1. Основы деятельности психологической службы в школе2. Логика и организация психологического изучения личности школьника иколлектива школьного класса3. Программа изучения личности школьника4. Программа изучения коллектива школьного класса5. Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы6. Психологические основы анализа урокаДля эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современнойшколе требуется не только знать теоретические основы формирования личности,развития коллектива, закономерности функционирования познавательныхпроцессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно кусловиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретномуклассному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить этизадачи должна школьная психологическая служба. Психологическая служба в школе представляет собой систему практическогоиспользования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультациии диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представлениео потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательногопроцесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочиепонятия и методы психологической науки для практического педагогическоговоздействия на личность и коллектив. Главными направлениями работыпсихологической службы в школе являются: ¨ изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностногоподхода к ребенку;¨ оказание помощи классному руководителю в формировании классногоколлектива;¨ оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;¨ осуществление работы по профессиональной ориентации;¨ организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.Психологическая служба выполняет в школе три основные функции: психодиагностика (получение психологической информации), психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, чторебенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенныйтворческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от другихлюдей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальныйподход – это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося наизучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми исверстниками, учителями.Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и какизменяется его положение в системе межличностных отношений, какие измененияпретерпевает в этой связи личность школьника. 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника иколлектива школьного класса В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достовернойпсихологической информации о личности каждого ученика, о каждом классномколлективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и психологическаядиагностика личности и коллектива. Получение психологической информации, т.е. логика изучения психологических свойств личности и коллектива требуетпридерживаться следующей последовательности этапов:¨ определение базовых и рабочих понятий;¨ выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия,доступных непосредственному измерению;¨ постановка задач исследования;¨ подбор методик исследования;¨ анализ и интерпретация полученных данных.Итогом психологической диагностики должна быть информация о психологическихресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основа длясовершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбораоптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо актуальнаяв связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания создаются не толькознания, умения, навыки, привычки, но и потенциал психического развитиячеловека – обучаемость, воспитуемость, способности (Б.Г. Ананьев). А этоимеет не меньшее значение, чем обученность, образованность и воспитанностьчеловека в определенный момент жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление