Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меня понимают все




 

(Развитие речи детей на третьем году жизни)

 

Условно этот период можно назвать «Меня понимают все». Что это значит? Функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средст­вом его общения с детьми.

Чем это определяется? Каковы особенности развития речи в данном возрасте?

Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка (получить игрушку, поделиться своими радостями и многое другое) оформляются сло­вами. Совершенствуются все стороны речи (очень быстро пополня­ется словарь, качественно улучшается умение строить предложе­ние и т. д.).

Речь становится средством познания окружающего, продолжа­ет обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо по­нимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непо­средственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д., то есть начинает формиро­ваться планирующая функция речи. Ребенок может заранее ска­зать, что он будет рисовать или строить, и по-своему рассказать об этом. Планирующая функция речи прежде всего появляется имен­но в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.

На третьем году малыш может не только слушать, но и пони­мать литературные произведения, рассказы взрослого, что, безу­словно, обогащает его знания и речевой опыт.

Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство русской речи! Им доступны и интерес­ны такие русские сказки, как «Колобок», «Три медведя», «Машень­ка и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание ребенка на меткое народное слово в этих произведениях. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что ваш малыш воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоя­тельности ребенка.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психиче­ские процессы (мышление, память, внимание, воображение).

Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-дейст­венного характера (о том, что видит, с чем действует). Так, в 2 года 5 месяцев на замечание взрослого: «Ешь скорее, а то остынет» — он возражает: «Творог не остывает», а на вопрос: «По­чему?» — отвечает: «Потому что он не горячий». Вышли гулять, бабушка говорит: «Плохая погода», малыш тут же отвечает: «Сол­нышко спряталось, холодно будет». Ребенку 2 лет 11 месяцев читают стихотворение С. Маршака «Багаж», он спрашивает: «Поче­му потерялась собачка?» — «Убежала».— «Надо было крепче дер­жать в руках»,— делает он вполне осознанный вывод.

Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на осно­ве которого формируются понятия. Причем основой обобщения являются качества, свойства и функции предметов, животных и лю­дей (на вопрос: «Кто летает?» — ребенок 2 лет 9 месяцев отвечает: «Птичка летает, муха летает, самолет летает, а еще пчелка летает»; «Кто работает?» — «Мама работает, папа работает, все работают»).

В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также сви­детельствует о развитии речи и мышления. Каждый ребенок непо­вторим, у каждого свои вопросы: «Откуда лед?», «Зачем ветер?»,

«Почему тучки рассердились?», «Яблоки на дереве растут?» «Рысь кусается?» и т. д. и т. п. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все незнакомое, непонятное, неизвестное порождает вопросы. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные отве­ты. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о пред­метах и лицах, которые непосредственно его окружают. Малышу хочется получить фактическую информацию: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись туфельки?», «Кто пришел?», «Куда ушла тетя?» и т. п. Родители не должны ограничиваться только ответами на вопросы, очень важно при случае самим зада­вать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди?», «Какие цве­точки растут на лужайке?» и др.

Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами.

Поддерживая диалог с ребенком, мы открываем ему возмож­ность общения со взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. На это указывают многие психологи и педагоги. Но простую истину, что общение взрослого с ребенком является или, во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью, не все ро­дители, к сожалению, в достаточной мере понимают. Многие из них, главным образом папы, обращаются к своим детям только для того, чтобы похвалить их, наговорить им нежностей или, наоборот, чтобы сделать выговор, наказать. Спора нет, дети нуждаются и в нежном слове, и порой в выражении недовольства их поведением, но в еще большей степени они нуждаются в непринужденной бесе­де с родителями. Трудно даже оценить, какое огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор родителей с ребенком обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, его нравственности — всей его личности. Но о чем, спросят родители, можно говорить с двух-трехлетним малышом? Как придумать тему для беседы? Да ничего придумывать не надо. Ребенок еще так ма­ло знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.

Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о курочке, коровушке, о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длин­ным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму, и еще о мно­гом другом. Говорить с ребенком надо простым и понятным для не­го языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утом­лять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми роди­тели обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем — значит не обогащать его речь и ум. Наобо­рот, советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемно­гу вкрапливать что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке или что дошло до него понаслышке. Само собой разуме­ется: все новое, что мы сообщаем ребенку,— будь то новое слово или новое знание о природе,— должно соответствовать уровню его развития и понимания, идти навстречу его интересам, наклады­ваться на то, что ему уже известно. Как этого добиться? Путь про­стой, но не очень легкий. Новое надо уметь объяснить с помощью знакомых слов, понятных выражений, изображений на картинке. Одним словом, в новом малыш должен увидеть уже знакомое ему, тогда и это новое предстанет перед ним с большей наглядностью.

Мы упомянули о картинке. Уже со второго года жизни малыша картинки начинают играть большую роль в его развитии, в обога­щении его речи, в расширении кругозора. «Детская природа,— пи­сал великий русский педагог К. Д. Ушинский,— требует наглядно­сти. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картин­ками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету... Пока­зывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сбли­жения с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя кар­тинки». Лучше и точнее не скажешь.

Хорошо бы иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т. д.). Од­ну и ту же картинку можно показывать ребенку много раз, и, если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием ста­нет рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он расска­зать — прекрасно, если нет — родители могут сами сочинить какой-нибудь незамысловатый рассказ, краткий и ясный. Неважно, что ребенок потом будет повторять слова вашего рассказа, а может, и весь рассказ. Надо только постараться, чтобы этот рассказ был прос­тым и в то же время выразительным, достойным подражания, которое является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному сло­весному творчеству. Хочется дать один совет: сейчас продают мно­го ярких, красочных детских книжек. Если вы их можете купить, прекрасно. Но не соблазняйтесь только красочностью того или иного издания, полистайте, посмотрите его содержание, полезно ли оно для развития вашего малыша, доступно ли будет ему.

На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи образной, эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам и прабабушкам. И все-таки не забывайте о них, хотя бы читайте, дайте ребенку возможность насладиться яркой россыпью русского слова.

В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детейречь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его самостоятель­ности. И здесь роль взрослых особенно велика! Родителям следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком. Считаем необходимым предупредить взрослых вот о чем. Бывает, что малыш быстро запомнил стихотворение, сказку и так забавно, по-детски их рассказывает маме и папе, бабушке и дедушке. Но вот пришли в гости знакомые, и родителям очень хочется показать достижения своего любимца. Они просят его рас­сказать одно, другое стихотворение. А ребенок не хочет, стесняет­ся или рассказывает, но так невыразительно... Не надо принуж­дать его. И даже если ваш ребенок свободно держится, сам готов рассказывать еще и еще, не выставляйте его напоказ, во всяком случае часто. Пусть он с малых лет понимает, когда и как можно похвастаться своими достижениями, не становясь назойливым.

И еще одно важное достижение в развитии речи детей данно­го возрастаэто словотворчество.

Классические примеры детского словотворчества приводит К. И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаронился», «глазки выньми», «журчей»... Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а вот вытонула». Замечательный мастер слова пишет, что только глухо­немой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть — не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К. И. Чуковский объясняет та­кое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. «Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем анало­гии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе».

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов дет­ства. Прочитайте его книгу «От двух до пяти», в ней очень много полезных советов родителям.

Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. Вы, наверное, замечали, что в этом возрасте ребенок много играет, рисует, конструирует из кубиков, трудится. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять. Очень полезно, если и вы сами будете играть с детьми. Во время ваших совместных разговоров ребенок услы­шит много слов, легко запомнит их и, уверены, повторит затем в самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятель­ности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незамет­но для малыша вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества со взрослым. Помогите ему.

Вы видите, что ваш малыш начал строить что-то из кубиков: «Что ты хочешь построить, Сашенька? Домик для петушка (или гараж для машины)? Давай вместе построим домик. Принеси мне кубики, пожалуйста. Что ты принес? (Кубики.) Какого цвета куби­ки? (Красные.) Какой домик будет у петушка? (Красный.) А где петушок? Позови петушка, скажи: «Петя, Петя, петушок, иди сю­да». Какой петушок? Красивый петушок. Теперь будем строить до­мик (стройте и говорите)». Малыш, конечно, будет помогать вам. Спрашивайте его, что он делает, какой кирпичик берет, куда по­ставит. В конце «строительства» вместе с ребенком полюбуйтесь: «Какой хороший красный домик для петушка мы построили! Те­перь он будет жить в домике, ему не будет холодно...» Можно стро­ить домики для разных животных, гараж для машинок, и во время вашей совместной работы ребенок услышит и запомнит немало слов: высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий, на­звания цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Словарь ма­лыша пополняется за счет существительных, глаголов (строить, построить, принести, поставить, подвинуть), прилагательных, на­речий (близко, далеко, высоко), предлогов (в, на, под, за) и т. д. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок услышал, выделил сло­во, повторил его, и не раз. Советуем давать детям различные пору­чения: «Пойди поищи в ящике еще один красный кубик», «Пойди попроси тряпочку у бабушки, надо протереть игрушки» и т. д.

