Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные подходы к пониманию сущности процесса воспитания




Воспитание в целостном педагогическом процессе

Лекционно-семинарское обучение

Зародилась в античности. Уже в первых Афинских гимназиях (прообразы университеты) преподаватели читали лекции и вели диспуты. В рамках этой системы выделяются две основные формы подготовки слушателей

- теоретические (лекции, семинары)

- практические (семинары, практикумы, практики, лабораторные работы)

Формам обучения обязательно сопутствуют формы контроля (контрольные работы, зачеты, экзамены).

Лекция – это вид монологического изложения материала высокого научного уровня и систематизации. Основными видами деятельности являются: информативность и научность материала, доказательность и аргументированность изложения; убедительность примеров; необходимость активизации мыследеятельности студентов; методическая обработка материалов. Бывают различные виды лекций: обзорные, информационные, вводные, повторительно-обобщающие.

Семинар (от древнегреч. Seminarium – перекресток; там с преподавателем обсуждали проблемы) – вид практического занятия, на которых отрабатываются практические умения. Виды: дискуссии (ответ-вопрос), обсуждение реферата, решение задач и ситуаций, тренинги, эксперименты.

Сейчас эта система фактически не изменилась. В 60-е годы была создана усовершенствованная система - «План Трампа». По этому плану высококвалифицированный лектор читает лекции на высокотехнологическом уровне на большую аудиторию (40% учебного времени) (В Японии такое существует). Затем ассистенты в малых группах проводят серию консультаций (20% учебного времени). Для более детального изучения проблемы студенты занимаются самостоятельно (40%). Результаты с/р обрабатывают ассистенты.

 

План:

1) Различные подходы к пониманию сущности процесса воспитания

2) Структура процесса воспитания, его виды

3) Функции процесса воспитания

4) Закономерности и принципы процесса воспитания

5) Задачи гуманистического воспитания

 

К понимаю сущности процесса воспитания, существуют различные подходы:

1) Системная теория процесса воспитания: Новикова, Караковский, Селиванова. Воспитание понимается как специально организованное воздействие воспитателя на воспитанника в рамках воспитательной системы.

2) Системно-ролевая теория: М.Н. Таланчук. Человек, взрослея, проявляться в разных видах коллективов, общностях – семья, государство, кружок. И в каждой из этих общностей человек реализует определенный набор ролей. К примеру, в семье человек сначала реализует дочернею/сыновью функцию, затем отцовскую/материнскую. Это механизм через формирование ролей.

3) Культурологическая теория: Е.В. Бондаревская. В процессе воспитания формируется не Человек, а Человек культуры. Приобщаясь к культуре общественной, у каждой личности складывается личностная культура (культурность, воспитанность).

Таким образом, “воспитание” (по Сластенину), это специально организованное упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ее развития.

Характеристика процесса воспитания:

1) Являясь частью целостного педагогического процесса, воспитание отражает все его сущностные черты, т.е. целенаправленность, системность, целостность.

2) Кроме того воспитание имеет специфические особенности

– по времени возникновения, воспитание самый старый процесс

– с позиции воспитания, личность – это совокупность самости (биологическая сущность личности) и социумности (социальная сущность)

– психологическая сущность воспитания заключается в переводе человека из одного состояния в другое (из невоспитанности в воспитанности, от нечестности к честности), которая происходит в процессе интериоризации (присвоения ценностей).

– гармоничное сочетание самости и социумности у конкретного человека характеризует личность с позиции «Я».

– воспитание проявляется как в прямых, так и в косвенных воздействиях (через референтное лицо) на личность. Воспитание – процесс многофакторный. Фактор – то, что оказывает влияние вне зависимости от чего. Основными факторами воспитания являются семья, образовательное учреждение, уровень развития общества, СМИ.

– воспитание – это процесс непрерывный, в идеале переходящий в самовоспитание.

– воспитание не одинаково воспринимается для всех

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.