КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система маркетинговых исследованийМенеджерам по маркетингу нередко поручают проведение маркетинговых исследований по изучению конкретных проблем и возможностей компании. У них могут затребовать обзор рынка, анализ потребительских предпочтений, прогноз продаж по региону или оценку эффективности рекламной кампании. Сбор и анализ мнений потребителей по каждому из этих вопросов — задача исследователя в области маркетинга. Мы определяем маркетинговое исследованиекак систематическую подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией. Организация маркетингового исследования Компания может получить результаты маркетингового исследования различными способами. Большинство крупных компаний имеют собственные исследовательские подразделения. Procter & Gamble. В каждом специализирующемся на производстве определенного продукта подразделении компании Procter & Gamble имеется группа маркетинговых исследований, в задачу которой входит изучение торговых марок конкурентов. Кроме того, в компании функционируют две постоянные самостоятельные группы: одна занята исследованиями эффективности рекламной политики, другая — тестированием рынка. В состав каждой группы входят менеджеры по маркетинговым исследованиям, вспомогательный персонал (статистики, психологи и социологи), а также постоянные представители компании на местах, осуществляющие руководство сбором данных. Ежегодно компания обращается почти к миллиону потребителей, чтобы получить от них те или иные сведения, необходимые для более чем тысячи осуществляемых ею исследовательских проектов. Очевидно, что небольшие компании не могут позволить себе организовать отдел маркетинговых исследований, а услуги специализированных фирм для них слишком дороги. Им приходится добывать необходимую информацию методами творческой импровизации, такими как: 1. Привлечение к разработке и проведению исследований студентов и преподавателей университетов. Некоторые университеты (Гарвардский или Бостонский) предусматривают в курсах по маркетингу участие преподавателей в крупных и малых исследовательских проектах. Так, например, в Бостонском университете получение студентами диплома магистра делового администрирования предусматривало участие в проекте, имевшем целью разработку плана привлечения молодых специалистов к пользованию услугами компании American Express. Рекламная кампания, разработанная и проведенная силами студентов, стала одной из самых успешных в истории АтЕх. Между тем ее стоимость составила всего $15 тыс. — сумма, вполне доступная даже для небольшой фирмы. 2. Использование Интернета. Компании могут получить весьма важную для себя информацию ценой весьма небольших затрат, регулярно посещая, например, web-сайты конкурентов, отслеживая чаты и используя данные, расположенные на свободном доступе. 3. Изучение достижений конкурентов. Даже малой компании вполне по средствам направить своего сотрудника с деловым визитом к конкурентам. Том Кухилл, владелец двух ресторанов в Атланте, позволил своим менеджерам обедать в других заведениях при условии, что они будут приносить оттуда не только счета, но и новые идеи. Обычно бюджет маркетинговых исследований составляет 1-2% объема продаж компании, значительная его доля идет на оплату услуг специализированных компаний. Компании, специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований, можно разделить на три категории: 1. Автономно работающие фирмы, которые собирают сведения о потребителях и товарах, а затем продают обработанную информацию. 2. Фирмы, выполняющие исследования по заказам клиентов. К услугам этих компаний прибегают для решения конкретных исследовательских задач. Они участвуют в разработке проекта исследования, а результаты, полученные после его выполнения, становятся собственностью клиента. 3. Узкоспециализированные фирмы. Такие компании берут на себя какие-то отдельные части исследований, выполняемых другими фирмами. Самый наглядный пример — агентства, специализирующиеся на проведении опросов по заданиям клиентов. Процесс маркетингового исследования Эффективное маркетинговое исследование включает в себя шесть последовательных этапов (рис. 5.1). Давайте разберем этот процесс на следующем примере. Работники авиакомпании American Airlines (AA) постоянно изыскивают новые способы повышения уровня обслуживания клиентов. К примеру, АА одной из первых установила на борту своих самолетов телефоны. И вот теперь компания изучает новые идеи обслуживания пассажиров, особенно пассажиров первого класса, на дальних маршрутах. Многие из этих людей — деловые люди; они приносят основную часть дохода с рейса. Были предложены следующие идеи: 1) установить в нервом классе электрические розетки, чтобы пользователи ноутбуков не были ограничены запасом емкости аккумуляторов; 2) обеспечить выход в Интернет с ограниченным доступом к web-сайтам и электронной почте; 3) предложить 24 канала спутникового телевидения; 4) предложить аудиотеку на 50 компакт-дисков с возможностью индивидуального выбора музыки. Менеджеру по маркетингу было поручено выяснить, как пассажиры первого класса отнесутся к этим нововведениям и какую сумму они готовы будут доплачивать за них. Особое внимание ему было поручено уделить доступу в Интернет. По некоторым оценкам, если достаточное количество пассажиров первого класса согласятся платить $25 за эту услугу, в течение следующих десяти лет авиакомпания заработает дополнительно $70 млрд. Соответственно АЛ могла бы быстро окупить первоначальные затраты (примерно $90 тыс. в расчете на один самолет).
