Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Введение в управленческий учет




1. Сущность и задачи управленческого учета

2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

3. Организация управленческого учета

4. Роль бухгалтера – аналитика в принятии управленческих решений

 

 

1. Сущность, задачи и методы управленческого учета

Управленческий учет как самостоятельная подсистема бухгалтерского учета возник в США. Официально он был признан в 1972 г. Американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера – аналитика.

Управленческий учет – это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Цели управленческого учета:

- выработка на будущее на основе анализа произошедших явлений;

- обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.

Основные задачи управленческого учета:

1) выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;

2) сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;

3) подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;

4) анализ полученных результатов;

5) передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;

6) калькулирование продукции;

7) планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;

8) составление отчетов для контроля;

9) предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;

10) прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.

Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений, которые по отношению к производственной деятельности классифицируются следующим образом:

- подразделения главных затрат, в которых непосредственно производится продукция;

- подразделения вспомогательных затрат, производящие продукцию для внутреннего потребления, оказывающие услуги в процессе производства.

Объектом управленческого учета являются:

- издержки в целом по предприятию и по его структурным подразделениям. Они могут быть классифицированы таким образом:

1) по видам. Возможные виды издержек: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на государственное и обязательное медицинское страхование, амортизационные отчисления, прочие расходы. Учет издержек по видам позволяет оценить структуру затрат, учесть долю каждого вида затрат в общих затратах;

2) по местам их возникновения. Местом возникновения затрат является структурное подразделение организации, функциями которого являются планирование, нормирование, учет издержек производства для контроля и управления затратами. Места возникновения затрат – цех, производственные участки, бригады, отделы (технического контроля, главного механика, рекламы, финансовый) и т.д.;

3) по центрам ответственности, т.е. по отдельным сегментам организации;

4) по носителям затрат;

- результаты хозяйствен. деятельности организации и ее подразделений;

- финансовые результаты (затраты) центров ответственности;

- внутреннее ценообразование;

- бюджетирование и внутренняя отчетность.

Для принятия управленческих решений используются следующие методы:

- элементарной математики (для обоснования потребностей в ресурсах, учета затрат на производство, обоснования планов, проектов, балансовых расчетов и т.п.);

- бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

- статистики (индексный корреляции, рядов динамики и т.п.) для решения задач, в которых исследуемые факторы носят вероятностный характер;

- эконометрии (производственные функции, межотраслевой баланс, факторный анализ и т.п.) для решения управленческих задач, условия которых можно схематически представить в виде шахматной схемы, отразить взаимосвязи между изучаемыми явлениями;

- математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование) для решения задач оптимизации производственно – хозяйственной деятельности при ограничениях на производственные ресурсы.

Так, например, методы статистики широко применяются при анализе текущей деятельности организации, прогнозировании изменения основных финансовых показателей и т.д., результаты анализа служат базой для принятия управленческих решений.

Основными методами статистики являются: методы средних, рядов динамики и т.д.

 

2. Сравнительная характеристика управленческого

и финансового учета

 

В последние десятилетия в странах развитой рыночной экономики наблюдается рост управленческих функций бухгалтерского учета. В связи с этим бухгалтерский учет делится на финансовый и управленческий.

Финансовый учет – это подсистема бухгалтерского учета, концентрирующая внимание на фиксации и контроле активов и обязательств организации, ее доходов и расходов, а также составляющих собственного капитала. Он носит фиксирующую функцию и направлен в прошлое.

Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее менеджеров (управляющий аппарат) информацией, необходимой для прогнозирования, планирования, контроля, анализа и, как итог, принятия управленческих решений для достижения оптимальных результатов деятельности организации.

Управленческий учет – это часть бухгалтерского учета, поскольку предметом управленческого учета, как и финансового бухгалтерского, является хозяйственная деятельность организации.

В общем виде основные отличия финансового учета от управленческого представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. – Сравнение финансового и управленческого учета

Показатели сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1. Цель учета Формирование достоверной информации для составления финансовой отчетности, осуществления контроля и выявления резервов Формирование достоверной информации для администрации организации и ее структурных подразделений, необходимой для управления ими
2. Пользователи информации В основном внешние пользователи Управленческий персонал организации и структурных подразделений и исполнители
3. Обязательность ведения Обязателен Не обязателен, вводится по решению администрации
4. Объекты учета и отчетности Организация в целом Структурные подразделения, центры ответственности и др. позиции
5. Способы учета Использование всех элементов метода бухгалтерского учета обязательно Использование элементов методов бухгалтерского учета необязательно. Используются методы количественных оценок
6. Правила ведения учета Используются общепринятые принципы и правила Устанавливаются организацией
7. Используемые измерители Трудовые, натуральные и обязательно стоимостные Более широкое использование натуральных и трудовых показателей и специфических стоимостных показателей («будущий рубль» и т.п.)  
8. Способы группировки расходов По установленным элементам затрат, при необходимости по статьям калькуляции По статьям калькуляции
9. Степень точности информации Достоверная, документально обоснованная Допускаются приблизительные и примерные оценки
10. Временной период Прошедший отчетный период За истекший, текущий и будущий периоды
11. Периодичность представления отчетности Месяц, квартал, год Смена, день, неделя, месяц
12. Сроки представ- ления отчетности Через несколько недель, месяцев Через несколько дней, на следующее утро, немедленно
13. Ответственность за достоверность и своевременность представления информации Установлена Не предусматривается
14. Доступность отчетных данных Доступны пользователям Являются коммерческой тайной
15. Регулирующий орган Минфин России Минэконом развития России (разработка рекомендаций)

 

Наряду с перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много общего:

- основная часть данных первичного учета используются и в финансовом, и в управленческом учете;

- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляются как в финансовом, так и в управленческом учете (при этом в финансовом учете определяется себестоимость всей произведенной продукции и ее основных видов в целом по организации, а управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости по отдельным производствам, видам, технологическим решениям, зонам реализации и т.п.);

- способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяются как и в финансовом, так и управленческом учете.

