Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №6. Тема: Экологические системы




Тема: Экологические системы.

Актуальность темы: Экосистемы единицы поверхности Земли и биосферы, от их нормальной жизнедеятельности зависит нормальное функционирование биосферы, здоровье не только растений и животных, но и человека. Пищевые связи в экосистемах обеспечивают биотический круговорот элементов, от их нормальной деятельности зависит движение веществ и энергии. По цепям питания могут двигаться загрязняющие вещества, нарушающие нормальное функционирование растений, животных и человека. Антропогенный фактор создает проблемы биосферы.

Цель занятия:

1.Сформировать современное понятие об экологических системах, как естественных так и искусственных, о биологическом разнообразии, понятие о цепях питания, экологических пирамидах, биотических и антропогенных факторах.

2.Ознакомиться с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды и их воздействием на организмы.

3.Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения экоцентрического образа жизни.

Студент должен знать:

1.Строение и функционирование экологических систем. Естественные и искусственные экосистемы;

2. Абиотические факторы среды, биотические и антропогенные факторы.

3. Сущность биологического процесса круговорота веществ и превращение энергии в экосистеме. Воздействие человека на биосферу, неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

Студент должен уметь:

1.Зарисовывать схему биогеоценозов. Заполнять таблицы, сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности, решать задачи и правильно оформлять документацию.

2.Составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).

3. Заполнять таблицы, научиться выделять отдельные формы взаимоотношений в биогеоценозах, характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания, правильно оформлять документацию.

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: стенды, набор таблиц: «Биогеоценоз леса», «Биогеоценоз пресноводного водоема», «Экологическая ниша», «Ярусность леса», «Закон оптимума», набор полезных ископаемых, набор таблиц: «Цепи и сети питания», «Экологические пирамиды», «Движение энергии в экосистемах», «Пищевая цепь луга» и т.д.

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
  1.   Экологические системы.   1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 314-327. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.173-195. 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.503-538.   Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и применения в общественной и практической деятельности.   1.Дайте определение экологической системы. 2.Что такое биоценоз, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз? 3.Как вы раскроете такое понятие как биотоп? 4.Какое определение биогеоценоза дал Сукачев? 5.Чем видовая структура биогеоценоза отличается от пространственной? Значение биоразнообразия. 6.Назовите функциональные компоненты экосистемы. 7.Кем представлены продуценты, консументы и редуценты? 8.Какие вам известны параметры характеризующие биогеоценоз? Дайте определение, приведите примеры. 9.Чем первичная продуктивность отличается от вторичной? 10.Какие антропогенные экосистемы вам известны? 11. Чем они отличаются от естественных биогеоценозов? 12.Что такое сукцессия? 13. Назовите причины сукцессий. 14.Чем различие аллогенных сукцессий и аутогенных? 15. Каким образом происходит первичная сукцессия? 16. Какие примеры вам известны вторичных сукцессий.  
  2.       Абиотические факторы среды.           1.Дайте определение абиотическим факторам среды. 2.Какие абиотические факторы вам известны? 3.Назовите климатические факторы. 4.Чем орографические факторы отличаются от эдафических? 5.В чем сходство геологических и гидрологических абиотических факторов? 6.Каким действием на организм обладает ультрофиалет?   7. Какое значение имеет видимый свет? 8. Что нам дает инфракрасное излучение? 9.Как солнечное излучение влияет на живые организмы, что такое фотопериодизм? 10.В каких температурных пределах возможна жизнь? 11.Какие организмы являются пойклотермными? 12.Назовите гомойотермных животных. 13. Как приспосабливаются организмы к перепадам температуры? 14. Какое значение имеет влажность? 15. Как организмы приспосабливаются к нехватке влаги? 16.Что такое ионизирующее излучение? Его источник? 17.Какие три вида ионизирующего излучения вы знаете? 18.Каков естественный фон в различных частях биосферы? 19. Какие ткани человека поражаются в первую очередь? 20. Назовите две группы загрязняющих веществ, приведите примеры. 21. На что влияют токсичные вещества в природе? 22.Какие факторы среды являются постоянными? 23.Какие факторы изменчивы во времени и пространстве? 24.Какие факторы считаются лимитирующими? 25.Что такое оптимум и пределы выносливости биологического вида? 26.Что подразумевает экологическая толерантность (валентность)? 27.Какие организмы считаются стенотопными? 28.Кто такие эвритопные виды, приведите примеры? 29.Как называется лучшее сочетание факторов внешней среды?  
  3.   Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.   1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 317-327. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.173-195. 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.542-592.   Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и применения в общественной и практической деятельности.   1.Дайте определение биотическим факторам. 2.Назовите типы связей, приведите примеры 3.Какие типы взаимоотношений вы знаете? 4.Какие позитивные отношения вы знаете? 5.Дайте определение симбиоза, поясните. 6. Что такое кооперация, приведите примеры? 7. Чем мутуализм отличается от комменсализма, приведите примеры? 8.Какие формы комменсализма вам известны, поясните? 9.Что является индифферентным сожительством? 10. Назовите антибиотические отношения. 11.Поясните, что такое хищничество конкуренция? 12. Дайте определение паразитизму, поясните? 13.Дайте определение цепи питания. 14.Чем цепь питания отличается от сети питания? 15.Назовите трофические звенья цепи питания. 16.Чем пастбищная цепь питания отличается от детритной цепи, приведите примеры цепей? 17.Что является источником энергии для продуцентов? Для консументов? Для редуцентов? 18.Как движется поток энергии в сообществе? 19.Какие экологические пирамиды вам известны? 20.Дайте определения различных типов пирамид, приведите примеры? 21.В чем суть правила экологических пирамид?