Первый этап. Определение проблемы, формулирование альтернатив и постановка целей исследования. На первом этапе менеджеру по маркетингу и исследователю необходимо точно сформулировать стоящую перед ними задачу и цели предпринимаемого исследования. Старый научный принцип гласит: «Хорошо сформулированная задача наполовину решена». Постановка задачи не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Менеджер по маркетингу, который дает распоряжение коллеге: «Необходимо получить максимум информации о потребностях авиапассажиров первого класса», – рискует утонуть в океане цифр. С другой стороны, маркетолог, который собирается выяснить, будет ли число желающих получить доступ в Интернет за $25 во время перелета «Boeing-747» между Чикаго и Токио достаточным для выхода услуги в точку безубыточности за один год, рассматривает проблему слишком узко. Резонными выглядят уточняющие вопросы исследователя менеджеру: «Почему цена доступа в Интернет должна составлять $25, а не $10, $50 и т.д.? Почему авиакомпания должна стремиться к безубыточности конкретной услуги, если эта услуга привлечет дополнительных пассажиров на наши маршруты?» Обсуждая проблему, менеджеры натолкнулись на еще один требующий ответа вопрос. Если новая услуга окажется популярной, как скоро конкурирующим авиакомпаниям удастся воспроизвести ее? История конкуренции на воздушных трассах изобилует примерами того, как новые виды услуг настолько быстро перенимались всеми участниками рынка, что не давали никому из них заметных преимуществ. Насколько важно быть первыми в реализации данной идеи и как долго продлится лидерство? В конечном итоге сотрудники компании сформулировали стоящую перед ними задачу следующим образом: «Принесут ли услуги по предоставлению доступа в Интернет во время полета такую прибыль и дополнительные преимущества для American Airlines, которые оправдают понесенные компанией затраты в сравнении с другими возможными направлениями инвестиций?» Для выработки механизма исследования следует определить также, какие решения должна будет принять компания. Движение происходит от общего к частному: 1) Следует ли American Airlines вообще предлагать доступ в Интернет? 2) Если да, то каким пассажирам: только первого класса, или также бизнес-класса, или, возможно, туристического класса? 3) Какую цену(ы) установить на услугу? 4) На каких типах самолетов и маршрутах ее предлагать? Затем руководители компании и исследователи составляют список целей исследования: 1) Какие именно пассажиры первого класса будут охотнее других обращаться к этой услуге? 2) Сколько пассажиров первого класса воспользуются доступом в Интернет при разных ценах на услугу? 3) Сколько дополнительных клиентов привлечет новый вид сервиса? 4) Как новшество повлияет на репутацию компании в долгосрочной перспективе? 5) Насколько важна данная услуга в сравнении с другими услугами: электрической розеткой или аудиотекой? Не все планируемые исследования могут быть столь же конкретными в определении целей. Некоторые из них носят разведывательный характер: их цель – собрать предварительные данные, проливающие свет на реальную природу проблемы и позволяющие предложить возможные пути ее решения или какие-нибудь новые идеи. Некоторые исследования имеют проверочный характер — они должны подтвердить или опровергнуть конкретные цифры: какое число пассажиров вознамерится выйти в Интернет за $25? Еще один вид исследований — каузальный: его цель — установить наличие причинно-следственной связи между двумя событиями. Второй этап. Разработка плана исследования.