Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностныйподход, личность как ценность – становятся отличительными особенностямисовременного образования. Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколькоопределений личности, приведем некоторые из них:¨ личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей ивыходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);¨ личность – направленность человека на будущее, его активное отношениек нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А.Адлер);¨ личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешнимвоздействием, тесная связь сознания и деятельности. Зависимость познавательныхпроцессов от логики развития личности (С.Л. Рубинштейн);¨ личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненногоопыта (Д. Келли).Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека(например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность бытьсубъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателемсвоей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человекепроявляется индивидуально. Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность –целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализчерез синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо»,«неприятная личность», неосновательный» или «надежный человек», творческаяличность», «скользкий, как налим» и т.д.И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числукоторых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание(самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности,интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личностив целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будетпредставлена личность. С этой целью в психологии широко применяется такназываемый «профиль личности», идея создания которого связана с именемрусского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиляличности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условияхего реальной жизнедеятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)
Основные свойства личности
Уровни развития
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Ценностные ориентации
Самооценка
Уровень притязаний
Эмоциональное отношение к родителям
Эмоциональное отношение к учителям
Эмоциональное отношение к ученикам
Волевой самоконтроль
Тревожность
Негативные эмоциональные переживания
Познавательная активность
Уровень интеллекта
Потребность в общении
Потребность в достижениях
На основе данного «Профиля.» можно получить графический психологическийпортрет школьника как основу для составления «Психологической характеристикиличности». А сам «Профиль.» может служить ориентирующей схемой в исследованииличности школьника.В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методыизучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.), так иотдельных ее свойств (характеристик).На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми,доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура изученияличности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатовтребуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чреватанегативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимаютоценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичнойситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддаетсялегким, одноразовым измерениям.Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных свойствшкольника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии. Желательновыполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта впроцессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения,особенно в публичной ситуации.3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемойличности, передавать данную информацию другим лицам только в служебномпорядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживатьпринцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил иушел» (В.В. Давыдов).5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – квыбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – кподбору адекватных методик, а не наоборот.6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они небыли, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание рядаметодов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативностьдеятельности и общения школьника.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление