КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические сведения
КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТА Тема 7 Судебное красноречие, живое слово в зале суда, от которого зависит решение сложных и важных вопросов человеческих отношений - свободы и даже жизни, чести и достоинства, личных и имущественных прав - всегда должно быть особенно ответственным и весомым. Поэтому юрист должен обладать не только высокими нравственными качествами, серьезной профессиональной подготовкой, но и знать те ресурсы, которыми располагает язык, уметь применять специальные средства воздействия в условиях публичных выступлений. В повседневной деятельности юрист сталкивается с самыми разнообразными явлениями жизни, которые должен правильно оценить, принять верное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юристу приходится общаться с представителями самых разнообразных профессий и различного уровня культуры, выступать в различных коммуникативных ролях. В каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументированно и грамотно выражающие мысли. Высокий уровень общей культуры и интеллигентности, обязательный для представителей правовой системы, должен проявляться в их выступлениях, демонстрирующих безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно, логично выразить мысль. Успех юриста определяется целенаправленным, настойчивым стремлением к обучению искусным владением словом, к совершенствованию ораторского мастерства, так как речевая культура - обязательный элемент культуры судебного процесса, вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Итак, что же такое "культура речи"? Чтобы раскрыть содержание этого понятия, обратимся к словам Г. О. Винокура. "Понятие культуры речи, - писал он, - можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную". Опираясь на данное высказывание, основным критерием культуры речи следует признать нормативность. Речь, как известно, представляет собой результат практического использования тех ресурсов, которыми располагает язык, служит для выражения и передачи какого-либо высказывания и является важнейшим средством общения. Для того чтобы это общение было незатруднительным и эффективным, говорящему или пишущему важно знать нормы, которые исторически сложились в языке и закреплены в соответствующих пособиях и справочниках. Основными нормами являются:
нормы ударения, или акцентологические, которые нарушаются особенно часто. Это объясняется изменчивостью норм и, в результате, сосуществованием старого и нового вариантов; трудностью усвоения ударения, которое в русском языке является разноместным и подвижным; влиянием профессиональной и диалектной среды, в которой находится человек. Следует отметить, что необходимую помощь в правильном выборе ударения могут оказать специальные словари и справочники. Повышению акцентологической грамотности будет служить также знание основных направлений в перемещении ударения. Так, у существительных мужского рода наблюдается перемещение ударения на 2-й или 3-й слог от конца {психолог, библиограф). На последнем слоге сохраняется ударение в словах километр, сантиметр, а также в словах, используемых в юридической практике {алкоголь, анфас, арест, эксперт, псевдоним и др.). Для существительных женского рода характерно перемещение ударения на последний слог или ближе к нему {судьба, судья, суета). На предпоследнем слоге ударение ставится в следующих юридических терминах: поимка, экспертиза, кара. Многие существительные на -ия имеют ударение на 3-м от конца слоге {вакансия, идентификация, юрисдикция и др.).
Глагол характеризуется разноместностью ударения, а именно: в неопределенной форме на -ить и в глаголах прошедшего времени женского рода оно обычно ставится на последнем слоге {звонить, поняла, заняла, брала); в других формах ударение на основе {понял, поняли, занял, заняли). То же наблюдается у многих страдательных причастий прошедшего времени {взят, взято, взяты, взята, начат, начато, начаты, начата). В полных формах имен прилагательных ударение в большинстве случаев на суффиксе или окончании {дневной, оптовый, незаконнорожденный). В некоторых предложно-падежных формах предлоги принимают на себя ударение, а следующее за ними существительное оказывается безударным (за ворот, из дому и т. д.) В нормах произношения также есть трудные случае, на которые следует обратить особое внимание. Звук [г] произносится как взрывной, исключение составляют слова легкий, мягкий, бог. Затруднения вызывает произношение сочетания [чн]. Оно произносится как [шн] в словах конечно, скучно, пустячный и т. д., а также в женских отчествах на -ична {Никитична, Ильинична). Сочетание [чн] следует произносить в соответствии с написанием в новых ело-вах и терминах (поточная линия, сердечные болезни). В русских и заимствованных словах перед гласным ^произносится мягкий согласный звук {темп, агрессор, дефект, деградация). Но некоторые термины, книжные слова произносятся с твердым согласным {ад[э]кватно, т[э]нд[э]нция, к[э]мпинг, д[э]-факто и т.д. Лексические нормы, или нормы словоупотребления определяют правильность выбора слова и уместность его применения. Трудности в усвоении этих норм обусловлены, с одной стороны, неоднозначной оценкой приемлемости того или иного слова и правильности его употребления в каком-либо значении и, с другой стороны, существованием таких явлений, как многозначность, синонимия и др. Грамматические нормы подразделяются на морфологические, которые определяют выбор формы слова, и синтаксические, регламентирующие правила построения связной речи. Отличительная черта морфологических норм - их относительная устойчивость. Нельзя не сказать о трудностях, возникающих в юридической практике в связи с употреблением собирательных числительных.
Многие существительные, обозначающие лиц по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, почетному званию, употребляются только в форме мужского рода (доктор, доцент, судья, следователь). Если же эти существительные называют женщин, то глаголы-сказуемые употребляются в форме женского рода, а прилагательные или местоимения-определения сохраняют форму мужского рода (Молодой адвокат Иванова выиграла свое первое дело). Синтаксические нормы, как уже говорилось, связаны с построением словосочетаний и предложений. Наиболее частой ошибкой является координация сказуемого при подлежащем, выраженном словом или сочетанием слов со значением количества. Способы согласования сказуемого с подлежащим
Наиболее типичные ошибки связаны с употреблением однородных членов, деепричастных и причастных оборотов, а также при построении сложного предложения. Орфографические и пунктуационные нормы свойственны письменной речи, соблюдение их обеспечивает незатрудненное понимание написанного. Стилистические нормы определяют уместность применения языковых средств. Соблюдение перечисленных языковых норм сообщает речи такие важные для общения качества, как ясность, точность, логичность, уместность. Итак, правильная речь, являясь нормативной, характеризуется важными для общения качествами, обязательными в любой речевой ситуации. Такая речь может рассматриваться как первая ступень в овладении культурой речи. Второй уровень - особый вид речевого мастерства, который проявляется в публичных выступлениях юристов. Он создается при использовании всего многообразия языкового материала. Богатая и разнообразная речь воздействует не только на ум слушателя, но и на его эмоциональную сферу. В этом случае мы оцениваем такое качество, как образность, возникающая в связи с использованием в речи специфических выразительных языковых средств. Богатая, разнообразная и образная речь обладает большой силой воздействия. Поскольку в деятельности юриста важными являются оба уровня культуры речи, то в пособии предусматривается работа не только над нормами литературного языка, предупреждением типичных ошибок, но и рассматриваются образцы текстов известных судебных ораторов, содержатся практические рекомендации по совершенствованию речевых навыков. Вопросы и задания 1.Что такое культура речи? 2.Исчерпывается ли понятие культуры речи ее правильностью? 3.Какие вы знаете нормы литературного языка? 4.Обозначьте ударение в следующих словах (при затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю): агент, алиби, алкоголь, анатом, апелляция, аргумент, арест, аффект, афера, баловать, группировать, дактилоскопия, диспансер, договор, документ, закупорить, звонит, идентификация, индустрия, кара, каталог, квартал, кодекс, компетенция, комплекс, мастерски, медикамент, надоумить, намерение, незаконнорожденный, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, опека, поимка, похороны, приговор, псевдоним, средства, стенография, усугубить, ходатайство, шантаж, эксперт. 5. Определите, какой из двух вариантов произношения согласных перед агрессия (ре или рэ), альтернатива (те или тэ), аннексия (не или нэ), аудиенция (ие или иэ), аффект (фе или фэ), де-юре (де или дэ), де-факто (де или дэ), адекватно (де или дэ), деградация (де или дэ). 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: арестованный, бран..ый, (без)винно пострадавший, взыскан...ый, (в) продолжени.. года, движимый, завещ..ный, значимый, изобл..чен..ый, из..ять, конф..скован..ый, кр..м..налистический, (незаконнорожденный, (не)правомочный, нормирован..ый, подж..г, с..нкц..онировать, совершен..олетний, спекулировать, суда, удостоверение, умышленный, юрисконсульт, явственный. 7. Ознакомьтесь с примерами разного управления слов. Составьте с ними заявить кому о ком/чем отзыв о чем ' изложить что (не о чем) приговорить кого к чему (не на что) искать что придерживаться чего (не чем) контроль чего, за чем, признаваться в чем (не о чем) над кем/чем расправа с кем и над кем наблюдать кого/что, розыск кого (не на кого) за кем/чем согласно чему (не чего) обратить внимание на считать кого кем (не за кого) кого/что тождественный с чем и чему объяснение чего и чему требовать что и чего (не о чем) уведомить кого о чем оперировать чем уверенность в чем (не во что) (не о чем) характеристика кого описать что (не о чем) опознать в ком кого (не за кого) 8. Поставьте сказуемое в нужной форме: На совещании присутствовал(и) двадцать один следователь. Храбрость и находчивость оперативных работников обеспечи-ла(и) успех операции. Только два дела возращено(ы) на дополнительное расследование. Обвиняемый со своим приятелем потребовал(и) у потерпевшего деньги. 9. Прочитайте. Приведите примеры юридических терминов, содержащих Многие юридические термины принадлежат к древнему лексическому фонду. Например, одним из значений слова "голова" в древнерусском языке было "убитый человек". Убийцу называли "головник", а ставшее юридическим термином прилагательное "уголовный" образовалось с помощью приставки у- с усилительным оттенком. Термин "мошенничество" восходит к древнерусскому "мошна" (карман), "увечье" - к "век" в значении "сила" (первоначальный смысл слова - "лишение силы"). Термин "очная ставка" возник на базе словосочетаний "ставить с очей на очи", то есть сводить лицом к лицу для выяснения правды. Некоторые юридические термины имеют в своем составе греческие и латинские словообразовательные элементы. Рассмотрите таблицу, попытайтесь сформулировать лексическое значение таких терминов, при затруднениях обращайтесь к словарю.
10. Прочитайте высказывания теоретиков красноречия, известных юристов, писателей, в которых говорится об одном из главных достоинств речи. Назовите его. В чем, по-вашему, оно должно заключаться?- Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигнет своей цели. (Аристотель.) Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово. (В. Г. Белинский.) Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. (А. Ф. Кони.) Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь: неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей. (Н. Г. Чернышевский.)
11. На основании анализа текстов судебных выступлений Н. Н. Ивакина вы а) А он схватил его, подмял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить... Мы его из-под него за ноги вытащили. - Кто кого? - Известно кого... На ком верхом видел... - Кто? – Да этот самый, про кого сказываю. (А. П. Чехов.) б) В соответствии с установленной длительностью / нахождения/ на излечении потерпевшего / я полагаю/ что его действия могут быть квалифицированы / только статьей 112 частью 1/ поскольку он лечился менее четырех недель. в) Другие показания давались Иванченко о том/ что у него значит / украли / значит / это самое // г) И Протокова рассказала здесь / в суде / каким образом / она обнаружила кражу в своем доме / что у ней было украдено / и что значит / какие повреждения / она нашла. д) При попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками. е) Потеряева распустила свою корову / которая топчет огороды/пьяная бегает по соседям /грозит избить Юшкова и ругается. (По Н. Н. Ивакиной.)