На втором этапе маркетингового исследования разрабатывается план сбора необходимой информации. Прежде чем одобрить представленный план, менеджер по маркетингу должен поинтересоваться сметой. Допустим, еще до проведения каких-либо специальных исследований компания оценивает долгосрочную прибыль от внедрения услуг телефонной связи в полете в $50 тыс. Менеджер полагает, что проведение исследования позволит составить более рациональный план организации сервиса, что приведет к росту прибыли до $90 тыс. В таком случае смета исследования не должна превышать $40 тыс. Разработка плана исследования требует определения источников данных, методов их сбора и анализа. Источники данных. План исследования может предусматривать использование как вторичных, так и первичных данных. Вторичные данные — уже существующая в определенной форме информация, полученная для каких-то других целей. Первичные данные собираются с конкретной целью при осуществлении конкретного проекта. Исследователи обычно начинают изыскания с анализа вторичных данных, которые могут использоваться для полного или частичного решения задачи и позволяют сократить расходы на дорогостоящий сбор первичных данных. В любом случае, вторичные данные (относительно легкодоступные и недорогие) дают исследованию некую отправную точку. Поистине неисчерпаемым источником информации сегодня является Интернет, или, точнее, «мировая паутина». В течение очень короткого периода Интернет стал ключевым инструментом в руках профессиональных торговцев и маркетологов, позволяющим оценить состояние конкуренции, провести демографическое, отраслевое исследование или исследование поведения потребителей. В том случае, когда исследователю не удается получить сведения из вторичных источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегнуть к сбору первичных данных. Большинство проектов маркетинговых исследований предусматривают в той или иной форме использование источников первичной информации. Обычный способ — обращение с вопросами к индивидам или группам, чтобы получить первоначальное представление о том, как они относятся к затрагиваемым в вопросах темам. На основе полученных данных разрабатываются и отлаживаются формальные инструменты исследования. Затем приступают к созданию массива исходных данных. Методы сбораинформации. Первичная информация может быть получена посредством наблюдений, опросов фокусных групп, количественных опросов и экспериментов. ♦ Наблюдение. Данные могут быть получены при наблюдении за вовлеченными в изучаемую ситуацию лицами и анализе сопутствующих обстоятельств. Если исследователи из American Airlines лично побывают в кассах первого класса аэропортов, они услышат отзывы пассажиров о самых разных авиаперевозчиках. Чтобы сравнить качество обслуживания, исследователи могут совершить полет на авиалайнере своей компании и побывать на рейсах конкурентов. В результате разведывательных исследований могут возникнуть полезные гипотезы о том, чем руководствуются пассажиры при выборе авиакомпании. ♦ Фокус-группы. Фокус-группа состоит из 6-10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное — специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. Участникам фокус-группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, предлагается легкая закуска. В нашем случае ведущий мог бы начать с общего вопроса, например: «Как вы относитесь к авиапутешествиям первым классом?», а затем перейти к выяснению отношения участников к разным авиакомпаниям, различным видам сервиса и конкретно — к возможности воспользоваться выходом в Интернет с борта самолета. При этом ведущий должен поощрять свободные и непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней взаимоотношения позволили выявить истинные чувства и мысли участников. Одновременно ведущий стремится «сфокусировать» обсуждение. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно изучается. Опрос участников фокус-группы — полезный предварительный шаг перед началом широкомасштабных исследований. Но исследователь должен с большой осторожностью распространять выводы, сделанные на основе анализа мнений членов фокус-группы, на рынок в целом (в силу малого объема выборки и низкой репрезентативности). По мере развития Интернета многие компании проводят опрос в фокус-группах в режиме реального времени. Cyber Dialogue. Дженис Гирштен из компании онлайновых развлечений WPStudio обнаружила, что респонденты фокус-групп в режиме реального времени дают гораздо более правдивые ответы, чем участники обычных исследований. С помощью базы данных Cyber Dialog (сведения о более чем 10 тыс. человек) была подобрана целевая фокус-группа. Общение с ней шло через «чат» таким образом, что Дж. Гирштен могла «подслушивать» диалоги со своего домашнего компьютера и в любой момент обратиться к ведущему по электронной почте (так, что участники группы ничего не замечали). И хотя в онлайновой фокус-группе не хватало голосового контакта и «языка жестов», Дж. Гирштен заявила, что никогда больше не станет связываться с традиционными исследованиями. «Электронные» респонденты вели себя не только более откровенно. Общая стоимость исследования по сравнению с традиционной фокус-группой снизилась на 60%, а полный отчет об исследовании оказался в компьютере Дж. Гирштен в тот же день (при традиционных методах его составление занимало четыре недели). ♦ Количественный опрос. Если наблюдение и опрос фокус-групп прекрасно отвечают целям разведывательного исследования, то