Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии производства по делам об административных правонарушениях




Ввиду того, что отмеченные производства - варианты юрисдикционных производств вообще, соответственно им присуща общая стадийность, о которой шла речь раньше. В то же время, определены характерные особенности, присущие именно рассмотрению дел об административных правонарушениях. Различают такие четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Первая стадия - возбуждение дела об административном правонарушении.

Во время этой стадии имеют место такие процессуальные этапы:

- выявление факта правонарушения;

- составление протокола об административном правонарушении;

- возбуждение дела;

- направление материалов для рассмотрения за подведомственностью.

Важное место в процессе производства занимает составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отмечаются:

- дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;

- сведения о личности нарушителя;

- место, время совершения и суть административного правонарушения;

- нормативный акт, который предусматривает ответственность за это правонарушение;

- фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

- объяснение нарушителя;

- другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный вред, об этом также отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, которое совершило правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое совершило правонарушение, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Во время составления протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности (ст. 256 КУоАП).

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении.

Во время этой стадии имеют место такие процессуальные этапы:

- подготовка дела к рассмотрению;

- слушание дела.

Важные обстоятельства, на которые целесообразно обратить внимание в анализе стадии рассмотрения дела, - место и сроки рассмотрения дела. Относительно первого вопроса отметим такое.

Дело об административном правонарушении в зависимости от вида правонарушения рассматривается:

а) по месту его совершения;

б) по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей (когда правонарушение совершено водителем).

Законами Украины может быть предусмотрено и другое место рассмотрения дела об административном правонарушении (Ст. 276 КУоАП).

Относительно второго вопроса (сроки) стоит отметить, что ст. 277 КУоАП свидетельствует об определенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях:

- пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (большинство правонарушений);-

- семидневный срок (например, нарушения, связанные с эксплуатацией топливно- и энергоиспользующего комплекса);

- пятидневный срок (например, изготовление, хранение самогона и аппаратов для его производства);

- трехдневный срок (скажем, незаконная торговая деятельность);

- на протяжении суток (например, нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины).

Обстоятельства, которые необходимо выяснитьь при рассмотрении дела об административном правонарушении:

- было ли совершено административное правонарушение;

- виновато ли лицо в его совершении;

- подлежит ли оно административной ответственности;

- есть ли обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность;

- причинен ли имущественный вред;

- есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу;

- другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Третья стадия — принятие решения по делу.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

По делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о применении мер влияния относительно несовершеннолетних;

3) о закрытии дела (cm. 284 КУоАП).

Постановление должно содержать:

- наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела;

- ведомости о лице, относительно которого рассматривается дело;

- изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

- указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за административное правонарушение;

- принятое по делу решение.

Четвертая стадия — обжалование и опротестування постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия не является обязательной. Во время этой стадии могут иметь место такие процессуальные этапы:

- обжалование постановления;

- опротестування постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если другое не установлено законами Украины.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии - в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета - в соответствующий совет или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания - в высший орган (высшему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным.

Постановление об одновременном наложении основного и дополнительном административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, относительно которого оно вынесено, в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, которая поступила, на протяжении трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному ее рассматривать.

Лицо, которое обжаловало постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины (cm. 288 КУоАП).

Необходимо знать, что, в соответствии с нормами действующего законодательства, постановление местного суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Варианты решений, которые принимает орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и посылает дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет меру взыскания в границах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтоб взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Пятая стадия — выполнение постановления о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (cm. 298 Купап). Не подлежит выполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению на протяжении трех месяцев со дня вынесения.

2. Производство в административных судах - это судебное разбирательство дел по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Этот вид производств имеет место в деятельности административных судов - относительно нового вида судопроизводства Украины. Деятельность административных судов по решению дел административной юрисдикции регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Украины (дальше - КАСС).

Какие же дела решает административный суд? Компетенция административных судов распространяется на:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение от публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в частности делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично правовые дела, среди которых:

1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;

3) о наложении административных взысканий;

4) относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (ст. 17 КАСС).