12.Известным борцом за культуру речи был Л. Н. Толстой. За какое качество речи ратует писатель в своем высказывании: "Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог?" 13.А. А. Ушаков предупреждал юристов об опасности неточного словоупотребления: "Неточное слово в праве - большое социальное зло: оно создает почву для произвола и беззакония". Следует различать речевую неточность, вызванную слабым знанием предмета речи, и понятийную неточность, которая зависит в первую очередь от точности словоупотребления, учета семантики слов, от выбора синонимов. Проанализируйте предлагаемые примеры. Найдите случаи неточного словоупотребления, укажите причины неточности речи, исправьте ошибки: Пискарев имел два прогула / а также неоднократно посещал медвытрезвитель. Семина занимала ей / вот такие большие суммы денег. В тот же день они совершили поход / значит/ взяли с собой инструменты / и совершили кражу. Родители обвиняемого были достаточно бедные. В городе достаточно высокий уровень преступности. К нему необходимо применить статью 102 / и направить его / на принудительное лечение от алкоголя. Необходимо установить / имелись ли эти / наземные препятствия / на пути следствия / воздушного судна. Происходит наращивание преступности. Согласно документам / имеющим в деле / я прошу / удовлетворить просьбу. Человек / должен поступать так / чтобы не причинять зла другим / позволять себе быть только потребителем благ и радостей. Все это не может сказываться отрицательно, но и сказывается отрицательно, как правило, на поведении несовершеннолетнего. В результате столкновения обе машины оказались недееспособными. Никитин находился в нетрезвом состоянии алкогольного опьянения. Позвольте мне буквально изложить эту мысль. Гражданин Калиновский Л. Л. следовал по улице без номерного знака. Когда нанес повреждения, попросил своих соседей вызвать "скорую" и органы власти, за что и был ими задержан (из объяснения). На жизнь он зарабатывал тем, что брал деньги у своей матери и бабушки. Начальнику ОВД организовать охрану общественного порядка и правонарушений при выселении. Исключить из описи имущества ковер с видом на медведя и в количестве пяти штук. 14. Прочитайте отрывки из книги П. С. Пороховщикова "Искусство судебного оратора". Опираясь на рассуждения автора, назовите главные качества судебной речи и перечислите причины, которые приводят к их нарушению. Какие рекомендации по совершенствованию судебной речи предлагает автор? Какой вид репетиции судебного выступления описывает П. С. Пороховщиков? В чем заключается его эффективность? В чем заключается ближайшая, непосредственная цель всякой судебной речи? В том, чтобы ее поняли те, к кому она обращена... Каждое слово оратора должно быть понимаемо слушателями совершенно так, как понимает он... Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки? Но быть не вполне понятым в таких случаях - значит говорить на воздух... Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. Поняв его, они пойдут дальше, но, поняв не вполне, попадут в тупик или забредут в сторону... Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья. На пути к такому совершенству стоят два внешних условия: чистота и точность слога - и два внутренних: знание предмета и знание языка. К сожалению, надо сказать, что в речах большинства наших обвинителей и защитников больше сору, чем мыслей; о точности выражений они совсем не заботятся, скорее щеголяют их неряшливостью. Первый недостаток их - это постоянное злоупотребление иностранными словами... Можно ли говорить, что "прежняя судимость есть характеристика, так сказать, досье подсудимого"? Нам заявляют с трибуны, что в письмах фигурировал яд или что мещанка Авдотья Далашкина мотивировала ревностью пощечину, данную ею Дарье Захранкиной. Я слыхал, как блестящий обвинитель, говоря о нравственных последствиях растления девушки, сказал: "В ее жизни встал известный ингредиент". Другой обычный недостаток наших судебных речей составляют ненужные вставные слова. Один из наших обвинителей имеет привычку к паузам; в этом еще нет недостатка, но в каждую остановку он вставляет слово "хорошо". Молодой шорник обвинялся по 1-й ч. 1455-й ст. уложения. В короткой и деловитой речи товарищ прокурора отказался от обвинения в умышленном убийстве и поддерживал обвинение по 2-й ч. 1455-й ст., указав присяжным на возможность признать убийство в драке. Но в речи было три паузы, и присяжные три раза слыхали: "Хорошо!" Невольно думалось: человека убили, что тут хорошего? Другой обвинитель ежеминутно повторяет "так сказать". Отличительная черта этого оратора - ясность мышления и смелая точность, иной раз даже грубость языка, а он кается в неумении определенно выражаться. Если оратор знает, что выражаемая им мысль должна показаться справедливой, он может с некоторым лицемерием начать словами: я не уверен, не кажется ли вам и т.