религиозной основе

Вопросы:

1.Вспомнить особенности католического и протестантского вероучения.

2.Сформулировать отличия суннизма и шиизма.

3.По учебно-методическому пособию Кулакова А.Е. «Задание №6 по курсу «Человек и

религия» (М.: Заочная школа МИФИ, 2007) выполнить задачи №3, 5, 6, 10.

4. Привести примеры военных конфликтов на религиозной основе:

а) между католиками и протестантами,

б) между суннитами и шиитами,

в) между представителями различных конфессий.

Задание №3.

Подготовка к семинарскому занятию. В таблице в скобках указана обязательная литература.

Дополнительная литература может быть выбрана по ссылкам в обязательной литературе и

по Интернет-источникам.

Тема задания: Современные нетрадиционные культы (часть 1).

 

Доклад Докладчик
1.Протестантизм и его течения: баптизм, адвентизм, пятидесятники и др.(1)  
2.Современные нетрадиционные культы (восточное направление) – общество сознания Кришны, трансценден- тальная медитация и др.(2)  
3.Неохристианские объединения: Церковь Муна, Церковь Марии Деви Христос (Белое братство) и др.(3)  
4.Церковь сайентологии (4)  
5.Магия, спиритизм, оккультизм (5)  
6.Сатанистское направление (6)  
7.Сахаджа-Йога и ее опасности (7)  
8.Опасности сект (ксерокопия преподавателя)  

 

Литература: 1.Радугин А.А. Введение в религиоведение. Стр.231. 2)То же. Стр.131.

3)ОБЖ 2006 №3. 4)ОБЖ 2006 №4. 5)ОБЖ 2006 №5. 6)Интернет-ресурсы. 7)ОБЖ 2006 №6.

 

Тема задания «Современные нетрадиционные культы» (часть 2).

По учебно-методическому пособию Кулакова А.Е. «Задание №6 по курсу «Человек и

религия» (Москва: Заочная школа МИФИ, 2007) выполните следующие задачи:

с №11 по №30.

Задание №4.

Подготовка к семинарскому занятию.

Тема задания. Угрозы духовной безопасности

Доклад* Докладчик
1.Полтергейст, НЛО, уфология. Чем опасны эти псевдо- научные направления?  
2.Зомбирование и его опасности  
3.Феномен Кашпировского. Феномен Грабового  

* Подготовка докладов по Интернет-источникам.

 

 

ü Тема 13. Безопасность личности и современный комплекс проблем безопасности

Цель: Дать характеристику современного комплекса проблем безопасности, изучить правила поведения для педагога в конкретных ситуациях.

Содержание:

1. Краткие сообщения студентов по темам лекций «Психологическая безопасность личности», «Формирование личности безопасного типа», «Средства массовой информации и ЧС социального характера».

2. Задания по темам лекций.

Задание №1.

Устный опрос студентов по теме лекции «Психологическая безопасность. Формирование личности безопасного типа» по вопросам:

1. Понятие и содержание психологической безопасности.

2. Классификация источников психологической опасности. Традиционные и нетрадиционные средства психологического воздействия.

3. Правовые аспекты психологической безопасности человека.

4. Диалектическая взаимосвязь безопасности личности, общества, государства. Формирование личности безопасного типа.

5. Особенности профилактической работы среди учащихся и граждан по предупреждению несчастных случаев и социально опасных ситуаций.

Задание №2.

Подготовка к семинарскому занятию. В таблице в скобках указана обязательная литература.

Дополнительная литература может быть выбрана по ссылкам в обязательной литературе и

по Интернет-источникам.

Тема задания: Некоторые аспекты современного комплекса проблем безопасности

 

Доклад Докладчик
1. Юридическая безопасность личности (1) – стр.191-196.  
2. Информационная безопасность (1) – стр.210-217.  
3. *Экологическая безопасность (1) – стр.233-242.  
4. Нравственно-правовой императив развития цивилизации (1) – стр.250-255.  

 

* При подготовке темы доклада «Экологическая безопасность» обратите внимание на следующие вопросы: 1. Угрозы эколого-социального баланса. 2. Понятие о социально-экологическом эгоизме. 3. Формирование экологической духовности.

Литература к заданию №2: (1) Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. – М.: Норма, 2005. – 272 с.

ЛИТЕРАТУРА

по дисциплине «Опасности социального характера и защита от них»:

1. Безопасность жизнедеятельности: программно-методический комплекс для преподавателей и студентов педагогических вузов / Авт.-сост. М.В. Головачев. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 125 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (Гриф Министерства образования)/ Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 302 с.

3. Вишняков Я.Д. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

4. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М., Центр, 2001. – 336 с.

5. Православная церковь, католицизм, протестантизм: современные ереси и секты в России. – СПб., 1994.

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 304 с.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

8. Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: «Ось-89». 2000. – 400 с.

9. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. – М.: Норма, 2005. – 272 с.

10. Практические работы по безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие // Неделяева А.В., Звонкова М.Б., Егорова Ю.В., Агеева Е.Л. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ. 2008. 43 с.

Дополнительная литература:

1. Кулаков А.Е. Учебно-методическое пособие по курсу «Человек и религия»,

задание №6. – М.: Заочная школа МИФИ, 2007.

2. Терроризм – проблема безопасности человечества. Учебно-методическое пособие / Сост. Бачевский В.И., Бачевский В.В. – Н.Новгород, 2006. – 73 с.

3. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 400 с.

4. Сырцев А. Уличные дети – метафора, синдром бродяжничества или группа риска. Русский народный сервер против наркотиков. http://www.NarCom.ru. Дата обращения 1 февраля 2009г.

5. Мяло К.Г. Россия и последние войны 20 века. – М.: Вече, 2003.

http://www.x-libri.ru/elib/myalo000/00000001.html Дата обращения 24 июля 2009 г.

6. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних

http://www.mirrabot.com/work/work_27517.html Дата обращения 24 июля 2009 г.

7. Тарханова И.Ю. Неувязка детской безнадзорности (аналитический аспект)

http://baxrefer.ru Дата обращения 24 июля 2009 г.

Журналы:

- Основы безопасности жизни (ОБЖ).

- Основы безопасности жизнедеятельности.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.