Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Этнопсихология изучает систематические связи между психологией и культурой




2.

Рис.43 Рис. 44

Этнопсихология изучает систематические связи между психологией и культурой. Характерными при сравнении этнических общностей. Идеи высказывались еще в античности о влиянии географических условий, обычаев, религии на общий дух народа – Гиппократ; Эпоха Просвещения – Гельвеций, Монтескье; но оформление в качестве отдельной науки происходит в конце XIX в. Основателями считаются М.Лацарус (1824-1903) (Рис.43) и Х.Штейнталь (1823-1899) (Рис.44). Основными задачами психологии народов считали познание психологической сущности народного духа, формирование которого также находит в ней свое отражение.Большую роль сыграла десяти томная работа В.Вундта «Психология народа». В ней утверждалось, что законы индивидуальной психики и психологии народа различны. В дальнейшем этнопсихологические исследования осуществлялись с точки зрения трех основных подходов: релятивизма, абсолютизма и универсализма. Релятивизм – подчеркивал различия между культурами, утверждал их равенства. К этому направлению относится психологическая школа «Культура и личность» (Р.Бенедикт, А.Кардинер, Р.Линтон). Абсолютизм – закладывал в максимизации сходства между культурами, при этом отрицалась любая психика культурных обществ, различия оценивались только как количественные. Универсализм – утверждалось единство психики всех народов при наличии определенных внешних различий, проявления которых зависят от культуры, обычаев, традиций народа (К.Леви-Стросс)(Рис. 45).

Рис. 45

3.Начинается развитие в XIX в. Базовыми для становления социальной психологиибыли две науки – социология и психология, которые заложили в последствии два подхода к исследованию детерминации поведения человека – социологизм и психологизм. Родоначальником классической социологии выступали А.Конт, Г.Спенсер (Рис. 46). Родоначальником линии психологизма был Г.Тард (Рис. 47), изучающий проблемы взаимного влияния людей друг на друга в социальных группах. Основным механизмом социального влияния, считал Тард, выступает подражание.

 

Рис. 46 Рис. 47

 

Одной из первых социально-психологических концепций была концепция психологии масс Г.Лебона (1841-1931) (рис. 48). Он считал, что главной чертой наступающей эпохи в развитии общества станет бессознательная власть толпы, и он подчеркнул роль иррациональных факторов в социальном поведение человека таких механизмов, как подражание, внушение, которые выступали механизмами социального взаимодействия. Исследовал феномен, который называл законом духовного единства толпы, в котором раскрыл тот факт, что в толпе человек обезличен, начинает жить больше чувствами, а не разумом, утрачивает личностную ответственность, контроль за поведением, и эти функции предаются лидеру или вождю толпы.

Рис. 48

 

Большую роль в развитии социальной психологии сыграл З.Фрейд.

 

В середине XIXв. По середину 20-х. гг. XXв. Доминировал описательный и эмпирический этап становления социальной психологии, итогами которого стали выделение социально-психологический явлений в особый класс, ну и попытка изучения механизмов социального поведения человека, социального влияния, главными из которых были такие механизмы.

 

Дальнейшее развитие социальной психологии было связано с развитием эксперимента. Первые эксперименты были проведены в конце XIXв. Экспериментатором Н.Триплет (1897), выявляющие влияние на деятельность человека в присутствии других людей. Таким образом, Триплет назвал эффект присутствия группы эффектом социального обличия фасилитации.

 

4.Заслуга в создании этой отрасли принадлежит Ф.Гальтону (1822-1911) (Рис. 49), который открыл в Англии первую антропометрическую лабораторию, в которой начал исследовать способности человека, сначала сенсорные и моторные, а затем интеллектуальные. Он ввел в психологию термин тест и стал одним из разработчиков первых тестов. Внедрял в психологию методы математической статистики, которые использовал при обработке результатов, исследовал индивидуальные различия, ведущую роль в психологии отдавал фактору наследования.

Рис. 49

 

Стоит отметить вклад В.Штерн (1871-1938), который первым ввел понятие коэффициент интеллекта (IQ), также был разработчиков популярных тестов.

 

Исследования на больных людях были продемонстрированы немецким ученым Креппелином, в результате которых он разработал классификацию психических заболеваний.

 

5. В начале XXв. В связи с серьезным ростом производства и экономики на базе экспериментальной психологии начинает развиваться ее прикладное направление – психотехника или индустриальная психология. Главной задачей которой было изучение психических основ труда на производстве. Сам термин «психотехника» был введен В.Штерном, а само выделение в самостоятельную область знаний происходит благодаря работам немецкого психолога Г.Мюнсерберга (1863-1916).

