Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №4




Тема: Эволюционное учение Дарвина.

Актуальность темы: Изучение истории научных взглядов на происхождение живых организмов и их изменяемость необходимо для составления целостного представления об историческом пути развития живой природы, науки, учения о происхождении человека. Знание современного состояния эволюционного учения необходимо для углубления понимания исторического пути развития живой природы.Все это необходимо при изучении медико – биологических дисциплин, связанных с проблемами развития. Для медицины закон Харди – Вайнберга имеет крайне, важное значение, так как позволяет, например, определить число гетерозигот в популяции, которые служат постоянным источником (резервом) патологии в популяции.

Цель занятия:

1.Знать содержание эволюционной теории Ч.Дарвина, ее отличия от предшествующих теорий, значение теории Дарвина для развития науки. Сформировать современное понятие о биологическом виде, критериях вида, причинах изменяемости видов, приспособленности организмов к окружающей среде.

3.Ознакомиться с современным состоянием эволюционного учения, постулатами синтетической теории эволюции, понятиями микроэволюции, видообразование, макроэволюции и т.д.

3.Ознакомиться с историческим путем развития живой природы и происхождением человека.

Студент должен знать:

1.Учение Дарвина. Синтетическую теорию эволюции.

2.Пути и скорость видообразования. Вид. Популяцию. Критерии.

3.Приспособленноть организмов к среде обитания. Макроэволюцию.

Студент должен уметь:

1.Заполнять таблицы. Приводить примеры путей макроэволюции.

2.Учитывать плотность популяции.

3.Приводить примеры приспособленности видов.

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: портреты ученых, глобус, иллюстрации, стенды, набор таблиц: «Виды в роде синиц», «Паразитические черви», «Виды в роде лютиков», «Конвергенция», «Антропогенез» и т.д. Набор муляжей «Происхождение человека».

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. История развития эволюционных идей в додарвинский период. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 266-290. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.11- 49 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.347-414. Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и практической деятельности. 1. Дайте определение биологической эволюции? 2. Что такое эволюционное учение? 3. Какие взгляды на эволюцию у идеалистов и материалистов? 4. Каких взглядов на эволюцию придерживался К.Линней? 5. Какой вклад в развитие биологии внес К.Линней? 6.Кто является создателем первой эволюционной теории, что изменяет живые организмы? 7.Кто из русских ученых до Дарвина высказывал эволюционные идеи? 8.Какие российские ученые подержали учение Дарвина? 9.Назовите российских ученых принявших участие в создании синтетической эволюционной теории.
2.     Эволюционное учение Дарвина         1.Какие биографические данные вам известны о Ч.Дарвине? 2.Назовите предпосылки возникновения учения. 3.Какие виды искусственного отбора выделил Дарвин. 4.Какие научные труды Дарвина вам известны? 5.Что такое избыточная численность и индивидуальная изменчивость? 6. В чем причина борьбы за существование, что это такое? 7. Назовите виды борьбы за существование, приведите примеры. 8. Какая борьба самая острая? 9. Что такое естественный отбор? 10.Назовите положения учения Дарвина.
3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Видообразование.     1.Когда возникла синтетическая теория эволюции? 2.Каковы постулаты синтетической теории? 3.Назовите движущие факторы эволюции. 4.Какие формы естественного отбора вам известны, приведите примеры. 5.Дайте определение микроэволюции. 6.Назовите основные эволюционные факторы. 7.Что является материалом, а кто поставщиком для естественного отбора? 8.Каковы причины волн жизни? 9.Что такое изоляция и ее виды? 10.Как естественный отбор приводит к микроэволюции? 11.Каким образом происходит аллопатрическое видообразование? Приведите примеры. 12. Назовите причины симпатрического видообразования. Приведите примеры.
4. Вид. Популяция –структурная единица вида и эволюции. Приспособленность организмов. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 290-31, 279-281. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.50-172 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.380-387,394-407,416-485. Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и практической деятельности. 1. Дайте монотипическое и политипическое определение вида? 2. Назовите критерии вида? Перечислите известные вам виды? 3. Дайте определение популяции, приведите примеры? 4. Что такое генетическая структура популяции и генофонд? 5. О чем закон Харди- Вайнберга, когда он соблюдается? 6. Какие факторы изменяют генетическую структуру популяции? 7.Какие приспособления организмов к среде обитания вам известны, приведите примеры? 8.Как проявляется забота о потомстве, физиологические адаптации?
5.     Макроэволюция.           1.Дайте определение макроэволюции. 2.Назовите главные направления макроэволюции по А.Н. Северцову 3.Какие организмы находятся в состоянии био. прогресса и био. регресса. 4.Каковы пути достижения биологического прогресса? Поясните, приведите примеры. 5.Дайте определение основным закономерностям эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Приведите примеры. 6.Какие результаты и доказательства эволюции вам известны?
6.   Гипотезы происхождения жизни.       1.Какие теории происхождения жизни вам известны? 2.Назовите основные положения теории биогенеза? 3.Какие эксперименты, когда и для чего провели Реди, Тереховский, Пастер?. 4.Какова теория биопоэза? 5.Какие космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле вам известны? 6.Абиотическая эволюция, чьи опыты доказывают возможность химической эволюции? 7.Каковы этапы биологической эволюции?
7. Краткая история развития органического мира     1.Какие эры и эоны вам известны? 2.Чем характеризуется архейская эра? 3. Как происходило развитие жизни в протерозойскую эру? 4.Сколько периодов в палеозое, что за это время произошло? Как эволюционировали растения и животные? 5. Сколько периодов в мезозое? Когда это было? 6.Как проходило развитие жизни в мезозойскую эру? 7.Когда появились покрытосеменные растения? Птицы и млекопитающие? 8.Развитие жизни в кайнозое? 9. Когда появился человек? Доказательства родства с млекопитающими. Эволюция человека. 10.Движущие силы антропогенеза? Что такое расы?