при описательном наиболее уместен сбор статистических данных. Для того чтобы составить обобщенный портрет покупателя, компания проводит статистический обзор знаний, убеждений, привычек и желаний потребителей. Компания вроде American Airlines может подготовить исследование по интересующим ее проблемам, а может организовать и комплексный сбор статистики, в котором задаются вопросы сразу для нескольких компаний. Второй вариант существенно дешевле. Опросы потребителей могут осуществляться непрерывно собственными силами или с помощью сторонней фирмы, например в торговых центрах. ♦ Данные о поведении потребителей. Покупатели оставляют разнообразные «следы» своих предпочтений (в базах данных супермаркетов, компаний, торгующих по каталогам, и т. д.). Анализ произведенных покупок позволяет идентифицировать скрытые потребительские предпочтения и зачастую оказывается более надежным источником информации, чем устные заявления потребителей, высказываемые перед исследователями. Нередко сообщения участников опросов о предпочитаемых ими торговых марках не имеют ничего общего с их реальными покупками. Так, например, данные одного из исследований покупок бакалейных товаров продемонстрировали, что потребители с высоким уровнем доходов далеко не всегда (в отличие от их заявлений) приобретают более дорогостоящие торговые марки. Напротив, многие покупатели с низкими доходами отдают предпочтение товарам с высокой ценой. В нашем случае из анализа данных о приобретении билетов компания American Airlines могла бы извлечь весьма полезную информацию. ♦ Эксперимент. Наиболее строгим с научной точки зрения является экспериментальное исследование, имеющее целью установление причинно-следственных связей. Объекты эксперимента должны быть специально отобраны и подвергнуты запланированным воздействиям в условиях контроля за внешним окружением, чтобы выявить статистически значимые различия в их реакции. По мере того как исследователям удается «отсечь» или взять под контроль не относящиеся к делу внешние факторы, наблюдаемые эффекты могут быть приписаны воздействию экспериментаторов на объект. Устанавливаемые таким образом связи между событиями после их критического анализа могут считаться причинно-следственными, а цели эксперимента — достигнутыми. American Airlines устанавливает необходимую для доступа в Интернет аппаратуру на одном из самолетов, выполняющих рейсы Чикаго—Токио, и предлагает пассажирам воспользоваться услугой по цене $25 за сеанс. На следующей неделе цена услуги снижается до $15. И если количество пассажиров первого класса было примерно одинаковым, а влиянием дня недели можно пренебречь, то изменение числа сделанных звонков от рейса к рейсу относят на счет изменения тарифа. Точность эксперимента возрастет, если попробовать повторить его, изменяя телефонный тариф или предлагая одну и ту же цену в течение нескольких полетов на нескольких линиях. В той степени, в какой при разработке и проведении эксперимента удалось исключить альтернативные гипотезы, организаторы маркетингового исследования оценивают свои выводы как достоверные. Инструменты исследования.Находящиеся в распоряжении маркетологов инструменты сбора первичных данных могут быть классифицированы в три основных типа: анкеты, психологические инструменты и автоматические устройства, и четвертый тип — порождение современной технической мысли. 1. Анкеты. Анкета — это набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, т. е. лиц, отобранных для участия в опросе. Данный инструмент отличается гибкостью и универсальностью, а потому является наиболее распространенным средством сбора первичных данных. Перед каждым широкомасштабным исследованием необходимо тщательно разработать и протестировать используемые в нем анкеты. Непрофессиональный подход к их составлению неизбежно приводит либо к искажению реальной картины, либо к невозможности разумной интерпретации полученных данных. Разрабатывая анкету, специалист по маркетинговым исследованиям обращает внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Форма задаваемых вопросов влияет на содержание ответов. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы включают в себя перечень всех возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. В свою очередь, открытые вопросы часто позволяют получить интересную информацию. Вопросы такого типа особенно полезны на разведывательном этапе исследования, когда важно понять, что и как думают потребители, а не определить число покупателей, придерживающихся того или иного мнения. 