Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императивы устойчивого развития 3 страница




В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная – разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа – это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа – это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) – это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Группы, разделяемые по ринадлежности к ним индивидов: ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид – другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, – будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие». Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов. Социальный стереотип – это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Референтной считается группа – социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию (социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности), публику (совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения), а также толпу (временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов).

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги – это общности дискутирующих людей.

Существуют несколько разновидностей социальных кругов:

Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.

Профессиональные круги, или круги коллег, – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку.

Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы.

 

 

Обучающий тест

 

1. К существенным признакам социальных групп не относится …

a) сплоченность b) официальность

c) организованность d) совместная деятельность

2. Наиболее негативное отношение к аутгруппам в обществе выражается в …

a) агрессии b) симпатии

c) неприязни d) недоверии

3. Индивиды воспринимают и оценивают другие группы через …

a) авторитет b) ролевое поведение

c) социальные стереотипы d) самооценку

 

4. Создают общественное мнение следующие социальные группы − …

a) конгломерации b) агрегации

c) социальные круги d) аудитории

 

5. Впервые идея разделения групп на первичные и вторичные была обоснована…

a) М. Ковалевским b) П. Лавровым

c) Ч. Кули d) П. Сорокиным

 

6. Специфическая особенность первичной группы заключается в том, что…

a) первичные группы основаны на антагонистических отношениях

b) в группе существует четкое разделение на социальные статусы и роли

c) отношения между членами группы носят формальный характер

d) отношения между членами группы носят неформальный характер

7. Социальная группа − это …

a) люди со сходными психологическими характеристиками

b) социальная общность, объединенная по территориальному признаку

c) социальная общность без определенных признаков

d) социальная общность взаимодействующих индивидов

 

8. Выделяются по общности политических взглядов следующие социальные группы −…

a) нации b) кооперативы

c) классы d) партии

 

9. Профессиональная команда менеджеров представляет собой − …

a) вторичную группу b) первичную группу

c) социальную агрегацию d) родственную группу

 

10. Характеристикой вторичной группы не являются …

a) формализованные отношения социальной организации

b) опосредованные социальные контакты

c) специализированные цели

d) личностные эмоциональные отношения

 

11. Ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих отдельные группы − это…

a) вторичная группа b) статусная группа

c) внешняя группа d) референтная группа

12. В характеристики первичной группы не входят (-ит) …

a) неформальная социальная организация

b) специализированные, общезначимые цели

c) непосредственные эмоциональные контакты

d) социализирующее влияние на индивида

 

13. Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая …

a) осуществляет контрольные функции

b) осуществляет функцию наказания

c) служит системой отсчета для оценки самого себя и других людей

d) осуществляет функцию социальной мобильности

 

14. Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая …

a) осуществляет функцию социальной мобильности

b) является основой формирования социальных установок

c) осуществляет контрольные функции

d) осуществляет функцию дезинтеграции

 

15. Социальное окружение индивида, в которое включены его семья, его друзья, его родственники представляет собой группу …

a) формальную b) внутреннюю

c) внешнюю d) вторичную

 

16. К этническим группам относятся…

a) этносы, находящиеся на стадии присваивающего хозяйства

b) классы, страты, территориальные группы, граждане государств

c) расы, племена, народности, народы, нации, кланы

d) малые народности

 

17. К первичным социальным группам социологи относят…

a) государство b) жителей мегаполиса

c) поколение d) семью

 

18. «Публика», по мнению Г. Тарда, объединяется на основе

a) родства b) общего хозяйства

c) общего информационного пространства d) харизматического управления

 

19. «Молодежь» – это…

a) профессиональная социальная группа b) родственная социальная группа

c) реальная социальная группа d) номинальная социальная группа

20. Малые социальные группы являются объектом изучения…

a) социологии спорта b) макросоциологии

c) микросоциологии d) социологии рас

 

21. Социальной группой называется…

a) совокупность людей, объединенных общим социальным признаком

b) совокупность людей определенной исторической эпохи

c) любая совокупность людей

d) совокупность людей, собравшихся вместе

 

22. Социологический анализ группы строится на основе…

a) групповой территории b) наименования группы

c) структуры группы d) количества человек в группе

 

23. По происхождению группы разделяют на…

a) цивилизованные и варварские b) большие и малые

c) первичные и вторичные d) феодальные и индустриальные

 

24. Социальные группы, обеспечивающие вхождение индивида в общество, называются…

a) референтные b) первичные

c) дружеские d) вторичные

 

25. Вторичными называются социальные группы…

a) в которых социальные контакты персонифицированы

b) к которым индивид не принадлежит

c) в которые индивид желает вступить

d) в которых социальные контакты носят обезличенный характер

 

26. Референтной группа выступает для индивида, когда он…

a) не знает о ее существовании b) знает ее название

c) сопоставляет себя с ней d) является ее членом

 

27. Группа, поведение в которой регулируется нормативными документами, называется…

a) неформальной b) формальной

c) референтной d) большой

 

28. Примером первичной социальной группы может быть…

a) нация b) очередь в магазине

c) семья d) публика театра

 

 

29. Исследованием поведения толпы и массы занимались…

a) Г. Тард и Г. Лебон b) К. Маркс и Ф. Энгельс

c) Платон и Аристотель d) О. Конт и Г. Спенсер

 

30. Группа, не существующая в реальной действительности, называется…

a) вторичной b) внешней

c) референтной d) номинальной

 

 

5.2. Малые группы и коллективы

 

Справочная информация

 

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Групповая динамика – взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Для исследования социальной структуры малой группы применяется метод социометрии, разработанный Я. Морено. Социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Он принципиально отличается от всех иных социологических опросов. В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах, например, так: «С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Выявляются аутсайдеры – лица с наименьшим количеством позитивных выборов;

Звезды – лица с наибольшим количеством позитивных выборов.

Коллектив – организованная общность людей, объединенных конкретным видом общественно-полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Коллектив – сложное явление; в нем воспроизводятся и реализуются экономические, политические, идеологические, правовые, нравственные, этические и др. общественные отношения. Но коллектив – это не просто собранные вместе люди, а своего рода социальная организация, обладающая рядом взаимосвязанных признаков.

Наиболее важные из них:

1) единство целей всех членов коллектива, т.е. те ценностные ориентации, которые объединяют индивидов в коллектив;

2) руководство – без органа управления нет коллектива, кто-то обязательно должен взять на себя руководящее начало, сплотить людей, распределить между ними задачи, иначе невозможно рационально организовать любую совместную деятельность; знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются (эффект синергии)

3) дисциплина, т.е. выполнение для данного коллектива принятых норм поведения. Как правило, это неписаные моральные нормы, свойственные только данной группе, данному коллективу;

4) относительная устойчивость и длительность функционирования

5) солидарность и самоопределение членов коллектива.

Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Р.К.Мертон выделял следующие типы лидеров:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.