Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинение рассказов о литературоведческих терминах




Технология игры.

Литературоведческий брифинг.

Этапы подготовки доклада о символе

Доклады по теории литературы.

Доклады по теории литературы строятся на материале либо одного произведения («Композиция рассказа А.П. Чехова "Ионыч" и ее роль в раскрытии авторской пози­ции»), либо целого ряда произведений разных писателей («Символ в произведениях русской литературы», «Рассказ и новелла» и т. д.).

1. Осмысление по справочной литературе таких понятий, как символ, символика, символизм, романтический и реалистический символ

2. Толкование понятия на примере функционирования символа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», стихотворений А.С. Пушкина «К морю», элегии В.А. Жуковского «Море», пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».

3. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским и др.

4. Разъяснение особенности символа в известных школьникам стихотворениях А. Блока.

Брифинг - ролевая игра.

Участники игры выполняют различные функции.

Группа учащихся берёт на себя роль литературоведа, делающего краткое сообщение и отвечающего на задаваемые вопросы.

Другая группа - корреспонденты литературоведческого журнала, литературной газеты.

В ходе игры литературовед отвечает на вопросы корреспондентов. Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.).

 

Целью такой работы является развитие творческих способностей учащихся.

Такое сочинение должно иметь острый сюжет, в центре которого - похождения персонажа, исполняющего функции данного термина. Интересно включение ска­зочных, фантастических элементов в повествование. Это может быть сочинения нетрадиционных жанров: эссе, речь на открытии памятника, реклама, повествование о событиях от лица героя и т. д.

6. Лекция по теоретико-литературной проблеме

Методика изучения теоретических понятий в старших классах.

В старших классах наиболее продуктивным является проблемный путь изучения теоретического понятия.

Изучение теоретического понятие должно быть построено на основе логического развертывания понятия.

Работа над теоретическим понятием будет максимально способствовать привлечению живого материала художественных произведений, открытию в тексте нового. Целью такой работы становится перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

Рассмотрим некоторые варианты работы на лекции, посвящённой выявлению особенностей романтизма как литературного направления.

В 9 классе романтизм изучается в обзорной теме, в 11 — при рассмотрении творчества М. Горького.

Наиболее распространёнными являются следующие приёмы работы: составление плана или тезисов, конспектирование, сообщения учащихся, их выразительное чтение, демонстрация романтических произведений живописи и музыки, составление схем, таблиц и многое другое.

1 вариант. Работа над предложенным учителем планом. Нужно предложить учащимся превратить его из простого в сложный или развернуть тезисно. Работу над первым пунктом можно проделать вместе, остальное ученики сделают сами в ходе лек­ции, а в конце урока план будет обсужден и уточнен.

Пункты плана можно формулировать в виде назывных или во­просительных предложений. «Каковы причины возникновения романтизма?», «Что представляет собой романтизм как лите­ратурное направление?»

На уроке необходимо выявить обиходное и научное значение термина «романтизм». Для этого необходимо обратиться к толковым словарям и словарям литературоведческих терминов и справочникам и сопоставить толкования. слова «романтический» в словаре, со­поставление. Результат такой работы – вывод о том, что обиходное значение и научное понятие не одно и то же.

2 вариант. Обращение к читательскому опыту.

На таком уроке учащиеся слушают доклад товарища об изученном ранее. Затем учитель предлагает материал, дополняющий представления об изученном.

3 вариант. Постановка проблемы.

Проблемный вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Искусство, впервые открывшее, что человеческая личность — самое ценное, и стало называться романтическим. Правы ли были романтики, так понимавшие человека?»

Происходит осмысление основных принципов изображения действительности в романтизме, выявляется историческое и общечеловеческое значение этого литературного направления.

4 вариант. Сопоставление с классицизмом, уже известным учащимся.

Учащиеся перечисляют основные признаки классицизм и сравнивают с теми особенностями, которые они обнаружили, исследуя текст, в котором отчётливо проявились романтические черты. Учащиеся отвечают на вопрос, почему прежний, клас­сицистический взгляд на мир и человека к началу XIX века стал устаревать и потребовались новые ответы на вечные вопросы об устройстве мира и цели человеческого бытия. Результат работы - составление таблицы, в которой сопоставляются два литературных направления:

5 вариант, традиционный.

В ходе лекции учителя происходит выявление причин возникновения романтизма, учащиеся составляют перечень важнейших художественных принципов романтического искусства.

На завершающем этапе происходит проверка и усовершенствование записи в тетрадях, ответы на обобщающие вопросы.

Тема будет продолжена на уроках посвящённых творчеству М. Горького в 11 классе.

Цель обращения к ранее изученному не только повторение, но и создание представлений о судьбе русского романтизма, о специфике романтизма конца XIX — начала XX века. Такая работа поможет подготовить учащихся к анализу рассказа «Старуха Изергиль»; убедить учащихся, что реалистический подход к изображению действительности не отменил романтического, что наряду с реализмом существовала всегда и романтическая тенденция, введение понятия о художественном методе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.