2. Психологические инструменты. Для изучения более глубоких установок и чувств потребителей могут применяться психологические методы исследования: «лестница», подробные интервью, тесты Роршаха. В методе лестницы потребителя-мужчину могут спросить: «Почему вы хотите приобрести городской внедорожник?» Он может ответить: «Потому, что это красивые машины». Тогда ему задается другой вопрос: «Почему вам нужна красивая машина?» Следующий вопрос может быть: «Почему для вас это важно?» Так продолжается до тех пор, пока исследователь не установит фундаментальную причину, например: «Я буду производить впечатление на людей». Подробные (глубинные) интервью — метод изучения мнений потребителя о товаре или услуге. Мастер этого метода интервьюирования Эрнст Дихтер в свое время установил удивительные факты: люди не любят чернослив, потому что его сморщенный вид заставляет их чувствовать себя старее; женщины игнорируют сухие смеси для тортов, в которые не нужно добавлять яйцо, потому что видят в выпечке акт начала новой жизни. О достоверности этих выводов можно спорить, но заинтересованным компаниям они помогли выработать немало новых идей. Э. Дихтер утверждал, что качественные исследования («копание в мозгах») дают намного более полезные результаты, чем анкетирование и прочие количественные методики («подсчет голосов»). В методе метафорического выявления Зальтмана устанавливаются невербальные образы предметов исследования. В одном из исследований выявлялись мнения женщин о колготках. Двадцать потребительниц колготок попросили выбрать карточки с изображениями, отражающими их ощущения от ношения этого предмета дамского гардероба. На некоторых из них были изображены завернутые в пленку заборные столбы или закованные в стальные обручи деревья, намекающие на тесноту и неудобство колготок. На других карточках были изображены длинные цветы в вазах — намек на тонкость, высоту и сексуальность женщины в колготках. Данный метод позволяет выявить ассоциации, какие в ходе обычного интервьюирования установить практически невозможно. 3. Автоматические устройства применяются в маркетинговых исследованиях относительно редко. К ним относятся, в частности, гальванометры (приборы для измерения слабых токов), фиксирующие малейшие изменения физиологических параметров, сопровождающие возникновение интереса или эмоционального возбуждения у респондента, например, под воздействием той или иной рекламы или конкретного изображения. Такой прибор как тахистоскоп позволяет варьировать время демонстрации рекламного объявления от сотой доли секунды до нескольких секунд, после каждой из которых участник исследования описывает все, что ему удалось увидеть и понять. А специальные устройства фиксируют его движения глаз при восприятии того или иного объекта, что примерно характеризует очередность и длительность концентрации внимания потребителя. Электронное устройство под названием аудиометр, подключаемое к телевизору в домах участников эксперимента, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он при этом настроен. 4. Качественные методы. Некоторые компании отдают предпочтение качественным методам исследования потребительского мнения, потому что действия потребителей не всегда соответствуют их ответам на вопросы анкет. Новые инструменты исследования — видеозаписи, пейджеры, неформальные интервью — помогают преодолеть ограничения традиционных способов исследования. В 1999 г. рекламное агентство Ogilvy & Mather сформировало Discovery Group — исследовательское подразделение, сотрудники которого посещают дома потребителей и записывают свои визиты на видео. Затем из полученных материалов составляется 30-минутный фильм, на основе которого компания-заказчик и анализирует потребительское поведение своих клиентов. Другие исследовательские фирмы снабжают потребителей пейджерами и в определенные моменты посылают им сообщения с просьбой записать свои действия. Неформальные интервью проводятся в необычных для таких исследований местах, например в кафе или в барах. В дополнение к новым качественным исследованиям разрабатываются и новые методики изучения целевых потребителей, такие как составление образа потребителя и «вычленяющее» интервьюирование. Составление образа потребителя есть ни что иное как попытка дать качественную характеристику определенного типа покупателя («идеального покупателя», «непользователя» и т. п.). Для составления образа исследователь должен найти ответы на вопросы вроде «Что важно для этого человека?» и «Как этот человек хочет выглядеть в глазах других?» Процесс повторяется до тех пор, пока образы не начнут накладываться друг на друга. Области перекрытия и есть характеристики целевых потребителей. «Вычленяющее» интервьюирование направлено на определение дорогих для респондента социальных ценностей. Для этого интервьюер разговаривает с потребителем на самые широкие темы, например о его разнообразных ролях в жизни и его повседневной деятельности. Широкие рамки дискуссии позволяют исследователю выискивать релевантную информацию, кроме того, интервьюируемый вполне может сообщить ценную информацию о своих убеждениях и других социальных факторах, способных повлиять на решение о покупке. Планирование выборки. После принятия решения о методах сбора данных и используемых инструментах наступает очередь определить способ формирования выборки, на которой будет проводиться исследование, т. е. тех конкретных лиц, с которыми будут взаимодействовать маркетологи. Составленный план призван ответить на три вопроса. 