Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реакция потребителя на изменение дохода и цен




 
 


4.3.1. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление». Кривые Энгеля

Увеличение дохода при фиксированных ценах делает воз­можным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия параллельно сдвигается вправо вверх. При снижении дохода — ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ.

Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход-потребление» (ICC - Income Consumption Curse) (рис 5.15).

 

На рисунке 5.15 линия ICC представляет множество всех оптимальных наборов (е, е', е") при изменении дохода потребителя (I <I'<I") и неизменном соотношении цен . Здесь линия ICC имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление.

 

 


Когда одно из двух благ в наборе является инфериорным, то с ростом дохода потре­бление супериорного товара увеличивается, а инфериорного сокращается и, следовательно, линия ICC имеет отрицательный наклон (рис.5.16).

На основании линии «доход — потребление» можно постро­ить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Эта кривая названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, исследовавшего в конце XIX века влияние дохода на характер потребления семей.

Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет по­ложительный наклон,но здесь возможны два варианта (рис. 5.17):

а) c увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свиде­тельствует о сокращении дополнительных приобретений товара. Такой характер кривой типичен для продуктов пи­тания.

б) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения то­вара. В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.

Возможна ситуация, когда товар при достижении опреде­ленного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный. Обычно с ростом дохода потребитель начинает отказываться от изделий из кожезаменителей, предпочитая натуральную

кожу (рис. 5.18).


Товар X (сумка из кожезамените­ля) — супериорный при доходе меньше, чем , и инфериорный — при доходе больше .


На практике нас чаще интересуют расходы на агрегиро­ванные группы товаров — продовольственные, непродоволь­ственные, услуги ит.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля.

Кривая расходов Энгеля характеризует расходы на ту или иную группу товаров в зависимости от уровня дохода покупателя.


Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольственные товары, снижается; доля расходов на жилье, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

 

4.3.2. Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»

 

Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (по­ворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен на товары.

Если цена на товар X последовательно сни­жается (повышается), то каждому значению цены этого товара соответствует своя бюджетная линия. Каждая бюджетная линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Соединив точки каса­ния, мы получим линию «цена — потребление» (PCC – Price Consumption Curve).

На рисунке 5.19 показан поворот бюджетной линии при после­довательном снижении цены на товар X с до , а также построена линия PCC.

На отрезке от до при снижении цены с до увеличение потребления товара X происходит за счет уменьшения потребления товара У. Угол наклона кривой PCC на этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель может увеличить не только потребление товара X, но и потребление товара Y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PСС на отрезке правее . В дальнейшем, когда цена товара X становится совсем маленькой, большая часть дохода потребителя тратится на покупку товара Y. Это показано на графике в приближении линии PСС к пунктирной линии, отражающей максимальное количество товара Y, которое может приобрести потребитель на свой доход.


На основании кривой PCC можно построить линию индивидуального спроса на товар X как функцию от его цены (рис. 5.20).

 

 


 

 

Для этого надо из точек потребительского оптимума и опустить перпендикуляры на ось абсцисс нижележащего графика, а на оси ординат отложить соответствующие значения цен товара X.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.