 

Психотехника изучает следующие проблемы:

А) проблема утомления в процессе работы;

Б) проблема определения оптимальной продолжительности рабочего дня;

В) проблема грамотного руководства подчиненными с психологической точки зрения;

Г) вопрос организации производственного обучения, то есть развитие специальных способностей;

Д) приспособление техники и психологической возможности человека (эгрономика);

Е) определение профпригодности, подбора кадров для предприятия, профориентации.

 

Разработано две группы методик:

1. нацелена на изучение различных способностей кандидата при профотборе и профориентации (выявляли уровень развития памяти, психомоторных функций и т.д.)

2. нацелена на развитие специальных способностей, определяемых требованиями конкретной профессии, для оценки общей пригодности или непригодности человека к определенной профессии.

 

Впоследствии стала развиваться инженерная психология, психология труда и психология управления.

 

6. Зоопсихоло́гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением. Предметом зоопсихологии являются проявления и закономерности психического отражения на дочеловеческом уровне.

Зоопсихология включает следующие области:

1. Решение вопроса об определении понятия психики;

2. Исследование возникновения психики в контексте филогенеза и онтогенеза;

3. Выделение стадий развития психики;

4. Выявление механизмов развития психики.

Зоопсихология возникла в конце XIX века под влиянием работ И. П. Павлова (Рис. 50) и бихевиористов. Существенный вклад в зоопсихологию внёс австрийско-советский зоопсихолог К. Э. Фабри (Рис. 51). Он расширил и дополнил разработанную в советской психологии концепцию развития психики, представленную в монографии А. Н. Леонтьева (Рис. 52) Проблемы развития психики.

Рис. 50 Рис. 51

 

 

Рис. 52

В Советском союзе в 50-е годы XX века зоопсихология переживала не лучшие времена, так как была объявлена «лженаукой».

Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных (изначально — людей). Термин введён в 1859 французским зоологом И. Жоффруа Сент-Илером. Тесно связана с зоологией, эволюционной теорией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией.

Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».

Термин «этология» взят из греческого языка, слово этос (ήθος) — в греческом языке означает нравы, характер, привычка, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера (Рис. 53)(William Morton Wheeler). До этого термин использовался по-разному. В XVII в. этологом называли актера изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер.

Рис. 53

В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде.

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца (Рис. 54) и Николаса Тинбергена (Рис. 55), хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие, наследие бихевиоризма.

Рис. 54 Рис. 55

Этологию можно противопоставить сравнительной психологии, которая также изучает поведение животных, но объясняет его с точки зрения психологии.

Сравнительная психология рассматривает изучение поведения в сравнении с психологией человека, этология же рассматривает поведение животных в контексте того, что мы знаем о анатомии и физиологии животного. Кроме того, ранние работы по сравнительной психологии в основном были устремлены на изучение обучения и соответственно тяготели к исследованию поведения в искусственных ситуациях, а ранняя этология изучала поведение в естественных условиях, уделяя внимание описанию инстинктивного поведения.

Два этих подхода скорее дополняют друг друга, чем соперничают. К тому же на протяжении всего двадцатого века сравнительная психология в основном развивалась в Северной Америке, в то время как этология развивалась в основном в Европе, и это привело к различным акцентам в изучении.

Утилитарным различием является то, что сравнительная психология концентрируется на подробном исследовании малого числа видов, в то время как этология изучает большое число видов, чтобы иметь возможность производить сравнение между несколькими таксономическими группами. Этологи значительно чаще используют сравнительный метод, чем сравнительные психологи.

 


Методологический кризис психологии (рубеж XIX – XX вв.)

 

1. Общая характеристика состояния зарубежной психологии.

2. Французская психологическая школа.

3. Описательная психология.

 

1. Конец XIXв. В развитии психологии знаменуется дискуссиями о том, какими путями строить новую объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. Общей тенденцией был переход от психологии изучающей феномены индивидуального сознания к психологии, исследующая целостную система организм – среда. В начале XX века появляется несколько школ психологии. Каждая из которых выступает с критикой основ интроспективной психологии (психологии сознания), которая начинает развиваться еще в 17 веке и, основы которой были заложены Декартом и Локком и, которые сохранила свои наиболее существенные черты вплоть до конца XIX века.

