Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы административного процесса




Говоря о принципах административного процесса, целесообразно руководствоваться необходимостью их деления на две группы: 1) общие; 2) специальные.

К общим принципам административного процесса необходимо отнести такие.

1. Законность - реализация материальных норм административного права должна осуществляться в четком соответствии с требованиями закона. Скажем, когда речь идет о юрисдикционном производстве, важно гарантировать обеспечение законности для всех участников процесса, в частности и для правонарушителя. В случае неюрисдикционного производства (позитивного характера) требования соблюдения законности в первую очередь выдвигаются к должностным лицам, деятельность которых лежит в основе отмеченного элемента административного процесса. В целом же необходимо отметить, что принцип законности эффективно действует тогда, когда положения действующего законодательства являются четкими, понятными, реалистичными. В сочетании с созданием адекватного механизма воплощения в жизнь предписаний норм права (это - очень важная часть процессуальной деятельности, прежде всего для граждан, которые получают определенные разрешения, лицензии и тому подобное), существует имеющаяся возможность обеспечения принципа законности в административном процессе.

2. Объективность - процесс рассмотрения административного дела, а также принятое решение должно базироваться на объективном всестороннем изучении всех обстоятельств дела.

3. Гласность. Сводится к возможности для граждан получать информацию о ходе того или иного административного процесса, который корреспондирует необходимость информирования граждан о деятельности специально уполномоченных органов (должностных лиц) относительно рассмотрения административных дел. Например, согласно со ст. 14 Закона Украины «Об объединениях граждан» легализующий орган сообщает в средствах массовой информации о легализации (официальном признании) объединения граждан. Еще один пример реализации на практике принципа гласности: процесс принятия того или иного нормативно-правового акта органом исполнительной власти, который тоже должен быть гласным, а в его проект заинтересованные лица могут вносить свои предложения.

4. Правовое равенство. Все субъекты административного процесса равны перед законом. Отмеченный принцип вытекает из положений ст. 24 Конституции Украины, где отмечено, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, имущественному состоянию, месту проживания, по языковым или другим признакам. На уровне административного законодательства отмеченный принцип воплощен в жизнь в Кодексе административного судопроизводства Украины, где в ст. 10 отмечено, что все участники административного процесса являются равными перед законом и судом. Реализуется указанный принцип при помощи норм права, которые определяют права и обязанности субъектов административного процесса.

5. Государственного языка и обеспечения пользования родным языком. Административный процесс ведется на государственном (украинском) языке. Но если субъект, который принимает участие в процессе, не владеет украинским, он пользуется своим родным языком. Например, лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на которым ведется производство. В то же время в рассмотрении дел «личность против государства», которые урегулированы Кодексом административного судопроизводства Украины, тоже отмечается, что административное судопроизводство осуществляется на государственном языке, однако лица, которые принимают участие по делу и не владеют или недостаточно владеют государственным языком, имеют право пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, а также услугами переводчика.

К специальным принципам административного процесса (что в значительной мере является характерными именно для административного процесса) принадлежат такие:

1. Оперативность - максимально короткие сроки рассмотрения административных дел. Позитивное качество, то есть - препятствование для создания волокиты в рассмотрении дел. Приведем пример рассмотрения дела позитивного характера, а именно: Порядок предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на использование запатентованного изобретения полезной модели или зарегистрированной топографии интегральной микросхемы. Один из этапов отмеченного порядка (как разновидности административного процесса) - рассмотрение материалов Министерством образования и науки Украины. Министерство рассматривает полученные материалы на протяжении двух недель с даты их поступления, проверяет действие соответствующего патента (свидетельства), соответствие сведений о его владельце данным регистрации и готовит свои предложения о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на использование отмеченного в ходатайстве объекта, подает их в двух экземплярах в Кабинет Министров Украины (Постановление Кабинета Министров Украины от 14 января в 2004 г. № 8 «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на использование запатентованного изобретения (полезной модели или зарегистрированной топографии интегральной микросхемы»).

2. Экономичность - минимально обременительный для государства характер ведения административных дел. В сравнении, скажем, с уголовным процессом административный не требует больших материальных затрат.

3. Наличие системы контроля заключается в существовании в государстве среди других способов обеспечения законности и дисциплины также и контроля. Сущность его относительно административного процесса сводится к наличию государственных и негосударственных органов и институций, которые должны осуществлять контроль за ходом административного процесса. Характерно, что указанное касается как рассмотрения дел об административных правонарушениях (и других производств конфликтного характера), так и дел позитивного характера.

4. Соблюдение правовых презумпций административного процесса. Служит для надежной защиты прав и законных интересов граждан, которые принимают участие в административном процессе. Самое существенное значение имеют две из них: а) презумпция невиновности; б) презумпция правомерности правовой позиции гражданина.

Презумпция невиновности - это правовое положение, согласно с которым лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом Обычно речь об этой категории идет в уголовном праве, однако она важна и для административного процесса.

Признаки презумпции невиновности в административном процессе:

- никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении противоправного деяния;

- лицо по своему желанию имеет право доказывать свою непричастность к совершения противоправного деяния;

- только уполномоченные законом субъекты имеют право признавать лицо виновным в совершении административного правонарушения;

Презумпция правомерности правовой позиции гражданина - это правовое положение, согласно с которым лицо, которое подает жалобу, должно считаться таким, которое имеет правомерные основания для жалобы до тех пор, пока другое не будет установлено в соответствии с законом.

Признаки презумпции правомерности правовой позиции гражданина:

- изначальное признание наличия оснований для представления жалобы;

- права и обязанности относительно доказания правомерности правовой позиции гражданина должны быть разделены между: а) гражданином, который подает жалобу; б) органом (должностным лицом), который рассматривает жалобу; в) органом (должностным лицом), действия или бездеятельность которого обжалуются;

- решение по жалобе не должно базироваться на предположениях, а все сомнения относительно правомерности правовой позиции гражданина должны толковаться в его пользу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.