Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как объект менеджмента




 

Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

Организация – это сознательное объединение людей, для достижения определенных целей.

В менеджменте организация – это самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию или оказывающий услуги.

Признаки организации:

1. Наличие цели, к достижению которой стремятся члены организации

2. Совместная деятельность членов организации (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.

3. Наличие ресурсов (люди, материалы, технология и информация) которые необходимо преобразовывать для достижения целей организации.

4. Связь с внешней средой. Организации зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

5. Разделение труда. Разделение труда – это качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями (служит основой их дальнейшей специализации). Разделение труда может быть постадийным, соответствующим последовательным этапам превращения исходных ресурсов в конечный продукт или услугу – горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда осуществляется по уровням управленческой иерархии, т.е. между руководителями и подчиненными.

6. Обособленность, которая выражается в замкнутости внутренних процессов, наличием границ отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

7. Саморегулирование – самостоятельное решение тех или иных вопросов организационной жизни. Оно осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающих их единство.

8. Организационная культура – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и поведение людей.

 

Жизнедеятельность организаций протекает подчиняясь действию определенных законов:

1. закон синергии – гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

2. закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Разделение дополняется объединением, специализация – универсализацией, дифференциация – интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно, существенно увеличивать организационный потенциал.

3. Сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. [Например, при раздутом штате работники слоняются без дела и мешают друг другу. в то время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. И в том и в другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

4. Закон композиции – функционирование всех без исключения элементов организации в той или иной степени подчиняются общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

5. Закон самосохранения – предполагает, что любая организация, так же как и ее элементы, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдение ряда условий: недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости (конфликтов, перестроек, изменение рангов ключевых фигур и т.д.), экономию и рациональное использование ресурсов, расширение сфер деятельности.

6. Закон информированности. Порядок в организации зависит от информированности ее членов о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

7. Закон онтогенеза – жизнь любой организации состоит из 3 основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становление, развитие и угасание. Задача руководителя максимально сократить первую фазу, продлить вторую и отсрочить наступление третьей.

 

Современные организации очень разнообразны и классифицируются по определенным критериям:

Классификация организаций:

1. По легитимности деятельности:

- официальные (формальные) – создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными (все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы).

- неофициальные (неформальные) – складываются стихийно и существуют как совокупность незафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели (дружеские отношения).

2. По формам собственности:

- частные

- государственные

- муниципальные

3. По отношению к прибыли, как к главной цели деятельности:

- коммерческие - преследуют цель извлечения прибыли

- некоммерческие – преследуют другие цели

4. По организационно-правовым формам: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.

5. По принадлежности к той или иной отрасли экономики: организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

 

2.Внешняя среда организации: понятие, составные элементы

 

Организация – открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой, которую в менеджменте принято называть внешней средой организации.

Термин “ внешняя среда ” включает условия и факторы, которые находятся вне организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности.

Характеристики внешней среды организации:

· сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию;

· взаимосвязанность факторов: уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; (например, изменение цен на топливо благодаря политике государства)

· подвижность: скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

· неопределенность: определяется количеством информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора среды, а также уверенностью в ее точности.

 

[Внешние факторы так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны для принятия решений. Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, внешние факторы принято подразделять на 2 сферы: среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.]

 

Факторы внешней среды организации подразделяются на:

- факторы прямого воздействия, к которым относят факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе ее обратное влияние.

- факторы косвенного воздействия - создают общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев они не носят специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

 

Факторы прямого воздействия:

1. поставщики

2. потребители

3. конкуренты

4. законодательство и органы государственного и муниципального управления

5. общественные организации и заинтересованные лица

 

1. Поставщики.

[С позиций системного подхода организация представляет собой механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов являются поступления в организацию всех видов ресурсов для обеспечения ее хозяйственной деятельности]

Поставщики оказывают непосредственное воздействие на деятельность любой организации, наиболее очевидно это в отношению сырья и материалов, капитала и трудовых ресурсов. (слайд 2)

Капитал необходимый для функционирования организации, поступает из различных источников [банки, инвесторы, государство] и на определенных условиях.

От трудовых ресурсов и их источников во многом зависит успех менеджмента. Особое внимание при этом уделяется подбору и обучению специалистов в новых областях деятельности.

Сырье и материалы – важнейший компонент предпринимательской деятельности: должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах и в определенные сроки. [для успеха деятельности организации ее материально-техническое снабжение должно быть очень хорошо организовано.]

 

2. Потребители во многом определяют успешную деятельность организации.

В качестве потребителей продукции организации выступают:

· граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей

· предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации ее главную цель и политику.

 

3. Конкуренты.

Если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятие долго не продержится на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырье и материалы, право использовать определенные технические нововведения. Конкуренция влияет на условия работы и оплату труда внутри организации, на характер отношений руководителей и подчиненных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.