Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения о душе в античной материалистической психологии




Развитие психологических знаний в рамках философии

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии и религии. По форме и по содержанию эти представления являлись донаучными и вненаучными.

Впервые научные представления возникли в древней философии и составили учение о душе. Это учение является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления. По мнению Л.С. Выготского, «психология как наука должна была начаться с идеи души».

Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада. Именно в античной философии Древней Греции сложились психологические представления западноевропейской культуры. Исследования также показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли Востока. Однако, когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания, ученых Запада стала привлекать восточная мысль, ее глубина, сила ее воздействия на людей. Особенно большой интерес к Востоку характерен для психологии в XIX – XX вв. (психоаналитическая концепция К. Юнга).

Поэтому, учитывая не изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса развития научных психологических знаний с античной философии Древней Греции и Древнего Рима.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античной философии был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (IV в. до н.э.). Последователями Демокрита стали: Эпикур (IV – III в. до н.э.) и Лукреций (Рим, I в. до н.э). Систему атомистического материализма развивали Стоики (основатели стоицизма – Хризипп и Зенон, III в. до н.э).

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из атомов. С точки зрения Демокрита, атомам не свойственны такие чувственные качества как цвет и вкус. «Лишь в общем мнении существуют цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое в действительности существуют только атомы и пустота».

Новые моменты в данную теорию внесли Стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира. В стоицизме образование мира рассматривается как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой образуется неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Следующий цикл – новое образование мира.

На основе атомистических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе в античном материализме. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожается вместе с телом; она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считал ее телом, хотя и особым телом.

Эпикур, Лукреций, Стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Лукреций различал дух и душу: дух называется умом, он душа души. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее происходит семь других частей души. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение – пневма, распространяющаяся от управляющих частей до глаз; слух – до ушей; обоняние – до носа; вкус – до языка; осязание – до поверхности вещей, которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей – одна воспроизводящая – пневма от управляющей части до детородных органов. Другая, часть это то, что Зенон называл голосом; пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.