Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А я музыку люблю, я танцую и пою




 

Вашему малышу пошел второй год. Музыка постепенно вошла в его жизнь, сделала ее более насыщенной и яркой. Пройдена пер­вая ступенька в музыкальном развитии, очень желательно, чтобы вы придавали ей особое значение. Каковы задачи музыкального развития ребенка от одного года до полутора лет?

Продолжаем последовательно развивать у малыша интерес к музыке; формировать музыкальное восприятие: побуждать его к эмоциональному отклику на музыку при слушании песни или ин­струментальной музыки, обращать его внимание на различение звуков по высоте (птичка летает; контрастно — медведь идет); по­буждать малыша к элементарному музыкальному воспроизведе­нию: к подпеванию отдельных слогов, слов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с мамой и самостоятельно), активному участию в играх под музы­ку; развивать активность, самостоятельность ребенка в музыкаль­ном восприятии и воспроизведении.

Напоминаем, что сначала малыш лишь слушает (воспринима­ет) музыку, и на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь, танцевать.

Родителям можно посоветовать как можно чаще слушать с ре­бенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами полу­чаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большой степени зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного искусства.

Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании му­зыки. Вы включаете магнитофон, и он слушает секунд 20—30. Потом, как и раньше, вы накрываете источник музыки, напри­мер платком, и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите музыку. После такой подвижной «паузы» он слушает музыку с новым интересом.

Какую музыку малыш слушает и на что необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и грамзапись). По­том дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбель­ную. Можно спеть при умывании малыша одну песенку («Водич­ка», русская народная мелодия), при одевании —другую, на про­гулке — третью. Утром, когда малыш встает, ему понравится, если вы споете песенку «Машенька» (муз. А. Филиппенко), естествен­но, называя имя своего крохи. Включая в жизнь ребенка различ­ные песенки, вы поможете ему расти веселым и жизнерадостным. Ему можно дать куклу перед слушанием музыки и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать куклу под музыку, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз при слушании плясовой покажите, как кукла пляшет под веселую музыку, и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы, и непременно под ту же му­зыку.

Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкаль­ных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (вы­соко).

Кроха подражает вам во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть доступны ему, просты и красивы. Если у малыша что-то не получается — не беда! Главное сейчас — чтобы он делал это с удовольствием.

На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко все­му, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождают­ся музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуж­дает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, про­стейшим словам, к звукоподражанию, но и обогащает новыми му­зыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребенок по-прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объем повторяемых им слогов, звукоподража­ний, движений постепенно увеличивается.

Не советуем использовать при слушании музыки показ совер­шенно новых игрушек. Малыш в таком случае перестает слушать музыку, а рассматривает игрушку. Поэтому желательно использо­вать знакомые игрушки.

В этом возрасте вы исполняете для своего малыша песни, до­ступные по содержанию, ярко контрастные по характеру.

Постепенно вы вводите в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия), «Мишка идет в гости (муз. Н. Д. Бордюг) и др. Дети любят слушать песни. Лишь со време­нем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо по­вторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!

Легче малыш осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подра­жанию движениям взрослого. Ребенок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще тан­цуйте под музыку сами или вместе с ним. Он уже может, повора­чивая слегка тело, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с ва­ми в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Посто­янно танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танце­вать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и приме­няете показ лишь тогда, когда ваш малышок затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем, (берутся за руки)

Ручками мы машем, машем, машем, (машут руками)

Ножками топаем, топаем, топаем, (топают ногами)

Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем, (хлопают ладошками)

Постепенно даем понять малышу, что пляску начинают под му­зыку и заканчивают с окончанием ее: разводим руками — «нет му­зыки». После небольшой паузы пляска вновь начинается. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.

Большое значение в воспитании придается совместным играм под мамино пение. Игровые действия все больше регулируются не только показом, но и словами, музыкой. По-прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его к себе лицом, держа за ру­ки, напевая «По кочкам, по кочкам...» и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигают, и малыш как бы проваливается между коленей. Упасть ему вы не даете, крепко держите за руки. Есть и другие игры с подобным «содержанием».

Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!

Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаетесь к ребенку), его быстро догоню» (топаете ногами, как бы догоняете). Ребенок убегает, а вы с воз­гласом «а-а-а» догоняете его. Поверьте, это станет одной из люби­мых игр вашего малыша.

Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир му­зыки, приобщаете к слушанию ее, к азам пения, движению под музыку, не только используя свой показ, но и все чаще побуждая ребенка к действию словами.

По каким признакам можно судить о том, что музыкальное развитие вашего малыша идет успешно?

Ребенок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку, исполняемую на фортепиано, аккордеоне в записи, различает музыкальные звуки по высоте.

С большим удовольствием и интересом включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку <по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоя­тельно, осваивает хлопки, вращение кистями рук, топание ногами и т. п.

Активно включается в игры под пение, музыку.

И вот малышу уже полтора года. Каковы же задачи музыкаль­ного развития ребенка от полутора до двух лет?

1. Продолжайте формировать устойчивый интерес к музыке.

2. Содействуйте развитию основ музыкальности ребенка: ста­райтесь вызвать эмоциональный отклик на музыку; развивайте звуковысотное восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация темб­ра двух контрастных инструментов).

3. Поощряйте желание малыша участвовать в музыкальной исполнительской деятельности: побуждайте к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом топать, прыгать, хлопать и т. п.) — по по­казу и самостоятельно, а также к игровым действиям.

4. Развивайте подражательность малыша, его активность в му­зыкальной деятельности.

Для решения этих задач используются не только уже ранее на­званные музыкальные пособия, но и настольный домашний театр, где разыгрываются «спектакли» по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить под музыкальное сопровождение.

Каким образом следует решать задачи музыкального развития?

Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с пер­вых лет жизни он слушал только такую музыку! Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произ­ведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.

Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребенка уде­лять внимание и классической музыке. Не обязательно при этом заострять на ней особое внимание. Например, малыш играет с иг­рушками на ковре, а вы в это время включили музыку П. И. Чай­ковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если вы лю­бите слушать произведения Л. Бетховена или Ф. Шуберта, пусть и малыш слушает их почаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей.

Перед слушанием музыки ребенок, как и ранее, усаживается на свое любимое место: это может быть диван, стульчик или даже коврик; важно, чтобы он приготовился слушать. Вы заинтересо­ванно произносите: «Музыка!» И потом включаете проигрыватель. К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать музы­кальное произведение в течение 40—45 секунд. После этого мож­но сделать паузу и спросить: «Еще сыграть?»

По-прежнему предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой («Пусть твоя куколка послушает музыку и будет спать или танце­вать под нее») и т. п. Давайте игровые задания на различение вы­соты музыкальных звуков (высоко, низко), тембра (отгадать, что звучало — дудочка или металлофон), динамики (громко — тихо).

Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Бели у вашего ребенка развиты умение слушать музы­ку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. К концу второго года он самостоятельно, в соответ­ствии с характером музыки может переходить от одного плясового движения к другому.

Обычно дети исполняют пляску очень эмоционально. В этом возрасте они с большим удовольствием танцуют в паре со старшей сестренкой, с подружкой, которая пришла в гости. Танцуйте и вы!

Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы исполняете роль ведущего, например, в игре «Мишка идет в гос­ти», а малыш по ходу игры убегает от медведя, которого вы ведете по полу. С удовольствием ребенок играет в народную игру «Жмур­ки»: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под ве­селую плясовую — весело плясать.

Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возра­сте — подпевание. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный реперту­ар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька», «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарай­тесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением выразительно прогово­рить слова и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинте­ресовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удо­вольствием.

Чаще используйте пение в течение дня.

Чего может достигнуть ребенок к двум годам в музыкальном развитии?

Вот проявления его музыкального восприятия:

– заинтересованно слушает музыку и эмоционально реагиру­ет на нее;

– внимательно слушает песню (в исполнении мамы и др.) со словами, а также мелодию этой песни, сыгранную на музыкальном инструменте, эмоционально откликается на нее;

– различает звуки низкого и высокого регистра («медведь ходит» — «птичка летает»), тембры колокольчика, дудочки.

