Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим основные приемы изучающего чтения




1. Постановка вопросов и поиск ответов на них. Вся подготовительная работа с книгой завершена. Вы просмотрели учебный материал, ознакомились с выбранной темой и перешли к непосредственному изучению конкретного параграфа. Более точному уяснению его содержания способствует прием постановки вопросов. Полное понимание складывается из весьма различных составляющих, поэтому и вопросы могут возникать в связи с разными сторонами текста — непонятными словами и предложениями, не вполне ясными логическими связями между фразами и абзацами, с формулами и, наконец, с подтекстом и общим замыслом автора. Если речь идет о незнакомом для читающего материале, то вопросы возникают повсеместно, на каждом шагу он оказывается в ситуации, когда надо остановиться, прерваться и разобраться в чем-либо. И это явление положительное: плохо, если вопросы отсутствуют. Скорее всего, это значит, что происходит лишь поверхностное чтение, процесс осмысления не складывается. Назначение описанного приема в том, чтобы не пропустить непонятное место, суметь сформулировать свой вопрос и найти авторский ответ на него. Всегда следует помнить, что прочно усвоить можно только тот материал, который хорошо понят. В этом и заключается эффективность данного приема работы с текстом.

2. Составление комментариев. Делать это удобнее всего при конспектировании, оставляя для них пространство (боковые поля) в тетради конспектов или вклеивая отдельные листы, которые не будут мешать при последующем просмотре. Поводом для комментариев могут послужить вопросы, оставшиеся для вас неясными при чтении и требующие дальнейшего разъяснения. При обсуждении проблемы с консультантом (коллегой, преподавателем) вы найдете ответ и впишете его в качестве комментария рядом с вопросом. Ответ нужно вписывать обязательно рядом, так как если его поместить в другую часть конспекта, то он, скорее всего, ускользнет из сферы внимания. При комментировании можно отметить взаимосвязность (или различие) нового, обретаемого вами при чтении знания с прошлым, старым, возможно даже полученным в ходе предшествующего школьного образования. Это, с одной стороны, придает уверенность в себе, с другой — открывает вам ценность нового знания. На полях могут быть расставлены условные значки, привлекающие ваше внимание и

одновременно отражающие оценку вами отдельных частей конспекта.

3. Составление плана прочитанного текста. Этот прием особенно удобен в ситуации, когда изучающее чтение направлено на недостаточно структурированный текст большого объема. Так, научная статья часто не имеет столь выделенных частей изложения, как, например, учебное пособие; сделанные в ней переходы от введения к основной части могут быть неявными и т.п. Составление текста помогает восстановить содержание текста в краткой форме, что служит основой для его обдумывания. План также указывает на наличие отдельных частей изложения, позволяя удержать в сознании ход мысли автора. Если читающий может составить развернутый план текста, это указывает на достаточную глубину проникновения в него. И наоборот, если при чтении отслеживаются только четко выраженные части структуры и отдельные отрезки текста, а за ними и «строчки плана» воспринимаются и формулируются слишком обще, это говорит о поверхностном чтении.

4. Формулировка тезисов. Тезис представляет собой краткое выражение основной мысли какого-либо раздела текста. Целью составления тезисов, в отличие от плана, является не последовательное восстановление содержания, в ходе которого происходит его обдумывание, а выделение и осмысление идей, высказанных автором, расстановка акцентов их значимости, уяснение логических взаимосвязей и пр. Формулирование тезисов особенно полезно, когда усвоение содержания наталкивается на значительные затруднения, требующие продолжительного обдумывания. Это необходимо также в тех случаях, когда в самом тексте уже имеются кратко сформулированные положения, подытоживающие смысл сказанного: составление тезисов будет способствовать их запоминанию.

Результаты изучающего чтения наилучшим образом демонстрирует конспект — краткое, системное, продуманное изложение содержания книги (лекции) или отдельных ее частей. Этот вид фиксирующих записей объединяет в себе другие рассмотренные виды, ибо его системность и краткость отражаются в форме тезисов, а вдумчивое осмысление текста — в вопросах и комментариях.

Усваивающее чтение — не менее значимый для учебной деятельности вид чтения, чем изучающий, предусматривающий прочное запоминание учебной информации и умение использовать ее на практике. Оно применяется при подготовке к коллоквиумам, зачетам и экзаменам. Разберем приемы усваивающего чтения.

1. Заучивание наизусть — процесс заучивания заключается в переводе информации из оперативной памяти человека в долговременную. При этом если информация понятна, то этот процесс протекает естественно и легко и становится для запоминающего интересным. Если же информация непонятна, то такой процесс может чрезвычайно утомлять человека и даже подорвать его здоровье.

В ходе обучения медицине студенты сталкиваются с необходимостью усвоения и запоминания большого объема специальных слов, названий, терминов. Самый продуктивный способ запоминания — выявление исторических оснований словообразования, поиск близких по значению слов или слов такой же корневой основы. Одним из приемов в крайнем случае может стать и опора на ассоциации, возникающие при употреблении слова.

Основным приемом заучивания, как известно, является повторение. Большое значение приобретает использование разнообразных форм повторения, что позволяет как-то по-новому воспринять уже знакомый материал, выделить в нем то, что до этого не было замечено.

2. Реферативный пересказ — краткое изложение какой-либо завершенной темы, отражающее ее содержание. При этом не просто проговариваются отдельные формулировки, но в связном пересказе раскрывается рассматриваемый вопрос. В учебнике или книге для реферативного пересказа может быть избран отдельный параграф (или некоторые его части). Однако, пересказывая, формулировать его нужно кратко, выбрав самое основное и затратив на это буквально несколько минут. Используя этот прием для запоминания, лучше проговаривать сложившиеся формулировки вслух или шепотом, опираясь при этом на заранее составленный план.

3. Ответы на контрольные вопросы и решение задач. Для более эффективного понимания и заучивания содержания воспользуйтесь вопросами и задачами, которые всегда можно найти в учебном пособии или получить у преподавателя. Работайте только с ними, так как пока уровень ваших собственных знаний еще недостаточно высок, чтобы самим правильно сформулировать контрольные вопросы и задания. В комплект учебной литературы по тому или иному предмету входит учебное пособие, называемое «Методические указания по изучению дисциплины». В нем помимо учебной программы содержатся также и контрольные вопросы.

По мнению психологов, исследовавших память, если работа по запоминанию основывается на активной интеллектуальной деятельности, оно протекает более эффективно, а результат достигается быстрее. И все же существует ряд стандартных советов, пополнение которых может облегчить этот процесс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите виды чтения.

2. Перечислите приемы усваивающего чтения.

3. Как называется вид чтения, результатом которого является глубокое, всестороннее понимание информации?

4. Какой приём изучающего чтения помогает структурированию прочитанного материала?

5. В чём смысл реферативного пересказа текста?

6. Какой вид чтения помогает перенести прочитанный материал в долгосрочную память?

7. Знакомство с какими частями книги предполагает просмотровое чтение?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.