Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биографическая справка




Есть мнение

Есть мнение

Предпосылки возникновения социологии

Социология как наука об обществе

 

Социология как самостоятельная наука об обществе возникла в 30-40 годы XX века.?

Время появления социологии в качестве отдельной науки трактуется разными учеными по-разному: одни называют только 30-е годы XIX в., связывая с годом опубликования первого тома основного труда О. Конта (1830 г.), другие – с 40-и годами, со временем выхода в свет последнего тома «Курс позитивной философии» (1842 г.), третьи ученые указывают обобщенную дату – первая половина XX в, а некоторые даже определяют весь XIX в.

 

Основателем ее принято считать французского мыслителя Огюста Конта (1798 - 1857) .?.

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос по-прежнему спорный. Так, например, первой школой в европейской социологии считают французскую социологическую школу, в которой выделяют два поколение: к старшему относят Ш. Фурье и К. А де Сен-Симона, молодое поколение составляют О. Конт и Э. Дюркгейм. Согласно другой точке зрения, основоположниками социологии называют О. Конта и Г. Спенсера. Иногда к периоду становления социологии как самостоятельной науки относят научную деятельность не только О. Конта и Г. Спенсера, но и К. Маркса. По мнению Р. Арона, историю социологии необходимо начать на столетие раньше, поскольку, с его точки зрения, одним из основоположников социологической доктрины является Ш. Монтескье (1689 – 1755гг.). Однако бесспорно то, О. Конт стал ее «крестным отцом», так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали «варварский» характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе, ведь оно состоит их слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «» («слово», «учение»).

 

ПОРТРЕТ

ОГЮСТА КОНТА?.

Огюст Конт (Comte) родился 19 января 1798 г. в семье чиновника средний руки, сборщика налогов в городе Монпелье. Родители О. Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном городе он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царили либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости». При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817 г. Конт становится секретарем, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри, и «приемным сыном» известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельностью, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1848 г. он создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества.

По оценкам современников, О. Конт отличался фотографической памятью. Основные сочинения — шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842); «Система позитивной политики»; «Дух позитивной философии» — он написал, полагаясь исключительно на свою память. Среди других работ: «Рассуждения о позитивизме с целом», «Позитивистский катехизис», «Призыв к консерваторам», «Субъективный синтез».

О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке, и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого общения и восприятия окружающего мира в целом. По своей инициативе О. Конт порывает с Сен-Симоном, рассорившись с ним. Заявленная им серия из 72 публичных лекций о позитивизме, которая привлекла внимание многих обществоведов, была прервана в результате постоянно возникших конфликтов после третьего выступления. У него не сложилась преподавательская карьера: с ним не был продлен контракт на преподавание. Личная жизнь также не заладилась. Возможно, основной причиной тому было самомнение ученого о себе, как о высшем социологе-проповеднике новой позитивистской религии, призванной утвердить в человеческих отношениях порядок и прогресс. Идеалы позитивизма рассматривались Контом как высшая и единственная самоценность: им был составлен список «позитивистского чтения», включавший порядка 100 произведений (предполагалось, что вся остальная литература вообще не имеет значение для судеб человечества). Тем не менее, несмотря на социальную отчужденность, нетерпимость к другим научным теориям и мнениям, подчас граничащую с фанатизмом, позитивистские идеи О. Конта были подхвачены и получили развитие в трудах ученых-обществоведов не только во Франции, но и других странах мира, в частности в России.

Умер О. Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников. После его смерти было опубликовано четырехтомное «Завещание Огюста Конта».

 

Свои представления о новой науке об обществе он изложил в фундаментальном труде «Курс позитивной философии» (1830 – 1842 гг.).!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.