Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции




ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1. Традиции изучения теории литературы и эстетики в отечественной школе.

2. Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в современной методике преподавания литературы.

3. Теория литературы в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

4. Последовательность изучения теоретических понятий в современных программах.

5. Разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы.

6. Лекция по теоретико-литературной проблеме.

 

  1. Традиции изучения теории литературы и эстетики в отечественной школе.

Отечественной школой накоплен богатый опыт изучения словесности в единстве с усвоением теоретических понятий.

«Риторика» М. В. Ломоносова была первым шагом на пути создания концепции школьного изучения теории литературы.

Н. И. Новиков сформулировал один из принципов обучения: «Правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы».

В «Программе русского языка и словесности для воспитанников военно-учебных заведений» А. Д. Галахова и Ф.И. Буслаева (1852) содержался раздел «Теория поэзии» (различие между поэтическими и проза­ическими сочинениями; основные эстетические сведения).

В.И. Водовозов считал, что прочное усвоение теоретических понятий возможно тогда, когда учащиеся сами формулируют определения на основе разбора произведений.

В.М. Фишер выдвигал на первый план нравственно-эстетическую цель преподавания лите­ратуры, предлагая план работы над текстом: определение общей формы произведения; определение содержания, обуслов­ленного этой формой; выяснение того, почему автор избрал дан­ную форму, учитывая влияние традиций и биографический мате­риал о писателе; изучение композиции, языка и стиля произве­дений.

По мнению Б.М. Эйхенбаума, глав­ная задача словесника - и зучение стиля, системы художественных образов.

В Программе по литературе (1919) было предложено изучение целого ряда эстетических и теоретико-литературных понятий: психология поэ­та, проблема формы, эмоции и образы, литературный образ, формы поэтического творчества, тип, принципы символизма, форма (стиль) литературного произведения.

М.А. Рыбникова считала, что основные литературоведческие проблемы, постепенно усложняясь, должны проходить через все годы обучения (общественная природа писателя, литературный язык, построение произведения; основные литературные роды и виды).

В. В. Голубков выделил несколько групп теоретико-лите­ратурных понятий:

1. Литературно-художественное произведение как специфическое средство познания действительности и как орудие обще­ственной борьбы. 2. Составные части художественного произведения. 3. Композиция художественного произведения. 4. Язык художественного произведения. 5. Основы стихосложения. 6. Литературные жанры.

 

Методистами XIX – начала XX в. был намечен важный принцип изучения теории словесности, сохраняющий свое значение и для совре­менной практики литературного образования: усвоение эстети­ческих и теоретических понятий в процессе разбора произведе­ния.

Преподавание словесности было тесно связано с основными направлениями теории словесности как научной дисциплины (риторическим, сопоставительным, филологически, формальным, лингвопоэтическим, филолого-философскимструктурно-семиотическим, концептуально-культурологическим).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.