Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское участие в местном самоуправлении




Вопросы для контроля.

1. Какие органы входят в структуру органов местного самоуправления в обязательном порядке?

2. Какие еще органы и при каких условиях могут входить в структуру органов местного самоуправления?

3. Как формируется представительный орган поселения?

4. Как формируется представительный орган муниципального района?

5. В каком порядке избирается глава муниципального образования?

6. Какое должностное лицо может возглавлять местную администрацию?

7. Как формируется местная администрация?

8. Какие органы местного самоуправления являются юридическими лицами?

9. Какие органы местного самоуправления и на каком основании могут являться юридическими лицами?

В процитированной выше Европейской Хартии местного самоуправления[64] содержится положение, согласно которому право на местное самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. … Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом». Приведенная там же норма Конституции Российской Федерации предусматривает непосредственное осуществление народом своей власти.

В связи с этим в Федеральном законе № 131-ФЗ содержится отдельная глава, посвященная непосредственному осуществлению населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления или, иначе говоря, гражданскому участию в местном самоуправлении.

Все названные Федеральным законом формы гражданского участия в местном самоуправлении можно разделить по степени участия на три группы:

1) непосредственное осуществление населением местного самоуправления;

2) участие населения в осуществлении местного самоуправления;

3) выявление мнения населения при принятии решений, связанных с организацией и деятельностью местного самоуправления.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления

а) Местный референдум

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Местный референдум – референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Целью проведения местного референдума является решение непосредственно населением вопросов местного значения. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Правовое регулирование местного референдума осуществляется Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации о референдуме в субъекте Российской Федерации и/или местном референдуме, уставом муниципального образования, муниципальным правовым актом о местном референдуме.

б) Муниципальные выборы

Целью проведения муниципальных выборов является избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Виды избирательных систем и порядок их применения при проведении муниципальных выборов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации о муниципальных выборах в субъекте Российской Федерации, уставом муниципального образования, муниципальным правовым актом о муниципальных выборах.

в) Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Целью голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является отзыв лица, утратившего доверие населения.

Основания для отзыва устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) лица в случае их подтверждения в судебном порядке.

Порядок проведения голосования устанавливается федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с теми особенностями, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, а соответствующее лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Процедура отзыва устанавливается уставом муниципального образования.

Правовое регулирование голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления осуществляется Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации о референдуме в субъекте Российской Федерации и/или местном референдуме, уставом муниципального образования.

г) Сход граждан

Целью проведения схода граждан является осуществление полномочий представительного органа муниципального образования при численности жителей поселения, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Правовое регулирование схода граждан осуществляется Федеральным законом № 131-ФЗ, уставом муниципального образования.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления

а) Правотворческая инициатива граждан

Целью выдвижения правотворческой инициативы является внесение в органы местного самоуправления проекта муниципального правового акта.

С правотворческой инициативой может выступать инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта.

Правовое регулирование правотворческой инициативы граждан осуществляется Федеральным законом № 131-ФЗ и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

б) Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения.

Целью территориального общественного самоуправления является самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориями, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление, являются подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением (посредством проведения собраний и конференций граждан), а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и в этом качестве подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Правовое регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, уставом муниципального образования и/или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

в) Собрание граждан

Собрания граждан проводятся в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления.

К полномочиям собрания граждан относятся принятие обращений к органам местного самоуправления, принятие обращений к должностным лицам местного самоуправления, избрание лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. К полномочиям собрания граждан, проводимого по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, относится принятие решений по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Правовое регулирование собраний граждан осуществляется Федеральным законом № 131-ФЗ, уставом муниципального образования и/или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

г) Конференция граждан

Конференция граждан – собрание делегатов (представителей отдельных территорий), избранных на собраниях граждан.

Цели проведения конференции граждан совпадают с целями проведения собраний граждан.

Конференции граждан проводятся в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Очевидно, что эти случаи определяются размерами территории, численностью населения, отсутствием пригодных для проведения собрания помещений, то есть технической невозможностью проведения собрания граждан.

Правовое регулирование конференции граждан осуществляются Федеральным законом № 131-ФЗ, уставом муниципального образования и/или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Выявление мнения населения при принятии решений, связанных с организацией и деятельностью местного самоуправления

а) Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Целью голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования является получение согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования.

Порядок проведения голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования устанавливается федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с учетом того, что положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Правовое регулирование голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования осуществляется Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации о референдуме в субъекте Российской Федерации и/или местном референдуме, уставом муниципального образования, муниципальными правовыми актами о местном референдуме и/или о голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

б) Опрос граждан

Целью проведения опроса граждан является выявление мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Правовое регулирование опроса граждан осуществляется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

в) Публичные слушания

Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Законодательством установлен перечень вопросов, которые выносятся на публичные слушания в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Правовое регулирование публичных слушаний осуществляется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

г) Обращения граждан в органы местного самоуправления

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные федеральным законом. Должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан осуществляется Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательством субъекта Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан, муниципальными правовыми актами о порядке рассмотрения обращений граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.