Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, методы исследования и задачи дисциплины




Социально-экономическое значение кооперации и интеграции в сельском хозяйстве

Объективная необходимость и предпосылки развития кооперации и интеграции

Интеграция и ее связь с кооперацией

Кооперация и ее связь с разделением труда

Предмет, методы исследования и задачи дисциплины

План

Предмет дисциплины «Кооперация и агропромышленная интег­рация» - совокупность экономических отношений, которые про­являются в процессе создания, функционирования и дальнейшего развития кооперации и агропромышленной интеграции. Прежде всего, это отношения по поводу способов сотрудничества, уста­новления цен, извлечения и распределения выгод, а также налого­вые, страховые, кредитные и другие отношения.

Дисциплина «Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК» изучает также предпосылки и организационно-экономи­ческий механизм создания и функционирования кооперативов и агропромышленных формирований в условиях рынка, специфи­ческие отношения, которые проявляются при кооперации: взаи­мовыручка, поддержка, равноправие и др.

Задачи дисциплины «Кооперация и агропромышленная интегра­ция в АПК» состоят в изучении основных категорий, факторов, принципов и социально-экономических преимуществ коопера­ции и интеграции в АПК

Необходимо изучить:

- основные понятия дисциплины, законодательные и норматив­но-правовые основы кооперации и интеграции;

- сущность, особенности и тенденции развития процессов коо­перации и интеграции;

- историю возникновения и развития кооперации и интеграции;

- отечественный и зарубежный опыт, возможности его использо­вания при создании кооперативов и агропромышленных образо­ваний;

- организационно-экономические основы, механизм создания и функционирования кооперативов и принципы кооперации;

- сущность экономической эффективности, социальные резуль­таты кооперации и агропромышленной интеграции в АПК.

В результате изучения дисциплины будущий специалист дол­жен знать:

- экономическое и нормативно-правовое содержание основных понятий кооперации и интеграции (учредители, участники, ассо­циированные члены, устав, паевой взнос, паевой фонд, выгода, синергический эффект, коммерческая и некоммерческая органи­зация, принципы создания и функционирования, кооперация по горизонтали, кооперация по вертикали, расчетные цены, холдин­говая компания, финансово-промышленная группа, имущество кооператива и др.);

- сущность кооперации, виды и формы кооперативов и агропро­мышленных формирований, факторы и особенности кооперации и интеграции в отраслях АПК;

- правовую основу кооперации и интеграции в АПК, порядок создания кооперативов и агропромышленных формирований;

- назначение и особенности функционирования производствен­ных, потребительских, кредитных кооперативов, а также основ­ных форм вертикально интегрированных систем и агропромыш­ленных связей;

- историю развития кооперации и агропромышленной интегра­ции, основные положения учения А. В. Чаянова о кооперации и концентрации аграрного производства;

- сущность экономической эффективности кооперации и агро­промышленной интеграции в АПК.

Будущий специалист должен иметь представление об опыте развития кооперации и агропромышленной интеграции, его ре­гиональных проявлениях (содержание региональных программ, разнообразие форм вертикально интегрированных систем, вов­лечение в кооперацию подсобных хозяйств, информационная поддержка, инфраструктурное обеспечение, роль местных орга­нов власти и др.), видеть причины, сдерживающие ход рассмат­риваемых процессов.

Он должен уметь:

- использовать на практике принципы кооперации;

- определять экономическую эффективность деятельности коо­перативных и интеграционных формирований;

- подготавливать и оформлять документы по созданию коопера­тивов и различных видов агропромышленных формирований;

- проводить информационно-разъяснительную работу среди сельскохозяйственных товаропроизводителей о социально-эконо­мических преимуществах кооперации;

- выявлять резервы повышения эффективности конкретных форм кооперации и агропромышленной интеграции и разрабаты­вать мероприятия по реализации выявленных резервов;

- изучать и обобщать передовой опыт, находить возможности для использования достижения науки и техники.

Специалист должен владеть законодательной, нормативной и методологической базой создания и функционирования разнооб­разных организационно-правовых форм кооперации и агропро­мышленной интеграции, терминологией, связанной с этими эко­номическими категориями.

Изучение дисциплины «Кооперация и агропромышленная ин­теграция в АПК» базируется на широких межпредметных и внутрипредметных связях, в основе которых – диалектические связи между различными науками и отраслями знаний. Изучение воп­росов кооперации и агропромышленной интеграции предполагает усвоение знаний по статистике, бухгалтерскому учету, экономике, основам производства, информатике и др.

Так, например, в результате изучения статистики студенты осваивают систему показателей производственного потенциала предприятий, методы их определения и анализа, в том числе показатели кооперации и интеграции предприятий. При изуче­нии экономики студенты познают основы кооперации и агро­промышленной интеграции: особенности сельского хозяйства, влияющие на характер кооперации и агропромышленной ин­теграции; межотраслевые связи в АПК и продовольственном комплексе; объективные предпосылки для горизонтальной и вертикальной кооперации и интеграции; специализацию и кон­центрацию и их связь с кооперацией и интеграцией; договор­ные и расчетные цены и т. д.

Предшествующие опорные знания и умения по формам коопе­рации и комбинирования в различных отраслях, основным эле­ментам и принципам организации сельскохозяйственного произ­водства, организационно-экономическим основам кооперативов, экономическим отношениям сельскохозяйственных товаропроиз­водителей и предприятий по переработке продукции, коопериро­ванию предпринимателей и др. студенты получают при изучении дисциплин «Экономика предприятий АПК», «Организация про­изводства на предприятиях АПК», «Организация предпринима­тельской деятельности».

Основные методы исследования при изучении дисциплины: мо­нографический, метод сравнения, абстрактно-логический, графи­ческий, экономико-статистический, экономико-математический, экспериментальный, расчетно-конструктивный.

Монографический метод — это изучение отдельных явлений, процессов, работы предприятий, коллективов, хозяйств. Метод широко используется в данной дисциплине для описания и обобщения опыта кооперации и агропромышленной интегра­ции, создания и функционирования конкретных горизонтальных и вертикальных формирований. Эти процессы пока не отлича­ются массовостью, поэтому обобщать и использовать приведен­ные отдельные данные можно с учетом региональной специфики и особенностей отрасли и подотрасли.

Для оценки и выбора наилучшего варианта с точки зрения со­циально-экономической эффективности используется метод срав­нительных вариантных расчетов.

Массовые явления при достаточной совокупности данных ис­следуют статистическими методами.

В последнее время широко используют методы экономико-ма­тематического моделирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.