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите эволюционное учение Ч.Дарвина

Задание №1.

1.Изучите в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 364- 379 Эволюционную теорию Ч.Дарвина.

 

 

2.Заполните таблицу в дневнике «Виды борьбы за существование»

Вопрос Внутривидовая С условиями среды Межвидовая борьба
1.Причины возникновения      
2.Какие особи выживают        
3.Примеры          

 

 

Формирование умений работать с учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по эволюционному учению Ч.Дарвина.       15'
  2.       Изучите синтетическую теорию эволюции.     Задание №2. 1. Изучите в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр.383-394,408-415 Синтетическую теорию эволюции.     2.Заполните таблицу в дневнике «Факторы эволюции по современной теории эволюции и их роль в формировании эволюционных изменений».  
Фактор эволюции Роль фактора в изменении Генофондов популяций Направленный или ненаправленный фактор  
1.Мутационный процесс    
2.Популяционные волны    
3.Гибридизация    
4.Изоляция    
5.Естественный отбор    

 

3.Изучите в приложении, в таблицах и рисунках популяционные волны на примере роста численности мирового населения и его перспективы. Ответьте на вопросы, выводы запишите.

 

  Выработать умение применять и проверять знания, по синтетической эволюционной теории, систематизируя и обобщая знания выполняя задания.     25'  

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  3.   Изучите вид, критерии вида и структуру вида Задание № 3. 1.Изучите на таблицах, приложении и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр. 380-388 вид его критерии и структуру. 2.Заполните таблицу в дневнике «Критерии вида»  
Название критериев В чем заключается Причины неабсолютности критериев  
1.Морфологический    
2.Биохимический    
3.Цитогенетический    
4.Географический    
5.Экологический    
6.Генетический    

 

3.Выпишите примеры известных вам видов и популяций.

4. Пользуясь приложением, просчитайте плотность популяции в Бузулуке и аудитории, какое значение имеют данные показатели.

  Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по систематической единице виду.   30'
  4.   Изучите приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Задание №4. 1.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 394-407 приспособленность организмов к среде обитания.   2.Изучите гербарные образцы и выпишите примеры приспособленности к среде обитания различных видов растений   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по приспособленности организмов к окружающей среде.   25'
  5.     Изучите макроэволюцию     Задание № 5. 1.Изучите на таблицах, иллюстрации и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр.416 -435 макроэволюцию. 2.Заполните таблицу в дневнике «Понятие о микро – и макроэволюции»
Признаки   Микроэволюция Макроэволюция
1.Результат эволюционных преобразований    
2.Механизмы    
3.Длительность    

 

3.Заполните таблицу в дневнике «Биологический прогресс и регресс»

Признаки Биологический прогресс Биологический регресс
1.Численность вида    
2.Площадь его ареала    
3.Число популяций вида    
4.Численность вида    

4.Заполните таблицу в дневнике «Способы достижения биологического прогресса»

Способы достижения Биологического Прогресса Их сущность   Примеры
1.Ароморфозы (арогенез) 2.Идиоадаптация (аллогенез) 3.Дегенерация (катагенез)    

 

Выработать умение применять и проверять знания, по макроэволюции при работе с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний.     25'  

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию № 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.