Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии




Современная психология развития тем или иным образом взаимосвязана с большим количеством других наук, в том числе и не психологического цикла.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны для понимания пренатального развития, а также развития на последующих этапах с точки зрения, например, созревания определенных структур мозга и т.п. Важны при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и двигательного развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект–среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Этология (сравнительное изучение поведения) позволяет обнаружить биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Ценной является также возможность в этологических исследованиях проводить эксперименты и наблюдения за животными, которые запрещено поводить с людьми из этических соображений (например, особенности развития детенышей животных, росших без матери, и т.п.). В данном случае этология предоставляет возможность переносить результаты экспериментов на животных на человека, что может быть очень важным для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Благодаря открытиям этих наук существует возможность проверить универсальность закономерностей развития, выявленных среди представителей разных культурных сред, а также выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития.

Социология и социальные дисциплины. Эти науки предлагают психологии развития определенные теоретические посылки (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), а также дают возможность анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Общая психология позволяет лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология как прикладная дисциплина, использует открытия психологии развития в изучении педагогической практики, понимании и анализе процессов обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика связана с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий, патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.), социальной психологией (развивающийся человек как субъект общения и межличностного взаимодействия) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.