Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип производства




ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Существует ряд особенностей, которые помогают разграничивать различные производственные системы. Краткое обсуждение некоторых из этих особенностей поможет вам лучше понять природу и сферу действия управления производством. Три характеристики производственной системы, которые описываются в данной разделе —

1.степень стандартизации,

2.тип производства и

3.работа системы в области производства / сфере обслуживания.

 

Стандартизация -это использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов. Использование стандартных частей значительно сокращает стоимость производства и ремонтных работ.

Производственные системы производят продукцию от высоко стандартизированной до сделанной на заказ.

Стандартизированные товары включают радиоприемники, телевизоры, компьютеры, газеты, консервы, автомобили, ручки и карандаши.

Стандартизированные услуги включают автоматические мойки автомобилей, телевизионные обзоры новостей, конспекты лекций и коммерческие авиалинии.

Специальная продукция означает, что изделия или услуги разработаны для определенного случая или лица.

Специальные товары включают очки, сшитую на заказ одежду, оконные стекла (подогнанные к размерам окна) и ткани ручной работы.

Специальные услуги включают пошив одежды, такси, хирургическую помощь.

Системы со стандартизированной продукцией обычно могут использовать преимущество стандартизированных методов, материалов и механизации, — все это способствует увеличению объемов выпуска и снижению себестоимости единицы продукции. С другой стороны, в специальных системах каждая работа носит достаточно индивидуальный характер, поэтому рабочие более квалифицированы, рабочий провес протекает медленнее и меньше поддается механизации.

Степень стандартизации и объем выпуска продукции или услуг влияют на способ организации производства. На одном конце шкалы—единичное крупномасштабное изделие или услуга, например, запуск космического корабля Шаттл (услуга) или строительство небоскреба (продукт). На другом — непрерывный процесс, например, очистка нефти.

Между этими крайностями

единичное индивидуальное производство, типа изготовления на заказ мебели, производства специализированных машин и оборудования, ремонта автомобилей;

- серийное производство, например, изготовление красок и продовольственных продуктов;

- массовое производство — изготовление автомобилей, персональных компьютеров и бытовых приборов.

Проект — набор действий, направленных к достижению единичной, индивидуальной цели. Обычно проекты бывают относительно крупномасштабные. Проектный подход может использоваться при разработке нового изделия, установке компьютеризованной производственной линии, при доставке оборудования на новый производственный объект, при строительстве больницы. Иногда ситуация носит более персональный характер, например, планирование приема иностранной делегации, планирование отпуска с путешествием, или организация благотворительной деятельности. Ключевая особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки, то есть они не продолжаются бесконечно, а имеют определенные моменты начала и окончания.

Проект - ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками.

 

Небольшие партии изделий или изделия на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. Мастерские могут выполнять определенные рабочие операции, но, как правило, не отвечают за производство определенного изделия. Они выполняют работу по спецификациям заказчика; рабочие процессы обычно изменяются в соответствии с потребностями заказчика. Примеры мастерских — предприятия по производству ремонтных работ (например, ремонт бытовых приборов или автомобилей), здравоохранение, инструментальный цех и так далее.

 

Мастерская – предприятие по производству партий или единичных товаров и услуг, с разнообразными специ фикациями, меняющимися в соответствии с потребностями потребителей

 

Серийное производство используется, когда компании должны произвести не очень большой объем однородных изделий.

Серийное производство - система по производству средних объемов однородной продукции.

 

Производство продовольствия (например, хлебобулочная, консервная промышленность) обычно осуществляется партиями. Например, производитель мороженого производит партию одного типа, например, ванильного, затем партию другого типа, например, клубничного, и так далее. Условия обработки и оборудование— те же самые, но некоторые ингредиенты изменяются от одной партии к другой. Изготовители красок также используют серийное производство, делая сначала один цвет или тип краски, а затем другой. Выпуск партии может быть стандартизированным (например, краска, мороженое, консервированные овощи) или специализированным. Пример специализированной продукции — печатные издания (например, журналы, газеты, учебники, справочники).

Сходство и различие промышленного производства \ производства услуг

 

Промышленное производство подразумевает изготовление материальной продукции, например, автомобилей, радиочасов, шаров для гольфа, холодильников, — того, что мы можем увидеть или потрогать. С другой стороны, услуги—это действие. Осмотр у врача, ремонт телевизоров и автомобилей, показ фильма в кинотеатре.

