Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические сведения. Для самостоятельного изучения студентов предлагается тема Информационное сообщение Риторический портрет юриста




СОЗДАНИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ОРАТОРА

Тема 8

Для самостоятельного изучения студентов предлагается тема "Информационное сообщение "Риторический портрет юриста".

Известное высказывание "стиль - это человек" можно понимать и как отражение в речи характера, личности говорящего. Из уст ора­тора мы воспринимаем информацию двуплановую: объективную (о предмете речи) и субъективную (о говорящем человеке).

Этот вид работы предполагает демонстрацию студентом как широты кругозора, общего уровня подготовленности, так и конкрет­ных риторических умений и навыков: отбора нужной информации, оценки информации, ее структурирования, поиска оптимального спо­собы выражения, сохранения единства стиля, использования ритори­ческих приемов с различной целью: заинтересовывания, привлечения и удержания внимания, убеждения. Риторический портрет представ­ляет собой результат многоаспектной оценки студентом качеств лич­ности с конкретизацией лишь тех из них, которые характеризуют его как оратора. В качестве критерия определения базового уровня ора­торской успешности предлагается известная формула Цицерона: по мнению великого римлянина, "...наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и произво­дит на них сильное впечатление". В соответствии с такой целевой ус­тановкой студенты отбирают факты, характеризующие оратора. Рито­рические портреты составляются с использованием материалов реко­мендуемых работ и самостоятельно собранных материалов (как показывает опыт, в последнее время студенты в поисках информации всё чаще используют интернет, что затрудняет возможность проверки степени самостоятельности проделанной работы; в таком случае не­обходимо при предъявлении текста риторического портрета прилагать и исходный, первичный текст, материал которого использовался для создания собственного, вторичного). Заголовок выступления в про­цессе работы может изменяться в соответствии с подобранным мате­риалом и целевой установкой автора. Ограниченность времени для выступления (не более 3-5 минут) требует особого расположения фак­тов, динамичного их изложения, поиска наиболее эффективных форм для выражения мыслей, особых приемов для начала и концовки вы­ступления.

Особую трудность при выполнении задания вызывает неразви­тость умения передать содержание в форме, отличной от формы пер­воисточника (т.е. отсутствие элементарных навыков пересказа), от­сутствие навыков реферирования информации, разделения основной и второстепенной или важной для избранного аспекта и неважной, по­этому следует обратить особое внимание на этот недостаток и пора­ботать над этим умением (выделить различные типы информации, по­добрать синонимичные формы выражения одного и того же, сокра­тить текст до минимума, найти в разных текстах общее и различное, выделить в тексте подтемы, микротемы, сформулировать основную мысль текста, подтемы, микротемы и т. д.).

Для подтверждения выдвигаемых оценок следует обращаться к текстам речей ораторов, поэтому необходимы хотя бы минимальные навыки риторического анализа оригинальных текстов, который про­водится по следующим направлениям: ситуативный (культурный и политический либо судебный контекст создания речи), жанровый (специфические особенности жанра речи), аргументативный (тезис и способы его обоснования; соотношение рационального и эмоциональ­ного компонентов речи), композиционный, стилевой (коммуникатив­ные качества речи), исполнительский, причем каждый характеризует­ся по мере представленности информации.

Итоговый контроль проводится в форме ораторского турнира, который дает возможность студенту продемонстрировать собствен­ные навыки риторической деятельности и оценить соответствующие возможности однокурсников. Довольно большую сложность вызывает требование выступать "не по бумажке", что объясняется отсутствием навыка говорить, а не читать, и также чувством неловкости, стеснения, что постепенно исчезает после регулярных выступлений перед коллективом у доски. Для преодоления мук "ораторской лихорадки" нужно организовать целенаправленную работу по запоминанию текста подготовленного выступления, актуализировав необходи­мость усвоения содержания, а не формы его реализации. Во время турнира студенты демонстрируют как собственно речь (подготов­ленный текст), так и технические возможности, помогающие его восприятию (голосовые возможности, интонацию, паузирование, жесты, позу и т. д.).