п. Это хороший риторический прием. Нельзя возражать и против таких оборотов, как: нет сомнения, нам всем ясно, и пр. - если только не злоупотреблять ими; в них есть доля невинного внушения. Но, если говорящий сам считает свой выход не совсем твердым, вступительные слова, вроде: мне кажется, мне думается, могут только повредить ему. Когда обвинитель или защитник заявляет присяжным: "Я не знаю, какое впечатление произвело на вас заключение эксперта, но вы, вероятно, признаете и т.д.", хочется сказать: не знаешь, так и не говори... Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык; богатство слов есть необходимое условие хорошего слога. Строго говоря, образованный человек должен свободно пользоваться всеми современными словами своего языка, за исключением специальных научных или технических терминов... Сорные мысли несравненно хуже сорных слов. Расплывчатые выражения, вставные предложения, ненужные синонимы составляют большой недостаток, но с этим легче примириться, чем с нагромождением ненужных мыслей, с рассуждениями о пустяках или о вещах, для каждого понятных. Подсудимый обвиняется по 9-й и 2-й ч. 1455-й ст. уложения о наказании. И признает себя виновным именно в покушении на убийство в состоянии раздражения. Оратор спрашивает, что такое убийство, что такое покушение на убийство, и объясняет это самым подробным образом, перечисляя признаки соответствующих статей закона. Он говорит безупречно, но разве это не пустословие? Ведь при самом блестящем таланте он не в состоянии сказать присяжным ничего нового... Речь должна быть коротка и содержательна... Высшее изящество слога заключается в простоте... но совершенство простоты дается нелегко. О вещах обыкновенных мы, естественно, говорим обыкновенными словами, но под художественной простотой слога следует разуметь умение говорить легко и просто о вещах возвышенных и сложных... Можно сказать: Каин с обдуманным заранее намерением лишил жизни своего родного брата Авеля -так пишется в наших обвинительных актах; или: Каин обагрил руки неповинной кровью своего брата Авеля - так говорят у нас многие на трибуне; или: Каин убил Авеля - это лучше всего, но так у нас на суде почти не говорят. Слушая наших ораторов, можно подумать, что они сознательно изощряются говорить не просто и кратко, а длинно и непонятно... Но как научиться этой изящной простоте? Я заметил у некоторых судебных ораторов один очень выгодный прием: они вставляют отдельные отрывки из будущей речи в свои случайные разговоры. Это дает тройной результат: а) логическую проверку мыслей оратора, в) приспособление их к нравственному сознанию обывателя, следовательно, и присяжных и с) естественную передачу их тоном и словами на трибуне. Последнее объясняется тем, что в обыденной беседе мы без труда и незаметно для себя достигаем того, что так трудно для многих на суде, т.е. говорим искренне и просто. Высказав несколько раз одну и ту же мысль перед собеседником, оратор привыкает к ясному се выражению простыми словами и усваивает подходящий естественный тон. Нетрудно убедиться, что этот прием полезен не только для слога, но и для содержания будущей речи: оратор может обогатиться замечаниями своего собеседника. 15. Важным качеством судебной речи является ее уместность, то есть соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно теме, задаче, времени, месту, оратору. Проанализируйте ситуацию в суде. Какие качества речи были нарушены? Охарактеризуйте реакцию участников судебного заседания на данное нарушение. Выскажите собственное мнение по этому поводу. - Я, наверное, что-нибудь не так сказал? - растерявшись, сам себя перебивает потерпевший. На допросе в ходе судебного следствия он только что невольно произнес фразу "хреново помню" и сам испугался своей намеренной дерзости. - А? Что не так? - недоумевает судья, председательствующая в процессе. - Ну... Хреново... - совсем тихо, смущенно повторяет потерпевший. - А-а, хреново... Подумаешь, что ж тут такого, если ты и в самом деле, действительно ничего не помнишь! Нет, нет, ничего, все нормально, давай дальше рассказывай. (По Т. В. Губаевой.) 