Первые проявления элементарного исполнительства:

– по настроению и по своей инициативе может напевать незатейливые «собственные» мелодии, вместо текста поет гласные зву­ки и слоги;

– подпевает слоги н слова в знакомых песнях, в повторяю­щихся фразах;

– выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топание, прыжки, кружение (под текст), начинает реа­гировать на начало и конец музыки, танца.

И вот вашему крохе пошел уже третий год. Задачи музыкаль­ного развития усложняются. На этом этапе родителям необходимо:

1. Позаботиться о создании у ребенка запаса любимых музы­кальных произведений, выявить его музыкальные предпочтения.

2. Продумать условия для полноценного музыкального разви­тия малыша.

3. Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятель­ности: слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку.

4. Побуждать малыша к музыкальным творческим проявлени­ям, к активности в музыкально-игровой деятельности.

Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетки с удоволь­ствием слушают музыку. Ребенок может.сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это не надолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слушал песенку.

Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо по­стоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержа­нии. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то расска­зывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя (если вы не играете сами, надо иметь соответствующие пластинки или магнитофонную запись). Ну а если у вас нет детских пласти­нок? Как быть в таком случае? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на ме­лодии народных песен в исполнении оркестра народных инстру­ментов), а потом соотнести понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами — зайчика, медведя, птички и т. п. За­тем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не лучший вариант! Лучше приобретать специальные детские альбо­мы и иметь записи классической музыки разного характера: спо­койного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш лег­че воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.

А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребенку повезло с родителями. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.

Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по ули­це, вдруг видят — маленькая птичка летит (муз. «Птичка»). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка вы­скочила и залаяла. Сережа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (поет песенку «Собачка»). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встре­чать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку («Кто у нас хоро­ший» — русская народная мелодия) и т. п.»

В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о выра­зительной эмоциональной речи, соответствующей мимике и, ко­нечно, выразительном исполнении музыкальных произведений.

Если слушание музыки в течение года было регулярным, то ре­бенок сам попросит вас сыграть или включить музыку и с интере­сом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать зна­комую песню или музыкальную пьесу. После слушания предложи­те малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует знакомой песенке.

Желательно, чтобы вы продолжали развивать у ребенка вос­приятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Посте­пенно с вашей помощью малыш узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка — высоко (ана­логично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.

Точно так же постепенно он узнает, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно узнать, кто идет в гости — медведь или зайчик и т. п.

Можно также познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инстру­мент) может звучать тихо или громко. Постепенно малыш усваи­вает, что музыка также может звучать тихо или громко.

В этом возрасте малыш уже способен различать детские музы­кальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.

Предлагая ребенку задании по различению основных свойств музыкальных звуков, вы можете использовать песню «Есть у нас чудесный дом» (муз. Н. Д. Бордюг) о доме, который вы сами сделали из картонной коробки. Перед игрой спрячьте в домик игрушки различной величины (большая птица — маленький птенчик, кошка — котенок и т. п.). Затем вы поете:

Есть у нас чудесный дом, дом, дом, дом, дом,

И живут игрушки в нем, в нем, в нем.

Миша (имя вашего ребенка) к дому

Подойдет, подойдет, подойдет.

Миша спросит: «Кто живет?

Кто в домике живет?»

После исполнения песни имитируете голосом, например, пение птицы-мамы («чирик-чирик»). И если ребенок узнает, кто его зо­вет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу. Впо­следствии он сам будет искать в домике игрушки. В другой раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам дру­гих игрушек: например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы также из домика вынимае­те соответствующую игрушку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.

Напомним, что первоначально вы делаете все сами, затем по­степенно начинаете побуждать малыша к совместной деятельно­сти, и лишь потом он сам станет включаться в исполнительство, петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть громко или тихо на колокольчике и т. д.

Так ребенок все более активно включается в пение.

Если вы хотите с малышом выучить новую песню, помните, что сначала надо дать ребенку ее послушать (и не один раз). Испол­няйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией и в замедленном темпе, а затем постепенно и последовательно во­влекайте его в совместное пение. Попросите ребенка помочь вам. После песенки ему непременно захочется выполнить какие-либо движения по ее тексту (это характерно для данного возраста). И хвалите кроху, если он это сделал.

