Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие гештальтпсихологии




Тема 9.

 

1. Общая характеристика развития гештальтпсихологии.

2. Исследование процесса познания.

3. Динамическая теория личности и группы К.Левина.

 

1. Гештальтпсихология – психологическое направление, возникло в Германии в начале 10-х гг. XXв., просуществовало до середины 30-х гг. ХХв. Исследует целостные структуры, из которых состоит психологическое поле (единство воспринимающего субъекта и предмета его восприятия).

 

Предметом гештальтпсихологии является исследование сознания психики, прежде всего, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности. Главная идея – в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры (гештальты – в переводе с немецкого образ, структура). Идеи основывались на познании психики.

 

2. М.Вертгеймер (1880-1943) (Рис. 61), его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912). Ставил под сомнение первичное представление о наличие отдельных элементов в акте восприятия. Описал явление чистого движения.

Рис. 61

 

Таким образом Вертгеймер обнаружил в своих исследованиях, что видимое движение возникает при определенном интервале между действующими на сетчатку раздражителями; он назвал это явление фи-феноменом. Этот феномен чистого движении нельзя трактовать как сумму ощущений.

 

В середине 20-х гг. Вертгеймер перешел от исследования восприятия к изучении мышления, книга «Продуктивное мышление» (1945). Выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. возникновение темы (появляется чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы человека);

2. анализ ситуации, осознание проблемы (задача – создание целостного образа ситуации);

3. решение проблемы (неосознаваемая мыслительная деятельность);

4. возникновение идей решения (инсайт – озарение);

5. исполнительная стадия.

 

В статье начала 20-х гг. «Исследования, относящиеся к учении о гештальте» Вертгеймер сформулировал основные постулаты гештальтпсихологии:

1. Первичными данными психологии являются целостные структуры – гештальты, в принципе не выводимые из образующих их компонентов из образующих их компонентов. Гештальты возникают на основе того, что элементы поля объеденяются в целостную структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность.

2. Закон прегнантности – закон хорошей формы, то есть при восприятии возникает стремление к простым и четким формам, простым и устойчивым состояниям.

3. Вертгеймер ввел принцип изоморфизма, то есть существует взаимооднозначное соответствие между физическими, физиологическими и психологическими системами.

 

К.Коффка (1886-1941) (Рис. 62) занимался изучением восприятия. «Основы психического развития» (1921) – пытался проанализировать процесс психического развития ребенка, который делится на два параллельных процесса: созревание и обучение. Один из первых исследовал взаимоотношение фигуры и фона. Развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура – фон на контрасте. Это феномен «фигура-фон» получил название закон транспозиции (люди воспринимат не сами цвета, а их отношения).

 

Рис. 62

В.Кёлеру (1887-1967) (Рис. 63) принадлежит исследование интеллекта шимпанзе и открытию инсайта. Закон переструктуирования гештальта – закон продуктивного творческого мышления (по-новому посмотреть на ситуацию и найти оригинальное творческое решение).

Рис. 63

 

Гештальтпсихология явилась реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной, интроспективной психологии.

 

3. К.Левин (1890-1947). Исследования в области потребностей, воли, аффектов. Основания человеческой активности - это потребность (некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-либо цель). Также выделяют квазипотребности – социальные потребности, которые образуются в актуальные ситуации, то есть в связи с принятыми намерениями, целями и направлениями потребности человека. Квазипотребности создают в личности систему напряжения. Которая стремится к разрядке – динамическая теория личности.

 

Психологическое поле – ситуация, в которой происходит удовлетворение или разрядка потребностей здесь и сейчас. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не только по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Наличие актуальных потребностей определяет, что один объект имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность.

 

Ситуация, в которой поведение человека определяется объектами поля, называется полевым поведением.

 

После Левин перешел к исследованию внутригрупповых отношений, феноменов и стилей лидерства (руководства), проблемы конфликтов в группе, социальные перцепции, групповая атмосфера, нормы, стандарты.

 

 

Левин исследовал уровень притязания личности, аффект неадекватности, который связан с завышенным или заниженным уровнем притязаний, который является одним из причин отклоняющегося поведения, подчеркнув, что более оптимальной является не система показаний, а система поощрений. Занимался проблемой групповой динамики. Описал стили руководства – демократический, авторитарный, попустительский. Разработал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание».

 

Выдвигается новая идея о том, что познание связано с процессом изменении, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Идеи основываются на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была первая школа, которая начала строго экспериментировать в изучении структуры и качеств личности.

 

Выводы

Вертгеймер:

- Предмет и задачи исследования – исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно организуется и переструктуируется.

- Основные результаты – законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления.

 

Коффка:

- Предмет и задачи исследования – изучение свойств, законов и развитие восприятия.

- Основные результаты – синтез психологии развития и гештальтпсихологии. Законы развития гештальтов.

 

Кёлер:

- Предмет и задачи исследования – изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизиологического и физического полей.

- Основные результаты – инсайт, законы образно-схематического мышления.

 

Левин:

- Предмет и задачи исследования – исследование психологического поля личности и социального поля группы.

- Основные результаты – структура и качество личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.