Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие бихевиоризма




Тема 10.

 

1. Теория бихевиоризма.

2. Теория социального научения.

3. Оперантный бихевиоризм.

4. Заслуги бихевиоризма.

 

1. Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958) (Рис.64), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».

 

Рис.64

 

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка (Рис.65), а также школу объективной психологии.

 

Рис.65

 

Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (5), посредством которой индивид приспосабливается.

 

«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными в эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание».

 

К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен (1886-1959) (Рис.66) в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п.

 

Рис.66

 

Еще в 1913 г. У. Хантер (1886-1954) в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул: поведение предполагает переработку стимула в организме. Этим была поставлена новая проблема. Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме стимул — реакция за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики. Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен. Толмен призвал совместить бихевиоризм и гештальтпсихологию. Редукционизм – сведение более высших форм психики к низшим, т.е. он приравнял психику животных к психике человека. Выводы, полученные на животных, Толмен расправстранил на человека, разделяя тем самым биогизаторские позиции Уотсона.

 

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл (1884—1952). Собственные экспериментальные исследования развернулись в области научения у животных. Как и теория Уотсона, теория Халла не учитывает фактора сознания, но в отличие от Уотсона, вместо схемы стимул — реакция Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Вудвортсом, стимул — организм— реакция, где организм—это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего миpa или из состояния потребности и заканчивается реакцией. Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между этими переменными, стимулами и поведением. Им были сформулированы законы поведения— теоретические постулаты, устанавливающие связи между основными переменными, определяющими поведение. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение.

 

2. Опыт математического подхода к описанию поведения в системе Халла повлиял на последующую разработку математических теорий научения. Под непосредственным влиянием Халла вопросами научения начали заниматься Н. Е. Миллер (1990 г.р.), и Д.Доллард (1900-1980) (Рис.67). Они создали собственные концепции, оставаясь в рамках традиционной теории подкрепления, но использовали формальный подход Халла.

 

Рис.67

 

Доллард исследовал агрессивное и просоциальное поведение. Провел связь между агрессией и фрустрацией. Он предположил, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, не всегда ведут к внешним проявлениям агрессии, но могут привести к мощной агрессии во взрослом возрасте.

 

Миллер занимался проблемой мотивации, влечений и природного подключения. Им были изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Он заложил основы бихевиоральной психотерапии, цель которой заключалась в помощи человеком более социальных и личных навыков.

 

Распространение также получила социально-когнитивная теория А.Бандура (1925-1988) (Рис.68). Подкрепление не является необходимым условием приобретения новых форм поведения. Часто научение происходит посредством наблюдения и примера.

 

Рис.68

 

Дж.Роттер (191 г.р.) ввел понятие «локус контроля» - это две ориентации в понимании причин человеческого поведения: в зависимости от собственных сил или от внешнего окружения.

 

Э.Торндайк (1874-1949). Впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь между ситуациями, с которыми сталкивается организм), и его движениями – ответными реакциями. Поведение животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Это рассматривает как общую закономерность поведения. Его основные труды: «Психология научения» (1913), «основы научения» (1932). Выделили четыре закона научения: 1 – закон повторяемости, 2 – закон эффекта, 3 – закон готовности, 4 – закон ассоциативного сдвига.

 

3. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б.Ф.Скиннер (1904-1990) (Рис.69). Как и Уотсон, он выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма и, сохраняя двучленную схему его анализа, изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Безусловнорефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения, вызываемые стимулами (S), называются Скиннером респондентным, отвечающим поведением. Это реакции типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются («испускаются») организмом, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного.

 

Рис.69

 

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства.

 

4. Заслуги бихевиоризма:

 

· Внесен вклад в ее естественнонаучную сторону психологии

· Введен объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получил бурное развитие инструментальным приемам исследования психических процессов

· Стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, больных и т.д.

· Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.