 

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите экосистему пресноводного водоема Задание №1. 1.Изучите экосистемы на таблицах, стендах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр.519-522 и «Биологии» Ярыгина стр. 175- 180.   2. Выпишите в дневник определение экосистемы, биогеоценоза, биоценоза и биотопа.   3.Познакомтесь с приложением 2 А, составьте схему экосистемы пользуясь таблицами «Схема биогеоценоза», «Биогеоценоз пресноводного водоема», письменно в дневнике ответьте на вопросы.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по экосистемам.   20'
  2.     3.       Изучите естественные и искусственные экосистемы   Изучите категории биоразнообразия и его влияние на развитие человечества. Задание №2. 1.Изучите в «Биологии» В,Н. Ярыгина стр.182-189. А. Выпишите определение экологии человека, акклиматизации. Б. Дайте определение спринтерам, стайерам и микстам. 2.Изучите в «Биологии» В.Н.Ярыгина стр. 189-195 А.Выпишите, какие особенности имеют города, какую площадь суши они занимают, сколько проживает людей в городах, какими заболеваниями они страдают. Б.Выпишите особенности агроценозов, проблемы биосферы, вызванные экстенсивным сельским хозяйством.   3.Познакомтесь с приложением № 2 Б. Выполните задание, письменно ответьте на поставленные в задании вопросы, заполните таблицу. Задание №3 1.Познакомтесь с приложением 2 В. Рассмотрите рисунки в приложении № 108, 38,39, 4,72,6 ит.д. Письменно ответе на вопросы.   2. Изучите в «Биологии» В,Н. Ярыгина стр.180- 182. Выпишите, что такое сукцессия, климакс. Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по искусственным и естественным биогеоценозам.     Формирование умений работы с дидактическим материалом, для систематизации знаний по биоразнообразию.   20'    
  4.   Изучите пищевые связи в экосистемах. Задание №4 1.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр. 538 - 547-388 пищевые связи в экосистеме. 2. Познакомьтесь с приложением 3 А. Выполните задания, в дневнике запишите пример трехчленной цепи питания, проанализируйте пищевые связи в биогеоценозе и запишите. 3.Изучите на таблицах и рисунках в приложении цепи и сети питания. Познакомьтесь с приложение 3 Б, составьте в дневнике сеть питания.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по пищевым связям в экосистемах.   20'
  5.   6.   Изучите экологические пирамиды и взаимоотношения между организмами.     Изучите воздействие человека на биосферу. Задание №5 1.Изучите на таблицах и рисунках в приложении экологические пирамиды. Познакомьтесь с приложение 3 В, составьте и зарисуйте в дневнике указанную пирамиду биомассы. 2.Изучите на таблицах, иллюстрациях и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр.549-573 взаимоотношения между организмами. 3.Заполните таблицу в дневнике «Типы взаимоотношений организмов»
Название. Определение. Примеры.  
1. Симбиоз 2. Кооперация 3. Мутуализм 4. Хищничество 5. Паразитизм 6. Конкуренция 7. Нейтрализм      

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.