1. Состав выборки: кто станет участником исследования? Для проведения маркетингового исследования должны быть определены целевые группы, которые примут в нем участие. Например, в случае с авиапассажирами первого класса необходимо решить, составлять ли выборку из бизнесменов и командированных, или же из туристов и отпускников, или из тех и других одновременно? Включать ли в выборку лиц младше 18 лет? Опрашивать ли супружеские пары вместе или порознь? Когда ответы на подобные вопросы найдены, необходимо обеспечить равенство представителей всех намеченных целевых групп, т. е. не допустить преобладания в выборке каких-либо специфических подгрупп. 2. Размер выборки: сколько людей будет охвачено исследованием! Чем больше размер выборки, тем достовернее полученные результаты. Но это не значит, что выборка должна включать в себя всю целевую группу потребителей или ее подавляющую часть. Обычно при строгом соблюдении правил формирования выборки достоверных выводов можно добиться на выборках, охватывающие менее 1% населения. 3. Процедура выборки: как будут отобраны участники исследования? Для получения представительной выборки должен использоваться метод случайного отбора. Случайная выборка позволяет рассчитать погрешность полученных результатов. Вывод, сделанный по результатам анализа такой выборки, может звучать, например, так: «В 95 случаях из 100 среднее количество авиаперелетов, совершаемых пассажирами первого класса на маршруте Чикаго-Токио, попадает в интервал от 5 до 7 полетов ежегодно». Когда затраты времени на составление случайной выборки оказываются слишком велики, исследователи могут прибегнуть к детерминированной выборке. Некоторые маркетологи полагают полезным отказ от случайных выборок, даже если математический расчет вероятности ошибки невозможен. Методы связи с аудиторией.После разработки плана составления выборки исследователь должен остановиться на конкретном способе связи с аудиторией, что может выступать в виде личного общения, по телефону, почтой (в том числе электронной). Анкета, рассылаемая по почте, — самый подходящий способ связаться с людьми, которые либо не согласны на личную беседу, либо в силу черт личности склонны под влиянием интервьюера искажать ответы. Почтовая анкета требует простых и четко сформулированных вопросов, время получения ответов на которые может быть значительным, а процент респондентов обычно невелик. Таблица 3.1. Случайные и смещенные выборки
Телефонное интервью — наилучший путь быстрого сбора информации, к тому же интервьюер имеет возможность пояснять непонятные респонденту вопросы. Число ответивших, как правило, выше, чем в случае опроса по почте. Основная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в необходимости не затягивать разговор и не затрагивать личные темы. Личное собеседование — наиболее универсальный метод исследования. Интервьюер не только имеет возможность задать респонденту больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными наблюдениями по поводу, например, внешнего вида или манер собеседника. Брайан Уонсинк разработал методику составления профиля покупателей на основании личного собеседования, результатом которой является интересная гипотеза, подлежащая дальнейшей апробации или использованию в стратегии коммуникации. В то же время метод личного собеседования весьма дорогостоящ и требует тщательного планирования, контроля и больших затрат времени. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера. Различают две формы личного собеседования: условленное и «выхваченное из толпы». В первом случае проводится случайный выбор респондентов, с которыми договариваются об интервью либо по телефону, либо при посещении их дома или на работе. Нередко в качестве компенсации за потраченное время предлагается небольшое денежное вознаграждение или подарок. Во втором случае интервью берут у прохожих в каком-либо оживленном месте или у посетителей крупного магазина. Здесь участник опроса имеет меньше времени для ответов; кроме того, такую выборку нельзя считать случайной. В наши дни исследователи все шире используют онлайновые интервью. Онлайновому тестированию новых товаров прочат большое будущее. Считается, что такой метод быстрее традиционных маркетинговых исследовательских методов. Компания может поместить анкету на своей web-странице и предложить посетителям ответить на вопросы (стимулируя участие некими призами) или разместить свой баннер на каком-либо часто посещаемом сайте типа Yahoo! (с аналогичным предложением). Наконец, фирма может зайти в определенный «чат» и обратиться к