16. Прочитайте отрывок из исследования о юридических текстах. Кратко Доказано, что восприятие текста зависит от фонетических средств - звуков, интонации, ударения. Например, есть экспериментальные данные о том, что звучание и значение слов стремятся к взаимному соответствию: некоторые звуки или сочетания звуков воспринимаются отрицательно, некоторые - положительно, и это восприятие в той или иной степени связано со значением слов, в состав которых входят звуки. Поэтому справедливо утверждение, что для каждого конкретного языка существует принцип благозвучия, то есть самого удобного для произношения и приятного для слуха сочетания звуков. Чтобы соблюдать принцип благозвучия, нужно помнить о законах сочетаемости звуков, длине слова и частоте повторения звуков. Для русского языка характерны дву-, реже - трехчленные сочетания согласных: стол, доска, строить. Конечные сочетания согласных затрудняют произношение (добр, кругл, черств). Сочетания согласных обычно строятся по принципу восходящей звучности. Например, можно подобрать множество слов с сочетанием пр, где п - глухой, р - звонкий (прежний, правый, распределение). Обратное сочетание - рп, в котором нарушен принцип восходящей звучности, не характерно для русского языка и встречается лишь в заимствованных словах. Гласные могут быть благозвучны только в сочетании с согласными. Звуковой строй речи искажается, если несколько гласных стоят рядом. Это явление называется зиянием и бывает внутренним, то есть в пределах одного слова (радиоузел, слабоумие), и внешним, то есть между двумя словами. На благозвучие влияет и частота повторения звуков. Произношение значительно затрудняется, если во фразе много одинаковых или подобных согласных и гласных. Средняя длина слова в русском языке - три слога. Если в тексте преобладают короткие или длинные слова, это влияет на благозвучие. Большое количество коротких ударных слогов делает фразу резкой, отрывистой, "рубленой", например: Он стар, слаб, забыт всеми. Фраза получается монотонной, вялой, если ударные слоги слишком удалены друг от друга: Показания вышеупомянутых свидетелей запротоколированы. Бывают случаи, когда слоги стоящих рядом слов образуют новое слово, совершенно неожиданное для самого автора. Для благозвучия устной публичной речи необходимо избегать непроизвольной рифмы и звуковых повторов, неблагозвучные аббревиатуры лучше заменять полными наименованиями. (По Т. В. Губаевой.) 17. Прочитайте высказывание П. С. Пороховщикова о благозвучии. Дополните перечень причин, которые нарушают благозвучие речи. Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации... Неверно взятый тон может погубить целую речь или испортить ее отдельные части. Прочитайте следующие слова, подумайте минуту и повторите их вслух: "Любовь не только верит, любовь верит слепо; любовь будет обманывать себя, когда уже верить нельзя..." А теперь догадайтесь, как были произнесены эти слова защитником. Угадать нельзя, и я скажу вам: громовьш голосом. Обвинитель напомнил присяжным последние слова раненого юноши: "Что я ему сделал? За что он меня убил?" Он сказал это скороговоркой. Надо было сказать так, чтобы присяжные услышали умирающего. 18. Прочитайте примеры. Объясните причины неблагозвучия, попытайтесь С января 1999 года за заводом значится задолженность за проданное ему оборудование. В нарушении правил дорожного движения виновны несовершеннолетние Павлов и Иванов. Проверить правильность протокола по показаниям потерпевших. Из-за занавески преступник наблюдал за Степановой. При применении оружия были допущены нарушения. На набережной произошла драка. Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами. 19. Прочитайте речь выдающегося русского судебного оратора Ф. Н. Плевако по делу священника, совершившего тяжкое преступление, в котором он был полностью изобличен. Дело было простым, с прямыми доказательствами виновности подсудимого, поэтому успех защитительной речи зависел не от логической силы, а от эмоционального воздействия. Речь Ф. Н. Плевако состояла всего из нескольких фраз, но священник был оправдан. Какими средствами воспользовался знаменитый адвокат, чтобы сила воздействия его речи была максимальной? Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?
Литература 1 Баранова С. Е., Полянская. В. И. Русский язык в учебно-профессиональной сфере: юридический профиль. М., 2000. 2.Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М., 1995. 3.СергеичП. (П. С. Пороховщиков). Искусство речи на суде. М., 1984. 4.Бояринцева Г. С. Культура речи юриста: Учеб. пособие. Саранск, 1987. 5.Губаева Т. В. Практический курс русского языка для юристов. Казань, 1986. 6.Матвиенко Е. А. Судебная речь. Мн., 1972. 7.Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1981.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |