Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Лекционный материал по теме: правила работы на лекции




Как же работать на лекции? Это, прежде всего, внимательно слушать преподавателя, работать вместе с ним, не отвлекаться посторонними мыслями, уметь понимать смысл описываемых явлений, уяснять себе главное содержание лекции и разумно конспектировать ее.

Если вы внимательны на лекции, то, конечно, заметите, что наиболее важный материал, требующий хорошего осмысливания и записи, лектор выделяет "подъемом" голоса, темпом речи, жестом или даже неоднократным повторением сказанного. Менее важные, не требующие большой работы мысли и записи, произносятся сравнительно быстро, без "подъема".

У вас, наверное, возник вопрос: "А нужно ли вообще записывать лекции?" Да, нужно! Во-первых, ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение и рука. Во-вторых, записи, которые вы делаете на лекциях, - один из самых важных источников информации, создаваемый вами для себя в процессе учебы.

Как же записывать лекции - кратко или дословно? В большинстве случаев не следует записывать лекцию дословно, так как значительно важнее понять смысл, физику явления, процесса, работы медицинского специалиста, чем иметь дословную запись услышанного, но не понятого. Дословная запись нужна в тех случаях, когда лектор дает определения, формулирует законы, раскрывает термины.

Существует несколько правил конспектирования лекций, И если вы будете придерживаться их, то облегчите себе последующую работу с конспектом. Для конспектирования лекций по каждой дисциплине заведите отдельную тетрадь, желательно в клетку, так как при этом легче выполнять рисунки, не пишите на клочках бумаги. Выделяйте в лекции главное, осмысливайте его, и коротко, лаконично записывайте своими словами и значками. Не пишите длинно, полными фразами, если можно передать смысл несколькими тщательно подобранными - словами. Пишите более четко и крупно. Это позволит вам легко разобраться в конспекте при последующей работе с ним. Научитесь писать быстро. Проверьте себя: вы должны писать не менее 120 знаков в минуту, а при небольшой тренировке вы сможете увеличить темп до 150 знаков. Для увеличения скорости конспектирования повсеместно используйте общепринятые условные сокращения и условные знаки.

Разработайте свою собственную систему сокращений слов и терминов, а также условных обозначений применительно к конкретным дисциплинам. Например, МС - медицинская сестра, > - больше; < - меньше и т.д. Однако сильно увлекаться сокращениями и значками не следует, так как расшифровка такого конспекта будет затруднять его чтение. Придавайте свой вид каждой странице вашего текста, так они будут легче запоминаться. Пишите, оставляя широкие поля для дополнения конспекта выписками из книг и журналов, на практических занятиях. Что записывать, решайте сами. Не записывайте что-то только потому, что все вокруг вас начали писать. Не стесняйтесь писать, когда вокруг вас никто не пишет - не исключено, что они вскоре последуют вашему примеру. Записывайте все, что считаете необходимым сохранить. Располагайте записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте другой цвет, обведение, маркировку, рисунки или другие известные вам способы. Отмечайте акценты, сделанные лектором интонацией, мимикой или повтором, фиксируйте эти моменты. Интонация и прочие вещи быстро забываются, но вы можете фиксировать их проявление на каждой странице способом, принятым вами для выделения важных мест.

Слушая лекцию, не позволяйте себе отключаться. На протяжении всей лекции

делайте пометки. Используйте возможность пополнить информацию, имеющуюся в раздаточном материале. Если материал" собираются раздать позже, не надейтесь на его содержание - делайте свои записи. В раздаточном материале некоторые важные моменты могут быть упущены.

Каждый раз, когда вы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы. Не стесняйтесь задать эти вопросы лектору после окончания лекции, - он всегда с удовольствием на них ответит. Точно также записывайте свои мысли и комментарии по поводу услышанного на лекции. Тогда ваши знания будут не просто копией услышанного, в них уже будет содержаться результат его осмысления вами.

Выполнение всех рассмотренных выше правил и рекомендаций заметно ускорит конспектирование, повысит ваш интерес к учебе, и будет приносить удовлетворение при работе со своими конспектами.

Лекция прослушана и законспектирована. Что же делать дальше? Как работать с конспектом лекции? Рекомендуем вам в тот же день каждую лекцию прочесть по конспекту. Именно в тот же день, ибо информация, полученная вами на лекции, забывается очень быстро. Уясните себе с первых дней учебы в колледже, что конспект лекции - это минимально необходимое, наиболее важное и трудное в изучаемой дисциплине. Поэтому для хорошего усвоения дисциплины необходимо систематически работать с учебниками и учебными пособиями. Работая над прочитанной лекцией, необходимо сначала прочитать конспект, сосредоточив основное внимание на понимании физической сущности рассматриваемого вопроса, установлении причинно-следственной связи с другими положениями, явлениями и событиями, не задерживаясь на деталях. Если не удается достичь этого по записям, лучше обратиться к учебнику и выяснить суть вопроса. Затем можно перейти к разбору обоснований. Обязательно делайте все выводы карандашом на черновиках. Это позволит понять логику вывода и закрепить в памяти изученное.

При работе над конспектом необходимо пополнять, его выписками и рисунками из учебника, которые можно делать на свободной странице или на полях. Такие выписки, рисунки и формулы позволят вам лучше усвоить материал темы и исключить обращение к книгам перед экзаменом или зачетом.

Если вы пропустили по какой-либо причине лекцию, то лучше всего материал этой лекции изучить по учебнику или учебному пособию, делая при этом выписки и заметки в лекционную тетрадь. В крайнем случае, восполнить пропущенную лекцию можно, изучив конспект этой лекции по тетради товарища или переписав его.

По возможности сравнивайте свои конспекты с конспектами двух - трех других товарищей, при этом дополняйте и исправляйте свои записи.

И последнее, по каждой лекции составляйте список вопросов, отражая в нем все, что вы должны будете знать, и уметь делать, но данному материалу и резюме, содержащее "выжимку" важнейших сведении по лекции. Практикуйтесь в ответах на эти вопросы, используя резюме как подсказку.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как преподаватель выделяет главную мысль лекции?

2. Для чего нужно оставлять в конспекте широкие поля?

3. Как сделать конспект читаемым и какие приёмы конспектирования помогают быстро находить нужную информацию в конспекте?

4. С какой оптимальной скоростью следует научиться писать конспект на лекции?

5. Эффективный приём быстрого записывания лекции?

6. Какой приём позволяет закрепить в памяти содержание лекции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.