желающим принять участие в опросе добровольцам. Составить представление о посетителях web-сайта можно путем отслеживания цепочек используемых ссылок и переходов на другие сайты. Для сбора этой информации применяется механизм cookie. Анализируя сетевые перемещения пользователей, компания может делать выводы об их поведении. Для изучения сравнительного эффекта своих предложений компания может варьировать на своем сайте цены, рекламные заголовки и даже характеристики товаров. Однако Интернетом пользуются далеко не все потребители. Исследователям приходится искать творческие подходы к определенным сегментам населения, таким как пожилые люди, инвалиды, латиноамериканцы. Один из выходов — объединение онлайновых и «оффлайновых» источников информации. Другая стратегия — временный доступ в Интернет в торговых центрах и других общественных местах. Некоторые исследовательские фирмы с помощью Интернета восполняют пробелы в своих традиционных исследованиях потребителей. Одна из них — Knowledge Networks. Knowledge Networks. Исследовательскую компанию Knowledge Networks в 1998 г. основали два профессора Стэнфордского университета. Свои исследования Knowledge Networks осуществляет через Интернет при помощи интерактивных телеприставок «WebTV». Приставка управляется при помощи пульта ДУ наподобие обычного телевизора, поэтому никаких особых навыков при работе с нею не требуется. Всего Knowledge Networks охватывает 100 тыс. подключенных ею респондентов. Компания ставит перед собой цель оказывать весь комплекс исследовательских услуг, включая изучение телевизионных и Интернет-аудиторий, анализ бренд-менеджмента, оценку товаров и рекламы, а также традиционные опросы потребителей. В Knowledge Networks такой подход называют «360-градусиой ориентацией на потребителя». Сегодня в качестве интервьюера может выступать не только человек. Некоторые компании используют для сбора маркетинговой информации бесплатные для клиентов телефонные номера. Как побудить потребителей к участию в таком автоматизированном обследовании? Один из наиболее популярных стимулов — заранее оплаченные телефонные карты. Обследование запрограммировано не только на проведение интерактивного опроса, но и на то, что система сама сортирует получаемые данные, причем (потенциально) по любому задаваемому компанией-клиентом параметру. Затем фирма-заказчик распространяет эти телефонные карты на избранном сегменте рынка. Воспользовавшийся ею потребитель услышит записанное на пленку предложение принять участие в коротком обследовании. Подобным методом пользовались такие компании, как NBC, Coca-Cola и Amoco. Третий этап. Сбор информации. Данная фаза маркетингового исследования, как правило, требует самых больших расходов и является источником максимального числа ошибок. В случае сбора статистических данных возникают четыре основные проблемы. Некоторые респонденты не выполняют договоренности о встрече в условленном месте, с ними придется связываться повторно или заменять, другие отказываются от сотрудничества, третьи дают предвзятые или заведомо ложные ответы. И наконец, сотрудники, проводящие опрос, тоже могут вести себя предвзято или неискренне. Мы отмечали, что сегодня, благодаря современным вычислительным и телекоммуникационным технологиям, методы сбора данных быстро развиваются. Некоторые исследовательские фирмы проводят телефонные опросы из какого-либо одного центра. В данном случае выборка, как правило, носит случайный характер. Профессиональные интервьюеры просят поднявшего трубку человека ответить на несколько вопросов, которые зачитываются с экрана монитора компьютера. В компьютер же заносятся и ответы респондентов. Такой метод исключает необходимость в оформлении и кодировке данных, сокращается число ошибок, уменьшается время проведения исследования. Другие исследовательские фирмы устанавливают интерактивные терминалы в торговых центрах. Любой желающий ответить на вопросы может сесть за терминал, считать вопросы с экрана монитора и набрать свои ответы на клавиатуре. Большей части респондентов нравится такая форма «разговора с роботом». Некоторые из недавних технических разработок вооружили маркетологов новыми методами проверки воздействия рекламы и других инструментов стимулирования сбыта. Компания Information Resources заключила соглашения с несколькими супермаркетами, оборудованными электронными кассами и сканерами для считывания штрих-кодов. Одновременно фирма договорилась с некоторыми из постоянных покупателей магазинов, чтобы они оплачивали покупки специальной пластиковой карточкой «Горячая линия покупателя», которая содержит информацию о составе, доходах и образе жизни их семей. Кроме того, те же самые покупатели подключили к своим телевизорам специальные электронные устройства, фиксирующие время просмотра различных телеканалов, что позволяет проводящей исследование компании, осуществляющий