Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Лекционный материал по теме: типы конспектов




 

Что же такое конспект книги?

Конспект - систематическая логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, хотя бы, два из этих типов записи. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые; текстуальные; свободные; тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу такого плана отвечает определённая часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учётом целей конспектирования, этот конспект - один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал ещё в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и чётко излагать свои мысли, работать с книгой, обобщая содержание её в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листов, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда удаётся восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листы или отметки в книге, сделанные при чтении.

Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки здесь связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом, и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект книги (научной статьи) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу - свободному конспекту. В последнем случае всё равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время. Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных ранее.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывает читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует умение использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота здесь одна: прочитать, осмыслить, записать главную мысль чётко и логично.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Теперь, когда вы узнали, какие виды конспектов бывают, поговорим об организации текста конспекта. Это очень важно. Ведь недаром говорят: порядок в записи - порядок в голове.

Кроме очевидного влияния на логику изложения, организация текста влияет и на содержание записи и на удобство пользования ей. И все это, в конечном счете, отражается на уровне знаний.

Поэтому возьмите на вооружение те советы, которые мы рассмотрим ниже.

 

Советы по ведению конспекта:

1. Для конспектирования заведите отдельную тетрадь.

2. Записи ведите на одной стороне листа или же на листе с широкими полями.

3. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно разместить как можно больше текста. Это улучшит его ёмкость и обозреваемость: глаз сразу "схватит" больше строк текста.

4. Записи (их части, связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей - важное их достоинство.

5. Интервалы между строками надо выдержать достаточными для вписывания нового (исправление ошибок, перечеркивание неверного и надписывание сверху правильного).

6. Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.

7. В тексте конспекта важное место занимает система всевозможных выделений и разграничений, заголовков и подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. Отсутствие этого ведет к трудной обозреваемости записи, а при ее чтении - к небыстрому улавливанию логических связей.

Выделения и разграничения можно и нужно делать на всех этапах работы с конспектом.

Какие же существуют приемы выделений и разграничений текста, кроме заголовков, подзаголовков и пунктов плана? Они хорошо вам знакомы, хотя многие студенты об этих своих союзниках часто забывают. Это - абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста; это - подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.

Подчеркивания, отчеркивания, рамки, вехи могут быть сделаны не одним цветом, а разными. Другим цветом, например, отделяют главное от второстепенного.

Назначение цветных выделений полезно оговорить на заглавном листе записи, чтобы со временем они не потеряли своего первоначального смысла,

М. Горький как-то правил чужую рукопись и вот что он написал автору:

"Красным сплошь вычеркиваю слова, на мой взгляд - лишние, подчеркиваю - неудачные..., фразы, подчеркнутые синим, следовало бы убрать..."

В большинстве случаев в процессе первой записи все выделения лучше делать теми же чернилами, которыми пишется текст записи. Выделения цветом - это последующий этап проработки записи.

Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно, комбинировано. Любые из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другими выделениями. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать.

Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая конспекты в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания! От записи не должно рябить в глазах.

Полезно, чтобы не только в данном конспекте все выделения имели постоянный смысл, но чтобы со временем у вас выработалась и была взята на вооружение неизменная система выделений. Это позволит вам сократить время на конспектирование, сделать записи более образными, выразительными.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Перечислите основные типы конспектов.

2. Перечислите достоинства текстуального конспекта.

3. Перечислите недостатки планового конспекта.

4. Какие приемы выделений и разграничений текста существуют?

5. Какой из перечисленных выше типов конспекта Вам нравится и почему?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.