Важно обстоятельство, на которое целесообразно обратить внимание, - обжалование решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий,, как основной предмет обращения к административному суду в целом вписывается в предложенную раньше формулу деятельности административных судов, которые рассматривают дела типа «человек против государства». Именно поэтому дела об административных правонарушениях не являются предметом рассмотрения административных судов, потому что здесь действует другой принцип - «государство против человека (имеется в виду правонарушитель)».

Кратко остановимся на стадиях производства в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий.

Первая стадия —начало производства в административном деле. В процессе имеют место в первую очередь обращение лица с административным иском и открытие производства в административном деле.

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. В определенных законом случаях в административный суд также может обратиться субъект властных полномочий.

Судья после получения искового заявления выясняет:

1) подано ли исковое заявление лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность;

2) имеет представитель надлежащие полномочия (если исковое заявление подано представителем);

3) отвечает исковое заявление требованиям, установленным КАСС;

4) подлежит ли исковое заявление рассматривать в порядке именно административного судопроизводства;

5) нет ли других оснований для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства в административном деле, установленных этим Кодексом.

Вопрос об открытии производства в административном деле судья решает не позже следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения (cm. 107 КАСС).

Вторая стадия - рассмотрение дела, во время которого имеют место такие процессуальные этапы:

- предварительное судебное заседание;

- судебное разбирательство дела.

Предварительное судебное заседание проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного разбирательства дела или обеспечения всестороннего и объективного решения дела на протяжении установленного срока.

Предварительное судебное заседание проводится судьей, который осуществляет подготовку дела к судебному разбирательству, при участии сторон и других лиц, которые принимают участие по делу.

Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ли ответчик административный иск, и разъясняет сторонам возможности относительно примирения.

Если спор не урегулирован, то суд:

1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска;

2) выясняет вопрос о составе лиц, которые будут принимать участие по делу;

3) определяет факты, которые необходимо установить для решения спора и которые из них признаются сторонами, а которые надлежит досказывать;

4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления;

5) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

Судебное разбирательство дела. Административное дело должно быть рассмотрено и решается в пределах разумного срока, но не больше двух месяцев с дня открытия производства по делу. Судебное разбирательство административного дела осуществляется на судебном заседании с вызовом лиц, которые принимают участие по делу, по окончании подготовительного производства.

Лицо, которое принимает участие в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела при его отсутствии. Если такое ходатайство заявили все лица, которые принимают участие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства (cm. 122 КАС).

Третья стадия - принятие решения по делу.

Судебные решения по делам, которые рассматривают административные суды, бывают двух видов:

1. Постановление - судебное решение, которым суд решает спор в сущности.

2. Постановление - судебное решение, которым суд останавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств.

Во время принятия постановления суд решает:

1) имели ли место обстоятельства, которыми обосновывались требования и возражения, и какими доказательствами они подтверждаются;

2) есть ли другие фактические данные, которые имеют значение для решения дела, и доказательства для их подтверждение;

3) какую правовую норму надлежит применить к этим правоотношениям;

4) надлежит ли удовлетворить исковые требования или отказать в их удовлетворении;

5) как распределить между сторонами судебные расходы;

6) есть ли основания допустить немедленное выполнение постановления;

7) есть ли основания для отмены мероприятий по обеспечению административного иска.

Четвертая стадия — пересмотр судебного решения в апелляционном и кассационном порядке. Отмеченная стадия имеет факультативный характер.

Судом апелляционной инстанции в административных делах является апелляционный административный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), который принял решение.

Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются на протяжении десяти дней.

Судом кассационной инстанции в административных делах является Высший административный суд Украины. Кассационная жалоба подается на протяжении одного месяца после вступления в силу судебного решения суда апелляционной инстанции непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Пятая стадиявыполнение судебного решения в административном деле.

Постановление суда, которое набрало законную силу, является обязательным для лиц, которые принимают участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины (ст. 255 Купап).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.