Организуя какую-либо деятельность ребенка, родителям сле­дует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстника­ми: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик (сово­чек), поиграйте вместе»... Можно использовать такие приемы, как: «Давай попросим (скажем) вместе», «Я начну, а ты продолжишь». Этим самым вы активизируете словарь ребенка, помогаете ему овладевать словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Итак, на третьем году жизни значительно совершенствует­ся активная речь ребенка. Обобщим основные направления ее со­вершенствования.

Очень быстро растет словарь (до 1200—1500 слов). В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в про­шедшем и будущем времени. Это уже результат становления прак­тической деятельности самого ребенка (игра, рисование, труд), в которой он больше всего сопровождает свои действия слова. Кроме глаголов и существительных, в речи детей широко представлены местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой твоя и т. д.). Дети начинают пользоваться предлогами, в их речи увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позво­ляет им оформлять свои мысли, выражать их предложениями.

Начинает оформляться грамматический строй детской речи, хотя она и состоит преимущественно из простых повествова­тельных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицани­ями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Все чаще они обращаются к взрослым с вопросами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чисто детской конструкцией («Что ли пойдем гулять?»).

Развивается эмоциональная выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки, ска­зочки, рассматривать картинки в книге, говорить о них.

Формируется умение вежливо здороваться, прощаться, бла­годарить, обращаться с просьбой.

Все это, безусловно, влияет на развитие личности ребенка. Он начинает гордиться своими успехами, становится более самостоя­тельным.

Совершенствуется звуковая сторона речи малыша. У него развивается способность к различению звуков языка (фонематиче­ский слух), формируется правильное произношение многих звуков речи, за исключением ер», «л», свистящих и шипящих. Но необхо­димо знать, что правильное произношение звуков на третьем году жизни еще не закреплено, не автоматизировано. Пытаясь воспро­извести правильно новый звук, дети могут искажать уже освоен­ные: «Неня» (Лена), «ибка» (рыбка), «Дед Амоз» (Мороз), «сандат» (солдат), «хавья» (халва)... Нет необходимости приводить еще примеры: они имеются в достаточном количестве в опыте каждой семьи. Недостатки произношения могут наблюдаться до 3—4 лет. Они не должны особенно беспокоить родителей[6] и не требуют постоянных поправок и тем более специальных занятий с ребенком, так как являются результатом не отсталости в разви­тии, а слабости речедвигательного аппарата, его недостаточной тренированности.

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть трудности произно­шения, взрослые, обращаясь к нему, должны говорить спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных звуков и окончаний, избегая длинных слов. Желательно, чтобы вы следили за своей речью не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом. В присутствии детей уделяйте внимание внешней форме речи: не кричите, не говорите много, щадите нервы и слух малыша!

Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нор­мальное явление, если родители с первых месяцев жизни ребенка занимаются с ним, общаются. Родителей должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит ма­ло, употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины. Специалисты выделяют три основные: заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания; органи­ческие поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; недостатки вос­питания, когда ребенок растет «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.

В первых двух случаях необходимо как можно раньше обра­титься к врачу, чтобы своевременно начать соответствующее лече­ние. Нельзя забывать, что, чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.

Итак, к трем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни благоприятствуют этому.

Напомним эти условия:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах дея­тельности и как следствие — доверие малыша к взрослому и го­товность с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверст­никами и детьми разного возраста.

3. Высокая культура речи взрослых: родителей, близких людей и др.

4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.

5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речево­го развития.

6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

7. Предоставление детям в достаточном количестве образова­тельного материала: игрушек, книг, картинок и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.