 

 

3. Организация управленческого учета

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций.

План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках.

Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи их в архив.

При разработки плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполненных работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации.

В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

Общая схема структуры службы управленческого учета средних и крупных организаций представлена на рисунке 1.1.

 

Руководитель

 

Заместитель руководителя

 

 

Группы (отделы, бюро, секторы)

 

Планиро- Матери- Учета Производственно- Учета Анали-

вания альная затрат калькуляционная продажи тиче-

труда продукции ская

и его

оплаты

 

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); оперативный бюджет, который детализирует через частные бюджеты доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

Материальная группа:

- осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;

- разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;

- принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

- разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

- осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно – калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продажи продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

 

 

4. Роль бухгалтера – аналитика в принятии управленческих решений

Поскольку управленческий учет имеет своей целью обеспечить информацией довольно узкий круг руководителей, а эта информация чаще всего связана со структурой затрат и формированием себестоимости, то основным поставщиком такой информацией является бухгалтер.

В настоящее время в Англии, США и других странах с развитой рыночной экономикой в функции бухгалтеров входят не только отражение свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и координация работы по составлению бизнес – планов, смет издержек производства и обращения, подготовка и последующий анализ отчетности информации, подбор данных для принятия управленческих решений. В России в годы социалистической экономики подобные функции выполняли планово – производственные, планово – хозяйственные службы, но исторические факты свидетельствуют о том, что на начальных этапах развития социалистического хозяйства (в 1920-х, 1930-х годах) этим занимались работники бухгалтерии. На современном этапе многие службы; это лишний раз доказывает, что новое – это хорошо забытое старое.

Бухгалтер по управленческому учету (иначе – контроллер) должен обеспечивать соответствующей информацией руководство организации для того, чтобы оно могло, рассмотрев анализ альтернативных вариантов, представленный бухгалтером, принять оптимальное решение по рассматриваемым вопросам.

В 1999 г. в России был принят кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров, обновленный в 2002 г. Он основывается на кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятом Международной Федерацией бухгалтеров (IFAC) в июле 1996 г.

Но, поскольку в западных странах профессиональное занятие управленческим учетом приобретает все более важное значение, там создаются организации бухгалтеров – аналитиков (IMA). В 1993 г. Институт бухгалтеров – аналитиков одобрил нормы этического поведения для бухгалтеров - аналитиков.

Бухгалтеры – аналитики несут ответственность за:

- поддержание высокого уровня профессиональной компетенции путем постоянного совершенствования своих знаний и умений;

- выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с основополагающими законами, постановлениями, инструкциями и стандартами;

- подготовку полных и четких отчетов и рекомендаций после проведения соответствующего анализа и достоверной информации.

Бухгалтеры – аналитики принимают на себя обязательство:

- не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в ходе работы;

- информировать подчиненных о конфиденциальности информации;

- не использовать полученную информацию в личных целях как лично, так и через третьих лиц.

Бухгалтеры – аналитики должны быть честными и воздерживаться от участия или поддержки любых мероприятий, способных дискредитировать профессию.

Бухгалтеры – аналитики несут ответственность за сообщение и раскрытие в полном объеме всей существенной информации, способной повлиять на предполагаемое понимание пользователем отчетов замечаний и рекомендаций, которые ему представляются.

ТЕМА 2. Классификация расходов и затрат

 

1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

2. Основные признаки классификации затрат

3. Классификация расходов организации

4. Затраты на продукт

5. Направления классификации затрат на производство и продажу

продукции. Понятие себестоимости продукции

6. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции

7. Классификация затрат для принятия решений

8. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и

регулирования

 

 

1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

Учет затрат называют производственным учетом, поскольку он является базой для определения производственной себестоимости, а следовательно, финансового результата производственной деятельности, ценообразования и конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рынке.

Затраты организации – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющих в наличии. Затраты могут быть отражены в балансе как активы, способные в будущем принести доход, или как расходы организации.

Различают входящие и истекшие затраты.

Входящие затраты – это ресурсы предприятия, которые имеются в наличии и регистрируются как активы организации: исходя из определения экономической сущности актива баланса, они должны в будущем принести прибыль. Это собственно затраты предприятия.

Входящие затраты делятся на капитальные и текущие.

Капитальные затраты – это средства, вложенные во внеоборотные активы.

Текущие затраты – это ресурсы организации, обеспечивающие ее текущую деятельность (т.е. вложения в оборотные активы).

Истекшие затраты – это средства, израсходованные для получения доходов и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, т.е. средства, списанные на счет продаж в составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Обычно этот вид затрат называют расходами организации.

Расходы организации – это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменьшению или другое расходование) активов организации и служат для получения соответствующих доходов. Расходы включают такие статьи, как: затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Капитальные затраты не могут сразу перейти в расходы. Они сначала, как правило, становятся текущими затратами в составе амортизационных отчислений.

В зависимости от их экономической роли в системе производства и управления затраты подразделяются на производственные и непроизводственные затраты, иначе говоря, на затраты продукта и расходы периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.