Оценивается успешность выступления по специальной анкете, например, помещенной в пособии Поля Сопера "Основы искусства речи" (М., 1992) всеми участниками турнира, что дает возможность избежать субъективности.

Литература

1.Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. М., 1984.

2.Судебное красноречие русских юристов прошлого. М., 1992.

3.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964.

4.Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

5.Сергеич П. Искусство речи па суде. М., 1988.

6.Смолярчук В. И. А. Ф. Кони и его окружение. М., 1990.

 

 


[1] Очаг в греческом доме чтился как алтарь домашней богини Гестии и тем са­мым служил местом убежища: причинить вред или убить прибегнувшего к алта­рю считалось кощунством

[2] 1 Ареопаг - древнейший афинский суд по делам об убийствах. На каменной стеле там были вырезаны законы, которыми искони руководствовался Ареопаг

[3] Экстренное заседание сената было созвано не в обычном для этого здании (так называемой курии), а в хорошо укрепленном месте - храме Юпитера Статора У подошвы Палатинского холма, имевшего военное значение и при наличии опас­ности охранявшегося особенно тщательно. Слово Статор происходит от глагола statere - "устанавливать, основывать; останавливать" и буквально означает Остановитель: по преданию, храм был назван так в честь того, что Юпитер некогда остановил бегство римлян с поля сражения.

[4] Верховный понтифик - главный из жрецов Древнего Рима.

[5] Имеется в виду постановление сената от 21 октября, объявившее о введении чрезвычайного положения, при котором консулы имели полномочия покарать смертью опасного для государства гражданина.

[6] Консуляр - бывший консул/

[7] Император - в Древнем Риме времен республики - высшее почетное воен­ное звание, присваиваемое наиболее отличившимся полководцам.

 

[8] Календы – первый день месяца.

[9] Оптиматы – аристократия.

[10] Комиций - народные собрания (в Древнем Риме).

 

[11] Улицы Рима не имели ночного освещения, и рабы несли факелы перед своими господами. Сопоставление с презренным рабом было крайне оскорби­тельным для аристократа Катилины.

[12] Цицерон намекает на получивший распространение слух о том, что Каталина убил собственного сына от первого брака ради женитьбы на женщине, не пожелавшей иметь взрослого пасынка

[13] Иды - срединный день месяца - были обычным сроком расчета должников с кредиторами. Цицерон угрожает запутавшемуся в долгах Катилине полным разорением, когда в ближайшее время кредиторы, узнав о крушении его замыслов, предъявят к нему свои иски.

 

[14] Аврелиев Форум - городок в 100 км от Рима, который находился по пути к I лагерю Гая Манлия.

[15] Серебряный орел на древке - знамя римского легиона, изображение орла с золотой молнией в когтях. У Катилины, по рассказу историка Саллюстия, была реликвия - серебряный орел, служивший знаменем прославленному полководцу Гаю Марию в его успешных военных операциях.

[16] Здесь в подлиннике - игра слов, соединяющая сходные по звучанию, но разные по значению слова exsul - "изгнанник" - и consul. По-русски можно было бы прибли­зительно передать эту особенность оригинала, заменив слово консул на избранник.

[17] Слово гладиатор здесь имеет значение "разбойник, головорез". Гладиаторы пользовались среди благонамеренных римских граждан дурной репутацией, так как к их услугам прибегали для совершения заказных убийств и поджогов.

[18] 1 Трибунал претора - возвышение на форуме, где восседало высшее должно­стное лицо, занимавшееся рассмотрением судебных дел.

[19] Авспиции - имеются в виду гадания по полету птиц, которые проводились 1 омулом при вступлении на царство; другими словами, при тех же авспициях означает "одновременно".

[20] Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. С. 31.

[21] Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М., 1995. С. 108.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.