Каждое из вновь появившихся направлений ставило своей задачей преодолеть механистический атомизм, субъективизм, антиисторизм и интеллектуализм старой психологии.

Основные черты интроспективной науки можно представить:

· Психика тождественна с сознанием

· Область сознания противопоставлялась остальным явлениям действительности. Возникала проблема соотношения сознания психического с физическим миром, соотношения психического с физиологическим

· Субъективный метод интроспекции считался единственным прямым методом исследования сознания. Ограниченность метода в том, что интроспекция применима лишь к небольшому числу феноменов, т.е. при помощи этого метода нельзя изучать психику животных, бессознательную психику. Нельзя изучать психику тех, кто еще не овладел методом самонаблюдения, а так же нельзя исследовать социально-психологические феномены.

· Сенсуалистический атомизм как следствие это механизм понимания сознания. Сознание трактовалось как сумма простейших элементов (актов), которые были основой для более сложных психических феноменов, на основе механизма ассоциации.

· Индивидуализм в изучении явлений сознания. Явления сознания изучались в пределах индивидуальной психики человека

· Бытие психики исчерпывалось ее непосредственной данностью, переживаемой в сознании. Этот опыт выдавался за поле и адекватную картину сознания.

 

Каждое из новых направлений выступало против одного из моментов. Например, в психоанализе Фрейда главным предметом изучения стали глубинные бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры сознания и для изучения гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методом изучения физического поля.

Бихевиоризм сформировался на основе критики субъективизма, предмета и метода классической психологии. Требовал объективного подхода не к явлениям сознания, которые недоступны объективному наблюдению, а к поведению.

Французская социологическая школа выступала против индивидуализма ассоциативной психологии, выдвинув идею о первично-социальной природе человеческой психики. И ее качественные изменения в процесса истории развития общества.

Описательная психология подчеркнула, что изучение сознания невозможно с помощью объясняющих методов, сложившихся в естествознании. Для психологии как одной науки о духе, был предложен особый научный метод - понимание целостного по своей природе сознания на основе соотнесения с объективностью общественных явления и видами человеческой деятельности.

На всем протяжении развития кризисного состояния психологии можно выделить 3 основных этапа:

2) Период возникновения кризисной ситуации (кризис интроспективной психологии) конец XIX – первое десятилетие XXв.

3) Период открытого кризиса в психологии (борьба школ) начало 10х годов – середина 30х XXв.

4) Период затухания борьбы школ. Конец 30х годов XX века по настоящее время

 

Подобно кризису в науке и искусстве кризис в психологии в начале ХХв. был показателем роста науки и развития психологии. Позитивное содержание кризиса связано с созданием новых психологических кол и теорий. Которые не могли сыграть роль общепсихологической теории и к середине 30х голов наступил новый этап в жизни названных психологических направления. Их развитие было связано с ассимилированием (включением в систему) идей других направлений.

 

2. Для французской психологии рубежа XIX-XX века было характерно 3 направления:

· Анализ природы гипноза и внушения.

· Исследование соотношения сознательного и бессознательного методом патопсихологии.

· Исследование роли культуры социальной среды в процессе становления психики.

Повышение внимания к исследованию роли внушения и гипноза было привлечено еще работами врача Ф. Месмера (Рис. 56) на рубеже XVIII – XIX века. Его идеи были развиты на рубеже XIX – XX веков во Франции и Нанси. Ключевой фигурой в Парижской школе был Ж. Шарко (1825-1893) (Рис. 57). Он изучал наследственные формы нервных болезней, не осознаваемые психические явления. Разработал несколько методов психотерапии. Особое внимание уделяла проблемам истерии. Пришел к выводу, что гипнозу подвержены лица, склонные к истерии. Широко использовал гипноз для лечения истерии.

Рис. 56 Рис. 57

 

Выделил основные стадии гипноза: каталепсия (одеревенение мышц тела, застывание в приданных позах), исторгия (вялость скелетной мускулатуры), сомнамбизм (автоматические движения человека в спящем состоянии).

Учеником Шарко был З. Фрейд.

 

Школой гипноза в Нанси руководил А. Льебо (1823-1905) разработал методы словесного внушения в постгипнозном состоянии.

П.Рибо (1839-1916), П. Жане (1859-1947) отмечал, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к. зная болезни психики можно лучше понять нормальную психику.

Жане ввел в психологию понятие «поле сознания», под которым понимал наибольшее число простых образов, которые могут быть одновременно находиться в сознании. Сужение поля сознания характеризуется уменьшением осознаваемых явлений и сопровождается психической слабостью. Жане выделил и описал структуру поведенческого акта, состоящего из 3 последовательных этапов:

1) Внутренняя подготовка к действию, которая характеризуется сосредоточенностью и концентрацией

2) Возникает волевое усилие к выполнению действия, при котором в сознании появляется цель и образ действия

3) Само действие

Развивается интерес к изучению социально-психологических феноменов.

Э. Дюркгейм (1858 - 1917) (Рис. 58) основатель французской социологической школы, задачей которой он считал изучение особой духовной реальности, коллективной жизни. Он считал, что высшие формы человеческой жизни, деятельности имеют коллективное происхождение (речь, высшие нравственные ценности). Не общество возникает из индивида, а индивид из общества. Идею Дюркгейма о роли коллективного сознания были развиты Л. Леви – Брюлем (1857 – 1939) (Рис. 59). В его работах «первобытное мышление» и «первобытная душа» (20г XXв) он использовал богатейший этнографисекий материал о жизни народов Африки, Океании, Австралии, находящиеся на разных этапах социокультурного развития. Он пришел к выводу, что разным социальным историческим структурам соответствуют и разные типы мышления. Выделил 2 типа мышления:

· Пралогическое (дологическое) мышление, соответствующее первобытным народам

· Логическое, соответствующее современному обществу.

 

Рис. 58 Рис. 59

 

Первобытное мышление соответствовало пренебрежением естественными причинами возникновения вещей. Реальные причины подменяются мистическими. Все имеет свою причину, ничего не происходит случайно.

Т. Гард (1843 - 1904) считал, что основой социальных связей личности и социальных механизмов поведения случат 3 фактора:

· Подражание

· Изображение

· Оппозиция

 

Доминирующим фактором является подражание, благодаря которому усваиваются установки, верования и чувства других людей.

Отметил, что в обществе подражание имеет такое же значение как наследственность в биологии.

Работы французских ученых расширили понимание предмета психологии,, включая в него бессознательную и коллективную психику. Были так же привнесены новые методы исследования: клинический, кросскультурные, основанный на сравнительном анализе развития психики у разных народов.

 

3. Новый подход к изучению духовного мира человека был предложен В. Дильтеем (1833-1911) (Рис. 60) основателем философии жизни.

Он считал, что психология не может быть объяснительной наукой, как естественные науки, потому что в области психического нельзя предсказать, что последует за достигнутым психическим состоянием, поэтому целью психологии должно быть описание и анализ понимания психических явлений. одним из центральных понятий было понятие переживание. задача психологии - понять душевный мир, а значит оценить субъективные переживания как осмысленные и включить их в более общие смысловые связи,, которые находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощающенной в религии, морали, искусстве. речь идет о соотнесение переживаний личности с культурными ценностями.

 

Рис. 60

Цель психического познания – раскрытие смыслового содержания душевной жизни личности. Смысловое содержание не всегда познается человеком.

Ориентация Дильтея на бессознательные, духовные нравственные переживания и ценности, которые составляют суть человеческого личности позволили назвать его психологию вергиненной.

Идеи Дильтея о связи личности с духовными ценностями были развиты учеников Э. Шпрангером (1882-1963). Ведущим методом считал понимание, постижение смысла психических явления. Шпрангер выделил 6 основных типов объективных ценностей, существующих в обществе, которые представлены в каждой индивидуальности, но с разной силой. На основании преобладания той или иной ценности можно говорить о 6 типах личности:

1) Теоретические ценности – ценность науки, истинности. Доминируют в теоретическом типе человека

2) Эстетические – ценности формирования, гармонизации, самовыражения. Эстетический человек стремится постигнуть любую вещь в гармонии всех ее частей

3) Экономические – ценности полезности, материальных благ. Экономический человек смысл своей жизни видит в достижении какой-либо пользы

4) Социальные – ценности общественной деятельности, ориентация на чужую жизни, и, следовательно, смыслом жизни социального человека является общение, любовь, жизнь для других

5) Политические – ценности власти. Политический человек отличается стремлением к господству, влиянию, власти и чести.

6) Религиозные – ценности смысла жизни. Религиозный человек стремится понять высшие смысл и предназначение жизни.

 

Шпрангер делал теоретические выводы. Он считал, что общее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не вполне сформированную и осознанную ребенком психическую структура и готовность его к наиболее целесообразному и доступному для него жизненному пути. Таким образом, описательная психология предприняла попытку соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.