Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутриотраслевые сдвиги и тенденции МТС




Транспорт адаптируется к новейшим сдвигам мирового хозяйства и новым требованиям клиентуры. К новым требованиям относятся: резкое повышение степени обработки промышленной продукции и изменение международных связей и отраслевой структуры. Отсюда новые требования к скорости и своевременности доставки, к сохранности грузов, к надежности функционирования определенных транспортных систем (комплекс требований – «точно в срок»).

Современные тенденции МТС.

1. Усиление специализации транспортного процесса – сначала на перевозке отдельных видов грузов, затем на территориальных сферах применения подвижного состава и эксплуатационных систем; сетей универсальных видов транспорта (например, скоростные железные дороги).

2. Усиление тенденции к повышению надежности функционирования транспортно-коммуникационных каналов. К ней относится дублирование транспортных коммуникаций мирового значения для повышения надежности перевозок. В частности, осуществляется прокладка нефтепроводов параллельно Суэцкому и Панамскому каналам в обход «горячих» точек планеты. На Среднем Востоке во избежание прохода танкеров через Ормузский пролив, контролируемый Ираном, построен Трансаравийский нефтепровод в Саудовской Аравии до порта на Красном море – Янбо; проектируется сооружение трансафриканского нефтепровода из Судана до Камеруна, чтобы миновать Красное море и Суэцкий канал.Эта тенденция проявляется и в стремлении к усилению свободы маневрирования ресурсами, к объединению транспортных сетей: стыковка южной и северной систем трубопроводов в Западной Европе и открытие евротоннеля под Ла-Маншем.

По этой же причине изменяется география массовых грузов. Происходит переход к относительно ближним и политически стабильным источникам сырья и проявляется стремление ослабить зависимость от единственного источника сырья за счет поиска альтернативных, но дальних источников. Это ведет к увеличению дальности (например, импорт в Японию бразильской руды).

3. Формирование контейнерной системы. Это связано с облагораживанием грузовой массы. Произошла контейнерная революция транспортного процесса. Морской оборот контейнеров составляет около 80 млн. ед./год. В них перевозится более 60% всех генеральных грузов. Процесс контейнеризации связан с повышением надежности и гарантированности транспортных связей. Происходит формирование контейнерных «мостов», в которых морской транспорт комбинируется с маршрутными скоростными железнодорожными составами и автопоездами. Уже успешно функционируют транссибирский и трансамериканский контейнерные «мосты».

4. Широкое распространение получают интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.

5. Изменение внешнеторговых связей развивающихся стран. Эти страны являются традиционными поставщиками на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья. В последние годы у них растёт импорт продовольствия. Это требует интенсивного развития портового и складского хозяйства; усиления транспортных связей с хинтерландами (зонами тяготения) портов. В связи с сооружением металлургических заводов растёт импорт железной руды.

Также развивающиеся страны не имеют возможности быстрого перехода на энергосберегающие технологии, поэтому они увеличивают импорт нефти. Страны-экспортёры нефти быстро наращивали ввоз готовой продукции, используя нефтедоллары. Это потребовало перестройки всей внешней транспортной системы этих стран.

Из-за возрастающей задолженности у развивающихся стран острее стоит вопрос выбора альтернативных вариантов развития и эксплуатации транспорта.

6. Рост подвижности населения требует повышения комфортности поездок в области пассажирских перевозок. На западе 40% пассажирооборота приходится на трудовые поездки; более 70% всех поездок совершается на легковых автомобилях индивидуального пользования. Важное место начинает занимать стремление к «индивидуализации» перевозок. Причины: отсутствие жёсткого графика, случайных попутчиков, свободный выбор маршрута. Это определяет устойчивость процесса автомобилизации. Автомобилизация является порождением урбанизации, и они тесно связаны. Новые формы урбанизации – суб-урбанизация, формирование агломераций – невозможны без массовой автомобилизации населения. Процессы урбанизации находятся в зависимости с развитием городских и пригородных сообщений. По странам Евросоюза 50% перемещений совершается на легковушках; 20% – автобусом, трамваем и метрополитеном; 12% – пешком; 15% – на велосипедах и мопедах; 3% – городской железной дорогой.

7. Опережающее развитие средств информатики и связи снижает потребность в деловых поездках на 20 – 25%, в бытовых – до 50%. Однако степень развития связи различается в развитых и развивающихся странах. В развивающихся уровень достаточно низок.

8. На мировую транспортную систему влияние оказывает энергетическая ситуация. Проблема снижения энергоёмкости решается по трём направлениям: 1) технологическому – путем совершенствования двигателей, снижения веса тары; 2) эксплуатационному – через повышение загрузки и степени использования транспортных мощностей (снижение порожних рейсов, сокращение простоев, улучшение использования грузоподъёмности), но наряду с этим происходит снижение скоростей движения; 3) структурному – посредством изменения структуры перевозок по видам транспорта в сторону увеличения энергоэффективных видов – морского и трубопроводного. Усиливается противоречивость развития: растут перевозки автомобильного и воздушного транспорта. Это связано с развитием туризма.

9. Тенденция к замене живого труда овеществлённым на транспорте путём повышения фондовооруженности (внедрение достижений НТР0) Тенденция к замене живого труда овеществленным на транспорте путем повышения фондовооруженности ()ого зи. автомобилях индиви). Но это не реализуется автоматически. Суда под удобными флагами обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, чем средняя. Среди них много устаревших судов, находящихся в аварийном состоянии. Повышение фондовооруженности ведёт к снижению текущих затрат при повышении капиталоёмкости всего транспортного процесса.

10. Создание транспортных коридоров, которые объединяют на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.