Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль местного самоуправления и муниципального управления в социально-политической и социально-экономической системах российского государства и общества




Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «местное самоуправление».

2. Дайте определение понятия «муниципальное образование».

3. Дайте определение понятия «вопросы местного значения».

4. Дайте определение понятия «муниципальное управление».

5. Как соотносятся понятия «местное самоуправление», «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»?

Как уже отмечалось выше, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления являются органами публичной власти, не входящими в систему органов государственной власти, т.е. организационно обособленной частью политической системы.

Оценим поэтому местное самоуправление с позиций теории политических систем и политических институтов. Что мы имеем в современной российской действительности?

Имеются локальные территории с установленными органами государственной власти границами.

Относительно жителей локальных территорий можно говорить как о значительном количестве людей, связанных политическим разделением труда, так как они выполняют определенные политические роли: налогоплательщики (именно в местный бюджет), муниципальные служащие, избиратели (на муниципальных выборах), участники территориального общественного самоуправления и т.д.. Итак, на локальной территории имеется политическое сообщество.

В пределах этой территории существует категория должностных лиц (выборные и другие должностные лица местного самоуправления), решения которых признаются членами политического сообщества (населением) как обязательные.

Можно говорить о режиме на этой территории, который определяется его уставом, общеобязательными правилами, принятыми представительным органом, нормативными актами местной администрации, местными традициями.

Обобщая, можно констатировать, что на локальной территории имеются все необходимые (с точки зрения теории политических систем) компоненты политической системы, системными качествами которой являются власть и наличие общего интереса жителей в удовлетворении основных жизненных потребностей, связанных с местом проживания.

Рассмотрим функционирование системы местного самоуправления на базе модели Истона[19] (рис. 4).

На входе системы выделяются два рода требований и поддержки:

1) требования и поддержка со стороны населения;

2) требования и поддержка со стороны государства.

Поскольку основной задачей местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения, требования со стороны населения заключаются в удовлетворении коллективных интересов жителей в части производства и общественно справедливого распределения услуг систем жизнеобеспечения, включая услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и др.

Поддержка со стороны населения осуществляется в виде выплаты местных налогов и сборов, поддержки должностных лиц на муниципальных выборах, участия в общественных работах, участия в деятельности органов территориального общественного самоуправления, выполнении принятых муниципальными органами решений.

Требования со стороны государства состоят в необходимости исполнения органами местного самоуправления отдельных возложенных на них государственных полномочий, соблюдения законности в деятельности.


 


Рисунок 4. Функционирование системы местного самоуправления по модели Истона


Поддержка со стороны государства обеспечивается созданием правовой базы для деятельности местного самоуправления, закреплением источников доходов за местными бюджетами, передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, передачей необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий ресурсов, реализацией программ государственной поддержки местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, выполняя одновременно и функции власти и функции хозяйствующего субъекта, имеют в своем распоряжении два основных механизма удовлетворения коллективных потребностей населения: регулирование отношений между различными субъектами на находящейся в их юрисдикции территории и непосредственное предоставление необходимых населению услуг. Поэтому выходом системы местного самоуправления являются правовые акты и результаты хозяйственной деятельности.

Обратная связь между входом и выходом системы осуществляется посредством различных средств коммуникации, позволяющих выявить оценку внешней средой результатов деятельности системы и внести коррективы в эту деятельность.

Оценка деятельности органов местного самоуправления населением выражается через местные средства массовой информации, выборных представителей населения в органах местного самоуправления, самими жителями, непосредственно участвующими в проведении сходов, собраний и других мероприятий, позволяющих выявить их мнение. В конечном итоге оценкой деятельности органов местного самоуправления и основным воздействующим фактором со стороны населения являются возможность выражения недоверия выборным лицам местного самоуправления (отзыва выборных лиц местного самоуправления) и его предпочтения на очередных муниципальных выборах.

Государство оценивает деятельность (выход системы) через контрольные и надзорные органы и имеет возможность изменять входящие факторы (исключать из компетенции органов местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий вместе с изъятием соответствующих ресурсов, изменять законодательство) и привлекать к ответственности должностных лиц местного самоуправления, нарушающих действующее законодательство, досрочно прекращать в судебном порядке полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Преобразование (конверсия) требований и поддержки в конечные результаты (нормы и общественные услуги) возможно благодаря наличию внутри системы двух основных структур: структуры выработки норм и структуры управления муниципальным хозяйством. Элементы этих структур могут совпадать.

Входящие функции (политическая социализация и рекрутирование, артикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация) аналогично политической системе государства в целом исполняются, как правило, внешними структурами (населением непосредственно, местными группами интересов, местными общественными объединениями, «муниципальными партиями»).

Исходящие функции (разработка норм, применение норм, контроль за соблюдением норм, а также предоставление и распределение общественно значимых услуг) исполняются «местным правительством» (представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией и др.).

Таким образом, система местного самоуправления представляет собой сложную систему субъектов, объектов, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов и ограничений с целью удовлетворения коллективных потребностей населения путем регулирования отношений и предоставления в результате самостоятельной хозяйственной деятельности общественных услуг. Эта система, являясь подсистемой политической системы России, сама обладает всеми необходимыми признаками политической системы, отличаясь масштабом территории, в пределах которой она функционирует (локализацией), и степенью автономности, характеризующейся, с одной стороны, наличием собственной компетенции, организационной самостоятельностью, с другой стороны – необходимостью действовать в рамках предписаний и установлений, исходящих от государственных органов.

И, наконец, цели и задачи местной власти. Местная власть (местное самоуправление) необходима для решения трех групп задач:

- предоставление социальных и коммунальных услуг, до которых у государства «не доходят руки» (обеспечение населения жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для торгового, бытового, культурного обслуживания населения и т.п.);

- привлечение «невидимых» с государственного уровня местных ресурсов (природных, человеческих, географических и любых других, присущих только данному микротерриториальному уровню). При кажущейся малости таких ресурсов в целом по стране они составляют значительную величину;

- создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений).

То есть, местная власть призвана решать те же задачи, которые стоят перед государством в целом, но в силу ее особенностей имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты (на первом месте – социальные задачи, затем – экономические и только потом – политические).

Таким образом, местное самоуправление является неотъемлемой частью социально-политической и социально-экономической систем современного российского государства и общества, а муниципальное управление – управленческой деятельностью, направленной на достижение целей и решение задач, стоящих перед местным самоуправлением.

С учетом всего изложенного в настоящем параграфе положение местного самоуправления в политической системе России, в системе «государство – общество» можно охарактеризовать как пограничное и представить в виде схемы, изображенной на рисунке 5.

 

 


Рисунок 5. Положение местного самоуправления в системе

«государство – общество»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.