Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как фактор воспитания




Социально-психологические аспекты воспитания

С точки зрения социально-психологической правильное воспитание представляетсобой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого изних как личности. Воспитательное воздействие человека на человекапредполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которыевовлечены в этот процесс.Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитаниидетей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение сокружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит встремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с цельюсаморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением кдругим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другогочеловека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность,способствует формированию самооценки и, в конечном счете, образа «Я».М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи лет жизни возникают4 основные формы общения:1. Ситуативно - личностное (первое полугодие жизни). Наиболееярко представляет в комплексе оживления (эмоционально положительная реакцияребенка 2-3-х месяцев на близкого для него человека, выражающаяся в проявлениирадости и повышении общей двигательной активности).2. Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 2 лет). Оно охватываетпредметные игры детей со взрослыми.3. Внеситуативно-познавательное (от 3 лет до 5 лет). Оно связанос развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучаяокружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому опредметах и явлениях.4. Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Оно служит познаниюребенком мира людей и человеческих взаимоотношений.Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передачаот человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могутформироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности,нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни.Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит ототношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностноговосприятия.Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который их применяет. В нихотражаются особенности социальной группы, референтной для индивида. По мнениюА.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными иотождествленными с людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоныстановятся все более обобщенными и связанными с нравственными и другимиидеалами, ценностями и нормами. Они становятся более дифференцированными, чтоначинает четко наблюдаться уже у подростков.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.