Если малыш поет с удовольствием, но нечисто, наберитесь тер­пения. Главное для вас — чтобы он пел охотно.

В этом возрасте можно формировать первые творческие прояв­ления у детей в музыкальной деятельности, в частности в певче­ской. Например, вы даете ребенку куклу и предлагаете прослу­шать лесенку про его любимую куклу Катю:

Катю очень я люблю,

Кате лесенку пою.

После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музы­ка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствую­щие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать).

Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм ребенок привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действо­вать. И, конечно, малышу будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным.

Не меньшей популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет «пляску» под песни, вы­полняя несложные движения: топает ножкой, хлопает, полуприсе­дает — эти движения естественны для малыша.

Он любит танцевать в паре не только с мамой, но и с иг­рушкой.

Понравятся крохе танцы с атрибутами: цветочками, листочка­ми, флажками, снежинками, платочками.

Поощряйте, если он что-либо в движении придумал самостоя­тельно.

Несомненно, ориентация на творческие проявления — основа музыкально-игровой деятельности ребенка.

Как и прежде, ваш малыш любит играть. Позаботьтесь, чтобы он помнил такие знакомые игры, как «Игра с мишкой». Теперь слова песни ребенок поет вместе с вами. Не забывайте, что дети в этом возрасте довольно консервативны, они предпочитают иг­рать в уже известные им, хорошо усвоенные игры.

Естественно, разучивайте и новые игры. Наиболее популярны­ми на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и мед­ведь», «Курочка с цыплятами и кошка»,— в которых первая часть — выполнение образных движений, а вторая — бег малыша от медведя, кошки.

По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую (грамзапись) вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему спрятаться. Малыш может отвернуться к стульчи­ку или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите! Об­щая радость, ликование. Снова включаете грамзапись, игра про­должается.

В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей игры элементы костюмов. Музыкальные инструменты пополняют­ся музыкальными шарманками.

Помните, что музыкальность можно развить у каждого здо­рового ребенка. Многое зависит лично от вас.

Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:

· может подолгу и заинтересованно слушать пластинку с за­писью детских песенок, несложных музыкальных пьес, с радостью узнает знакомую мелодию;

· различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания;

· любит петь знакомые песни, поет эмоционально. В зависи­мости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы. Поет самостоятельно в повторяющейся игровой ситуации. Чаще всего ребенок возраста не пропевает верно мелодию, однако не останавливайте его, главное — поддерживать желание петь;

· с удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один. Выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст. Охотно играет в игры под музыку.

 

16. Как прекрасен этот мир! [7]

 

(Начало экологического воспитания)

 

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружаю­щий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходи­мый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в ду­ше каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая полу­чать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружа­ющий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Но­визна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Ни­когда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возра­сте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармони­ческую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувст­вительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик: «Брось эту грязь сейчас же!» Присел возле лужи, чтобы рассмот­реть интересных жучков, которые там плавают. И тут же — пани­ческий возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой се­рый асфальт...

Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и бе­речь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздо­ровительный эффект, помогает снять психологическую напряжен­ность, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир приро­ды, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуман­ное), потребность в ее познании.

С чего же начать?

Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к приро­де? Кто я — хозяин природы или ее часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе? Тревожат ли меня вечные вопросы о мире? Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радо­ваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определен­ным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному...

Мы — часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять ее, лю­бить искренне и глубоко. Такое отношение передавайте и детям. С первых лет жизни ребенка словом и делом воспитывайте у него представление о природе как величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, чувство ответственности за все живое. При этом руководствуйтесь принципом «Не навреди».

Научите малыша всматриваться, любоваться, радоваться и вос­хищаться красотой мира природы, воспитывайте наблюдатель­ность и любознательность. Помните, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмо­циональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отно­шение к миру природы.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эф­фективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющие­ся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с му­зыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществлять­ся в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радост­ное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

В семье следует позаботиться о создании природной развиваю­щей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на да­че, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Постарайтесь приблизить ребенка к естественной при­родной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем са­мые интересные книжки, картинки, рассказы. Немалое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэ­тому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отра­зить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, за­гадках. И это замечательно.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста — это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.