 

Производство и обслуживание часто схожи в том, чтосделано, но различаются в том, как этосделано. Так, в обоих случаях необходимы решения по разработке и эксплуатации процесса. Промышленник решает, какого размера ему нужен завод. Организация обслуживания (например, больница) должна определить, какого размера здание необходимо. И оба должны принять решение по месту расположения предприятия, продумать рабочий график и меры по контролю за трудовым процессом, разместить необходимые ресурсы.

Производство и сфера обслуживания отличаются главным образом в том, что производство ориентировано на изделие, а обслуживание — на действие. Различия включают в себя следующее:

1. Контакт с потребителем

2. Однородность вложений в производство

3. Характер и содержание трудового процесса

4. Однородность конечного продукта

5. Меры производительности

6. Гарантии качества

Давайте рассмотрим каждую из этих отличительных черт.

1. По своей природе, обслуживание подразумевает большую степень контакта с потребителем, чем производство. Предоставление услуги обычно совпадает с потреблением. Например, восстановление кровли должно происходить непосредственно на крыше, а хирургическая операция требует присутствия хирурга и пациента. Со своей стороны, производство допускает разделение между производством и потреблением, так что производство может происходить далеко от потребителя. Это расширяет возможности выбора методов работы, планирования рабочего графика и осуществления контроля над производством. Сфера обслуживания, из-за необходимого контакта с потребителем, более ограничена в выборе возможных вариантов. Более того, заказчики иногда являются частью системы (например, самообслуживание на АЗС и в супермаркетах), поэтому строгий контроль невозможен. Наконец, в ориентированных на изделие производственных системах можно создавать складские запасы готовых товаров (например, автомобилей или холодильников), которые способны сглаживать неравномерность потребительского спроса. Сфера обслуживания, однако, не может создавать запасы времени и поэтому более чувствительна к изменениям спроса — в банках и универсамах можно увидеть как очереди, так и простаивающих без дела продавцов и кассиров, скучающих в ожидании клиентов.

 

2.Производство услуг предполагает большее разнообразие вложений, чем типичное промышленное производство. Каждый пациент, каждая денежная ссуда и каждый авторемонт является специфической проблемой, которую часто нужно сначала диагностировать, а уже потом только решать. Процесс промышленного производства часто может контролировать изменение во вложениях и таким образом снижать изменения конечного продукта. Соответственно, производственные требования в этом случае будут более однородны, чем в сфере услуг.

 

3.Из-за спонтанного потребления услуг и значительной изменчивости вложений, сфера услуг требует более разнообразного содержания труда — в то время как промышленное производство, за немногими исключениями, может быть более интенсивным и механизированным.

 

4.Из-за того, что высокая механизированность ведет к производству товаров более однородных, сам процесс производства также тяготеет к однородности и эффектности. Деятельность сферы услуг по сравнению с этим кажется более медленной и неуклюжей, а ее конечный продукт более изменчив.

 

5.Измерение производительности труда на производстве более точно, благодаря высокой степени однородности большинства произведенных изделий. В сфере обслуживания неоднородность потребительского спроса и содержания труда делают изменение производительности значительно более сложным. Например, сравните производительность работы двух врачей. Практика одного может включать множество несложных заболеваний и осмотров — в то время как другой не проводит подобных консультаций, так что их производительность покажется различной, если только не будет сделан тщательный анализ.

 

6.В сфере обслуживания гарантировать качество значительно труднее, потому что производство и потребление происходят одновременно. Кроме того, высокая неоднородность вложений создает дополнительную угрозу снижения качества продукции и, если за этим качеством не следить строго и постоянно. Качество в момент создания обычно более важно для обслуживания, чем для производства, где ошибки можно травить прежде, чем заказчик получит продукцию.

Таблица 5. даёт краткий обзор различий между производственными процессами и услугами

Таблица 5. Отличия между производством и сферой услуг

 

Характеристика Производство Сфере услуг
Конечный продукт Уровень контакта с потребителем Однородность вложений Трудоемкость Однородность конечного продукта Измерение производительности Осязаемый Низкий Высокая Низкая Высокая Легко Неосязаемый высокий Низкая Высокая Низкая Трудно

 

Хотя очень удобно рассматривать системы в чистом виде — производящими только услуги или только товары — в действительности большинство систем представляет собой смешанные типы. Например, обслуживание и ремонт техники и оборудования —это услуги, которые предоставляет практически каждая производственная компания. Подобным образом, большинство предприятий сферы обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги. Например, фирмы по озеленению лужаек обычно продают препараты для уничтожения сорняков, удобрения и семена различных трав. Больницы обеспечивают не только медицинскими услугами, но также медикаментами и хирургическими инструментами. В ресторанах продаются продукты. В кинотеатрах — попкорн, конфеты и напитки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.