мониторинг телевизионной рекламы, связать ее с изменениями в составе товаров, приобретаемых участниками исследования. Все участвовавшие в исследовании потребители регулярно смотрели программы кабельного телевидения, a Information Resources отслеживала эффективность рекламных роликов. На основе собранной таким образом информации компания может определить, какая именно реклама оказывает наибольшее воздействие на различные категории потребителей. Четвертый этап. Анализ информации. Предпоследний этап маркетингового исследования заключается в анализе собранных в его ходе данных и получении тех или иных результатов. Исследователи обобщают данные в таблицах и проводят их частотный анализ. Для основных переменных рассчитываются среднее значение и дисперсия. В попытке извлечь дополнительную информацию можно воспользоваться и более хитроумными методами статистического анализа и моделями. (Некоторые из таких аналитических методов и моделей описаны ниже.) Пятый этап. Представление результатов. В завершение маркетингового исследования его результаты должны быть представлены заинтересованным лицам. Руководству необходимы наиболее существенные результаты, которые будут положены в основу принимаемых маркетинговых решений. В ходе маркетингового исследования, проведенного American Airlines, были получены следующие результаты. 1. Основные причины для пользования Интернетом в полете — «убить время» и проверить электронную почту. Оплата будет относиться на счета компаний, в которых работают пассажиры. 2. Примерно 5 пассажиров из 10 готовы в случае необходимости заплатить за доступ в Интернет во время полета $25, а за $15 согласны воспользоваться уже 6 человек. Таким образом, тариф в $15 принесет меньший доход (6 * $15 = $90), чем цена в $25 (5 * $25 = $125). Таким образом, American Airlines может зарабатывать $125 за рейс. Если рейс выполняется 365 дней в году, American Airlines получит $45625 в год (= $125 * 365). При первоначальных инвестициях в $90 тыс. компании понадобится примерно два года, чтобы окупить свои затраты. 3. Выход на рынок с новой услугой усилит образ American Airlines как передовой и преуспевающей компании и позволит привлечь ряд дополнительных пассажиров. Шестой этап. Принятие решения. Возможно, полученные результаты не удовлетворят менеджеров, которые могут принять решение глубже исследовать вопрос. Если достоверность результатов исследования вызовет у руководства сомнения, решение может быть принято не в пользу новой услуги. Если же руководство авиакомпании, наоборот, изначально склоняется в пользу организации доступа в Интернет, то положительные результаты исследования только убедят менеджеров в их правоте. Хочется надеяться, что проведенное маркетинговое исследование поможет компании принять верное решение. Отличительные черты хорошего маркетингового исследования 1. Научный метод. Эффективное маркетинговое исследование основывается на использовании научных методов: тщательное наблюдение, формулирование гипотез, прогноз и проверка. 2. Творческий характер исследования. В лучших своих проявлениях исследование может подсказать принципиально новые способы решения проблемы. К примеру, компания, производящая одежду для подростков и молодежи, раздала нескольким молодым людям видеокамеры и затем использовала отснятый материал в опросах, которые проводились в кафе и других популярных у молодых людей местах. 3. Множественность применяемых методов. В хорошем маркетинговом исследовании используются два-три различных метода, что способствует повышению степени надежности получаемых результатов. 4. Взаимозависимость моделей и получаемых данных. Хорошие маркетологи признают, что получаемые данные интерпретируются на базе лежащих в их основе гипотез, которые и направляют поиск информации. 5. Ценность и цена информации. Хороший маркетолог проявляет заботу о соотношении цена/качество получаемой информации. Цену информации, как правило, легко определить, а вот с ее качеством и ценностью дело обстоит несколько сложнее. Их количественная оценка зависит от надежности и достоверности добытых фактов, готовности менеджеров принять их и действовать на их основе. 6. Здоровый скептицизм. Хороший исследователь, опасаясь попасть под влияние так называемых «маркетинговых мифов», проявляет здоровый скептицизм по отношению к тем бойким предположениям, которые менеджеры высказывают относительно реального устройства и функционирования рынка. 7. Этический маркетинг. Хорошее маркетинговое исследование полезно как заказавшей его компании, так и ее клиентам. Неправильное же использование полученных данных может нанести ущерб как поставщику, так и его потребителям. Все более часто потребители выражают негодование по поводу, как они считают, неоправданных вторжений в их частную жизнь, или же проявляемой торговлей навязчивостью.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |