Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Введение. (Развитие русской литературы, начиная с XVIII века, предстает как движение литературных направлений и смена ху­дожественных методов: классицизма




Вопросы.

Этапы лекции.

Введение. (Развитие русской литературы, начиная с XVIII века, предстает как движение литературных направлений и смена ху­дожественных методов: классицизма, романтизма, реализма.

2. Разъяснение терминов «художественный метод» и «направление». Беседа, способствующая осмыслению принципов ро­мантизма в сопоставлении с реализмом и классицизмом на мате­риале изученных произведений.

3. Слово учителя о взаимодействии романтических и реалистических начал в русской литературе.

4. Проблемный вопрос: «Чем обусловлено сочетание в раннем творчестве Горького романтических и реалистических про­изведений?».

Виды деятельности учителя и учащихся: конспект основных положений лекции с опорой на план, записанный на доске, ответы на ориентирующие вопросы учителя. (Как взаимодействуют романтические и реалистические тенденции в русской литературе? Чем вызвано усиление романтических тенденций на рубеже века? В чем, на ваш взгляд, состоит особенность ранних произведений Горького? Почему Горькому потребовалось обратиться и к романти­ческому, и к реалистическому художественным методам в раннем творчестве?), составление таблицы.

 

  1. Назовите направления в истории становления и развития теории словесности.
  2. Чем обусловлена последовательность изучения теоретических понятий в современных программах?
  3. Укажите разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы. Отметьте наиболее продуктивную форму работы, аргументируйте Вашу точку зрения.
  4. Назовите варианты лекции по теоретико-литературной проблеме.

 

Литература.

  1. А. М. Антипова Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. – М., 2003.
  2. Активные формы преподавания литературы: Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991.
  3. Альбеткова Р. И. Теория литературы в системе литературного образования // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. - С. 126 - 143.
  4. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе (4 - 10 классы): Пособие для учителя. М., 1983.
  5. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976.
  6. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы. – М., 1994.
  7. Леонов С. А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы. – М., 1988.

 

10.2 Профиль усредненной скорости турбулентного потока

 

Заметим что, при ламинарном движении жидкости, полученные теоретические решения для установившегося течения в трубах с хорошо совпадают с результатами опытов. Для турбулентного движения в трубах точного теоретического решения не существует и все формулы и закономерности получены либо непосредственно из опыта, либо имеют полуэмпирический характер.

Для получения закона распределения скоростей по радиусу трубы введем понятие динамической скорости

 

. (10.28)

Эта величина имеет размерность скорости и характеризует напряжение трения на стенке τ0, отнесенное к плотности жидкости ρ. Из (10.28) следует

. (10.29)

а) Профиль скорости в ламинарном подслое потока.

Как уже отмечалось, в турбулентном потоке вблизи стенки существует ламинарный подслой, в котором напряжения вязкого трения доминируют над турбулентными напряжениями. Для этого подслоя касательное напряжение выражается известным соотношением для ламинарного течения

. (10.30)

Приравнивая выражения (10.29) и (10.30)

(10.31)

и интегрируя полученное уравнение, с учетом условий прилипания на стенке (т.е. при y =0), получим

. (10.32)

 

 
 
То есть в вязком подслое имеет место линейное распределение скорости. Как показали эксперименты оно справедливо при (10.33)

 


б) Профиль скорости в турбулентном ядре

В ядре потока турбулентные напряжения преобладают над напряжениями вязкого трения. Это позволяет в данной области потока использовать соотношение предложенное Прандтлем для турбулентных напряжений:

. (10.34)

Считая, что касательные напряжения постоянны по сечению и равны касательному напряжению на стенке , приравниваем (10.34) к (10.29)

. (10.35)

Поделим обе части уравнения (10.35) на и извлечем квадратный корень:

. (10.36)

Перепишем это уравнение в следующем виде

(10.37)

. (10.38)

Интегрируя уравнение (10.38), получим

 

. (10.39)

 

Многочисленные эксперименты показали, что для гладких труб , .

 
 
    Выражение (10.39) означает, что в турбулентном ядре распределение усредненной скорости подчиняется логарифмическому закону. Оно справедливо для значений y: . (10.40)

 


На рисунке 1 показаны результаты опытов в диапазоне чисел Re от 4·103 до 3,2·106. Здесь же приведена кривая 1, отвечающая формуле (10.32) для ламинарного подслоя в непосредственной близости от стенки, и кривая 2 для турбулентного движения по формуле (10.39).

 
 


Рисунок 1

 

Из анализа приведенных кривых следует, прежде всего, вывод о том, что между ламинарным подслоем и турбулентным ядром существует некоторая промежуточная область течения. При этом ее нижняя граница определяемая безразмерной величиной равна приблизительно 5,0, а верхняя – 30.

Это означает, что в пределах имеет место переходная зона, в которой вязкое и турбулентное трение соизмеримы. При будет преобладать вязкое трение, а при – турбулентное трение. Отсюда, в частности, следует, что толщина ламинарного подслоя может быть определена из условия

 

. (10.41)

Так как выражение для логарифмического профиля скоростей (10.39) получено в предположении, что ламинарные касательные напряжения пренебрежимо малы по сравнению с турбулентными, то логарифмический профиль будет иметь место только на некотором удалении от ламинарного подслоя. Из рассмотрения кривой 2 видно, что во всем диапазоне чисел Re от 4·103 до 3,2·106 в области турбулентного ядра, т.е. при , логарифмический профиль хорошо подтверждается экспериментом. Это свидетельствует о том, что логарифмический профиль скоростей является универсальным, пригодным для широкого диапазона чисел Re.

Приведем далее выражения для максимального и среднего значений осредненной скорости при логарифмическом законе распределении скоростей. Очевидно, что максимальная скорость имеет место на оси трубы, т.е. при y = r 0:

.

 

Что касается средней по сечению скорости , то для нее могут быть получены следующие соотношения, связывающие ее с :

 

, (10.42)

при ,

при .

 

Следует отметить, что если для ламинарного движения в круглой трубе максимальная скорость в два раза превышала среднюю, то при турбулентном движении это отношение значительно меньше и зависит от числа Re. С увеличением Re отношение максимальной скорости к средней уменьшается, изменяясь от 1,3 при Re = 4·103 до 1,15 при Re = 5,2·105.

Такое изменение объясняется тем, что профиль скоростей при переходе от ламинарного движения к турбулентному (рисунок 2) становится более полным, а при турбулентном движении увеличение числа Re приводит к дальнейшему его заполнению.

Рисунок 2

 
 
Универсальность логарифмического профиля объясняется прежде всего тем, что во все его формулы входит динамическая скорость , определяемая через трение на стенке, которое, в свою очередь, зависит от числа Re.

 


Вопросы по лекции.

1. Что такое динамическая скорость?

2. При каких значениях динамической скорости является справедливым линейное распределение скорости в вязком подслое?

3. При каких значениях динамической скорости является справедливым логарифмическое распределение осредненной скорости в турбулентном ядре?

4. Запишите зависимость для определения максимальной осредненной скорости в трубе.

5. Запишите зависимость для определения средней осредненной скорости в трубе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.